Жизнь в пресных водах. Жизнь в пресных водоёмах X

Все пресные водоёмы ‒ от временных луж до рек и озер ‒ населённые живыми существами. Одни животные вынуждены приспосабливаться к быстрому течению, другие ‒ к периодическому высыханию их жилья, третьи ‒ научились выживать в условиях жёсткой конкуренции за пищу. Жители водоёмов дышат атмосферным воздухом или кислородом, растворенным в воде.

Жизнь в пресных водоёмах и на их берегах довольно разнообразная, даже на разных отрезках одной и той же реки могут жить совсем неодинаковые виды живых существ. Это связано с тем, что водоём может начинаться высоко в горах и иметь чистую холодную воду с быстрым течением, поэтому её жители будут приспособлены к таким, довольно экстремальных условиях. Когда же эта река протекает долиной, её течение значительно замедлится, температура воды будет немного выше и в ней будут хорошо себя чувствовать другие виды рыб, земноводных и насекомых. Сегодня мы поговорим о различных животных со всех уголков нашей планеты, которые выбрали себе домом пресные водоёмы.

Большеголовая черепаха (Platysternon megacephalum)


фото

Житель горных рек и ручьёв южного Китая и Индокитая. Это хищное животное, имеющее длину панциря до 20 см и охотящееся на водных беспозвоночных, рыб и лягушек. Она имеет очень низкую плодовитость: в кладке всего два яйца. Большеголовая черепаха ведёт сумеречный образ жизни. Очень подвижная. Необычным является умение хорошо лазить по скалам, кустам и деревьям. А голова черепахи настолько велика, что её нельзя втянуть под панцирь. И длинный хвост тоже не вмещается под ним.

Пираньи (Serrasalminae)


фото

Около 25 различных видов пираний населяют реки и озера тропических регионов Южной Америки. Эти хищники нападают на другие виды рыб. Чаще всего их жертвами становятся травмированные или больные особи. Сигналом, который побуждает этих рыб к нападению, есть запах крови. Но рассказы о кровожадности пираний сильно преувеличены. Они становятся опасными, как правило, только в необычных стрессовых ситуациях. Это случается во время засухи, когда реки очень пересыхают и рыбы невольно оказываются скученными в уцелевших водоёмах. Часто в их агрессивности бывает виноват и сам человек. Во многих местах принято сбрасывать отходы скотобоен в реки, таким образом, люди приучают рыб к мясу и запаха крови.

Серая цапля (Ardeacinerea)


фото

Жизнь в пресных водоёмах интересует и самую большую из цапель Европы. Её ареал занимает большую часть Евразии. Серая цапля населяет прибрежные районы рек, озер и водохранилищ. Питается прибрежными и водяными насекомыми, рыбой, лягушками. Также её добычей становятся ящерицы, змеи, мелкие птицы и млекопитающие, которых она находит в прибрежных зарослях. Гнездится колониями, часто вместе с другими видами цапель. В кладке 4-6 яиц. Осенью мигрирует в Западную Европу и страны Средиземноморья.

Японский журавль (Grusjaponensis)


фото

Относится к редким птицам мира. Считается одним из самых красивых журавлей. Питается корневищами, клубнями и сочными побегами болотных растений, склёвывая одновременно различных мелких животных. Пару создаёт на всю жизнь. Гнездо оборудует в заболоченной местности. Птенцы, которые вылупились, отчаянно сражаются между собой, и родителям удаётся вырастить только одного журавлёнка.

Дискус (Symphysodondiscus)


фото

Одна из самых красивых аквариумных рыбок. В дикой природе обитает в пресных водах Амазонки. Дискусы образуют семейные пары, которые бережно ухаживают за отложенной икрой, а потом и за личинками. Когда личинки превращаются в мальков, начинается самое интересное ‒ кормление «молоком». Рыбье «молоко» ‒ густое и богатое белками вещество, выделяемое из кожи дискусов и застывающее по бокам рыбы в виде серовато-желтого налёта. Мальки в первые дни жизни питаются этим веществом.

Капибара (Hydrochoerus hydrochaeris )


фото

Наибольший грызун мира, обитает в тропических и субтропических болотах, реках и озерах Южной Америки. Длина тела до 1,5 м, масса ‒ до 50 кг. Питается прибрежной растительностью. Прекрасно плавает и ныряет. Самка рождает 2-4 хорошо развитых детёнышей, которые вскоре становятся самостоятельными. Капибара живёт как в лесах, так и на открытой местности. Всегда держится около водоёмов, за что и получила второе название ‒ «водосвинка».

Кваква (Nycticorax nycticorax )


фото

Одна из самых распространённых птиц мира. Её нет только в Австралии и на севере Евразии. Житель мелководных заболоченных водоёмов. Получил свое название за своеобразное «ква-ква», которое он выкрикивает во время гнездования. Питается водными беспозвоночными, мелкой рыбой, амфибиями и их личинками. Предпочитает охоту в сумерках, полагаясь на своё замечательное зрение и слух. Кваква ‒ один из немногих видов птиц, который может ловить рыбу на приманку. Гнездится колониями. Массивное гнездо из веток размещается на деревьях или извилинах тростника. В кладке 4-5 яиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

2. (с. 82) Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

3. (с. 83) С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоема и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружочек).

Удивительное озеро

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны ярко желтые кувшинки кубышки. Привлекают внимание растения с листьями похожими на стрелы. Это ряска стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы водомерки. А по водным растениям медленно ползают хищные растительноядные моллюски – прудовики и катушки.

5. (с. 84) Эти рисунки подготовил для вас папа Сережи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. (с. 84) Составьте схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. (с. 85) Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило (с помощью учебника или самостоятельно).

1) Нельзя срывать редкие растения.

2) Нельзя ловить стрекоз.

3) Нельзя ловить раков.

4) Нельзя разрушать жилища бобров и ондатр.

8. (с. 85) По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

Тема сообщения: Интересные факты о бобрах.

План сообщения:

1) Кто такой бобр?

2) Сколько живут бобры?

3) Лучшие строители.

4) Шубка бобра.

5) Зачем бобру такой хвост?

6) Сооружения бобров.

Важная информация для сообщения:

Это млекопитающее отряда грызунов. Бобр является одним из самых крупных грызунов, в Европе он занимает по этому показателю первое место, а в мире - второе после дикобраза. Длина тела достигает 70 см и еще 30 см приходится на хвост. Зверек в естественной среде обитания может прожить до 25 лет.

Все знают, что бобры – отличные строители. Вместо пилы и топора у бобра – мощные зубы-резцы. Бобры предпочитают деревья с мягкой древесиной, но могут справиться и с дубом. Зверек съедает листья и молодую кору, а стволы идут на плотины.

Бобры отлично чувствуют себя и на суше и в воде. Они имеют особенную шубку. Мех бобра очень густой. Его волоски имеют разную длину. Поэтому мех практически не промокает, и при выходе на сушу зверек очень быстро высыхает.

Бобры обладают интересным хвостом, похожим на лопату. Некоторые думают, что хвост помогает бобрам плавать, но это не совсем так. В воде с этой целью они используют перепончатые задние лапы. Хвост же служит больше для удержания равновесия. С его помощью они также регулируют температуру тела, а еще он является своего рода кладовой для хранения жира. Кроме этого, они шлепают им по земле или воде, предупреждая тем самым друг друга об опасности.

Источник информации: книга «Зеленые страницы».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:

в пресных водах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит в нем!

Это пресный………….

водоём!

Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.

в пресных водоёмах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
  • Водоёмы
  • Искусственные
  • Естественные
  • Океан
  • Озеро
  • Водохранилище
  • Канал

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Работа в группах

Ботаники

Стрекоза

Физкультминутка

1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

Приведите примеры экологических связей луга.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел )

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк )

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (жук )

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка )

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный... (водоём).

О чём будем говорить на уроке?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Что такое водоём?

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

Кого можно увидеть на поверхности воды?

В толще воды?

На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка )

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак )

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры )

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка )

V. Обобщение знаний.

Кто где живёт

На поверхности воды

-> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

-> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

-> головастики лягушек и жаб

-> разные виды рыб

-> водоросли

-> моллюски: перловица, прудовик, катушка

-> речные раки

Связаны с водоёмами

-> птицы: утки, цапли

-> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

Какова была цель урока?

Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.