Жизнь в пресных водах. Жизнь в пресных водоёмах X
Все пресные водоёмы ‒ от временных луж до рек и озер ‒ населённые живыми существами. Одни животные вынуждены приспосабливаться к быстрому течению, другие ‒ к периодическому высыханию их жилья, третьи ‒ научились выживать в условиях жёсткой конкуренции за пищу. Жители водоёмов дышат атмосферным воздухом или кислородом, растворенным в воде.
Жизнь в пресных водоёмах и на их берегах довольно разнообразная, даже на разных отрезках одной и той же реки могут жить совсем неодинаковые виды живых существ. Это связано с тем, что водоём может начинаться высоко в горах и иметь чистую холодную воду с быстрым течением, поэтому её жители будут приспособлены к таким, довольно экстремальных условиях. Когда же эта река протекает долиной, её течение значительно замедлится, температура воды будет немного выше и в ней будут хорошо себя чувствовать другие виды рыб, земноводных и насекомых. Сегодня мы поговорим о различных животных со всех уголков нашей планеты, которые выбрали себе домом пресные водоёмы.
Большеголовая черепаха (Platysternon megacephalum)
фото
Житель горных рек и ручьёв южного Китая и Индокитая. Это хищное животное, имеющее длину панциря до 20 см и охотящееся на водных беспозвоночных, рыб и лягушек. Она имеет очень низкую плодовитость: в кладке всего два яйца. Большеголовая черепаха ведёт сумеречный образ жизни. Очень подвижная. Необычным является умение хорошо лазить по скалам, кустам и деревьям. А голова черепахи настолько велика, что её нельзя втянуть под панцирь. И длинный хвост тоже не вмещается под ним.
Пираньи (Serrasalminae)
фото
Около 25 различных видов пираний населяют реки и озера тропических регионов Южной Америки. Эти хищники нападают на другие виды рыб. Чаще всего их жертвами становятся травмированные или больные особи. Сигналом, который побуждает этих рыб к нападению, есть запах крови. Но рассказы о кровожадности пираний сильно преувеличены. Они становятся опасными, как правило, только в необычных стрессовых ситуациях. Это случается во время засухи, когда реки очень пересыхают и рыбы невольно оказываются скученными в уцелевших водоёмах. Часто в их агрессивности бывает виноват и сам человек. Во многих местах принято сбрасывать отходы скотобоен в реки, таким образом, люди приучают рыб к мясу и запаха крови.
Серая цапля (Ardeacinerea)
фото
Жизнь в пресных водоёмах интересует и самую большую из цапель Европы. Её ареал занимает большую часть Евразии. Серая цапля населяет прибрежные районы рек, озер и водохранилищ. Питается прибрежными и водяными насекомыми, рыбой, лягушками. Также её добычей становятся ящерицы, змеи, мелкие птицы и млекопитающие, которых она находит в прибрежных зарослях. Гнездится колониями, часто вместе с другими видами цапель. В кладке 4-6 яиц. Осенью мигрирует в Западную Европу и страны Средиземноморья.
Японский журавль (Grusjaponensis)
фото
Относится к редким птицам мира. Считается одним из самых красивых журавлей. Питается корневищами, клубнями и сочными побегами болотных растений, склёвывая одновременно различных мелких животных. Пару создаёт на всю жизнь. Гнездо оборудует в заболоченной местности. Птенцы, которые вылупились, отчаянно сражаются между собой, и родителям удаётся вырастить только одного журавлёнка.
Дискус (Symphysodondiscus)
фото
Одна из самых красивых аквариумных рыбок. В дикой природе обитает в пресных водах Амазонки. Дискусы образуют семейные пары, которые бережно ухаживают за отложенной икрой, а потом и за личинками. Когда личинки превращаются в мальков, начинается самое интересное ‒ кормление «молоком». Рыбье «молоко» ‒ густое и богатое белками вещество, выделяемое из кожи дискусов и застывающее по бокам рыбы в виде серовато-желтого налёта. Мальки в первые дни жизни питаются этим веществом.
Капибара (Hydrochoerus hydrochaeris )
фото
Наибольший грызун мира, обитает в тропических и субтропических болотах, реках и озерах Южной Америки. Длина тела до 1,5 м, масса ‒ до 50 кг. Питается прибрежной растительностью. Прекрасно плавает и ныряет. Самка рождает 2-4 хорошо развитых детёнышей, которые вскоре становятся самостоятельными. Капибара живёт как в лесах, так и на открытой местности. Всегда держится около водоёмов, за что и получила второе название ‒ «водосвинка».
Кваква (Nycticorax nycticorax )
фото
Одна из самых распространённых птиц мира. Её нет только в Австралии и на севере Евразии. Житель мелководных заболоченных водоёмов. Получил свое название за своеобразное «ква-ква», которое он выкрикивает во время гнездования. Питается водными беспозвоночными, мелкой рыбой, амфибиями и их личинками. Предпочитает охоту в сумерках, полагаясь на своё замечательное зрение и слух. Кваква ‒ один из немногих видов птиц, который может ловить рыбу на приманку. Гнездится колониями. Массивное гнездо из веток размещается на деревьях или извилинах тростника. В кладке 4-5 яиц.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
2. (с. 82) Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.
3. (с. 83) С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоема и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружочек).
Удивительное озеро
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны ярко желтые кувшинки кубышки. Привлекают внимание растения с листьями похожими на стрелы. Это ряска стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы водомерки. А по водным растениям медленно ползают хищные растительноядные моллюски – прудовики и катушки.
5. (с. 84) Эти рисунки подготовил для вас папа Сережи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.
6. (с. 84) Составьте схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.
7. (с. 85) Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило (с помощью учебника или самостоятельно).
1) Нельзя срывать редкие растения.
2) Нельзя ловить стрекоз.
3) Нельзя ловить раков.
4) Нельзя разрушать жилища бобров и ондатр.
8. (с. 85) По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.
Тема сообщения: Интересные факты о бобрах.
План сообщения:
1) Кто такой бобр?
2) Сколько живут бобры?
3) Лучшие строители.
4) Шубка бобра.
5) Зачем бобру такой хвост?
6) Сооружения бобров.
Важная информация для сообщения:
Это млекопитающее отряда грызунов. Бобр является одним из самых крупных грызунов, в Европе он занимает по этому показателю первое место, а в мире - второе после дикобраза. Длина тела достигает 70 см и еще 30 см приходится на хвост. Зверек в естественной среде обитания может прожить до 25 лет.
Все знают, что бобры – отличные строители. Вместо пилы и топора у бобра – мощные зубы-резцы. Бобры предпочитают деревья с мягкой древесиной, но могут справиться и с дубом. Зверек съедает листья и молодую кору, а стволы идут на плотины.
Бобры отлично чувствуют себя и на суше и в воде. Они имеют особенную шубку. Мех бобра очень густой. Его волоски имеют разную длину. Поэтому мех практически не промокает, и при выходе на сушу зверек очень быстро высыхает.
Бобры обладают интересным хвостом, похожим на лопату. Некоторые думают, что хвост помогает бобрам плавать, но это не совсем так. В воде с этой целью они используют перепончатые задние лапы. Хвост же служит больше для удержания равновесия. С его помощью они также регулируют температуру тела, а еще он является своего рода кладовой для хранения жира. Кроме этого, они шлепают им по земле или воде, предупреждая тем самым друг друга об опасности.
Источник информации: книга «Зеленые страницы».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:
в пресных водах»
Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит в нем!
Это пресный………….
водоём!
Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.в пресных водоёмах»
Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.- Водоёмы
- Искусственные
- Естественные
- Океан
- Озеро
- Водохранилище
- Канал
ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ
ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Работа в группах
Ботаники
Стрекоза
Физкультминутка
1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).
Приведите примеры экологических связей луга.
Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик )
На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел )
Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка )
Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк )
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )
Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (жук )
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка )
Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )
Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )
3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.
Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?
Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный... (водоём).
О чём будем говорить на уроке?
Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
ІV. Работа над новым материалом.
1. Беседа.
Что такое водоём?
- Водоём – место скопления или хранения воды.
- Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
- О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
- Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?
2. Показать на карте.
Типы водоёмов.
Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?
Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?
Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.
Проверка. Что интересного узнали?
Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )
4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?
Роль растений в жизни водоёма.
- Дом для животных
- Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
- Пища для животных.
5. Самостоятельная работа.
По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.
Кого можно увидеть на поверхности воды?
В толще воды?
На дне водоёма?
Слайды 8-9.
Отгадайте загадки.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка )
Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак )
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )
Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры )
У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка )
V. Обобщение знаний.
Кто где живёт
На поверхности воды
-> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки
-> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы
В толще воды
-> головастики лягушек и жаб
-> разные виды рыб
-> водоросли
-> моллюски: перловица, прудовик, катушка
-> речные раки
Связаны с водоёмами
-> птицы: утки, цапли
-> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры
Вывод по изученному материалу.
Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.
VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”
Озеро Ханка, река Раздольная.
Слайды 13-18.
Озеро Ханка.
- Расположение: Дальний Восток
- Высота: 68-70 м
- Площадь: 4070 км?
- Объём: 18,3 км?
- Наибольшая глубина: 10,6 м
- Средняя глубина: 4,5 м
- Площадь водосбора: 16 980 км?
- Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
- Вытекающая река: Сунгача
Слайды 19-21.
Река Раздольная.
- Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
- Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
- Устье: Амурский залив Японского моря.
- Длина: 245 км
- Площадь бассейна: 16 830 км?
VІІ. Составление памятки “Человек у воды”
- Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
- Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
- Не разрушай жилища животных!
- Береги лягушек и головастиков!
- Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
- Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
- Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!
VІІІ. Подведение итогов урока.
Какова была цель урока?
Какие знания вы получили?
ІX. Рефлексия.
Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”
Кого можно поблагодарить за урок?
X. Домашнее задание.
- Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
- Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.