Женщины и масонство. «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина — Верховный жрец и Глава церкви Почему женщин не берут в масоны

На вопрос Может ли женщина стать членом масонской ложи и что ей нужно сделать для этого? заданный автором Ёофья Орех лучший ответ это В качестве основополагающего правила всех масонских лож установлен запрет на принятие женщин: «Рабы, женщины, нечестивцы или люди, лишенные морали, не могут быть приняты в орден; в него могут войти лишь люди с хорошей репутацией» . Таким образом, женщины причислялись к категории «нечистых» и безнравственных людей. Но природа женщин распорядилась таким образом, что они считают своим долгом бороться с любыми категоричными правилами, введенными мужчинами. Поэтому, начиная уже с XVIII века не только в США, но и во всем мире начинают создаваться как обоеполые, так и чисто женские масонские ложи. Однако среди некоторых исследователей существует версия, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. В основном в женских ложах существует три или четыре степени посвящения. В ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, которое было предложено самим Люцифером. Так, при возведении каждой посвященной во вторую степень, ей задается вопрос: «Вы товарищ?» . Ответ подразумевается следующего характера: «Мне известен запретный плод» . Далее, новички должны давать определенную масонскую клятву, которая подразумевает исключение каких-либо любовных связей впоследствии: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь подвязку ордена не снимать этой ночью и никогда не выдавать тайны» . Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, подвержен символике Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи было еще в раю в период невинности Адама и Евы. Второе же заседание было в ковчеге Ноя во время потопа. В третий раз заседали три ангела, посланные Богом Аврааму. Четвертое заседание состоялось в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью. Пятое заседание было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Конечно, не стоит забывать, что существует много версий и различных так называемых «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов. К тому же можно предположить, что каких-либо установленных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Конечно, есть определенные императивы, которым должна соответствовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами. Одной из самых известных руководительниц американского женского масонства была Элеонора Рузвельт, жена 32-ого президента США Франклина Делано Рузвельта. Первая леди все свое время посвящала проблемам американских женщин. Уже на съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Можно предположить, что ложа такого рода представляла собой некий феминистский клуб, где обсуждалась дискриминация женщин в США. Самыми известными масонскими женскими организациями в США являются следующие ложи: Орден Восточной Звезды (2 500 000 членов и многочисленные дочерние организации во всем мире) , Белый храм Иерусалима (основанная в 1894 году) , Пурпурный Орден, Дочери Нила, Дочери Моканны, Орден Радуги для девушек и Дочери Труда для девушек.Рассмотрим повинимательнее самую известную масонскую ложу, которая считается преимущественно женской – Орден Восточной Звезды. Эта ложа была основана адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом 28 декабря 1868 года в городе Нью-Йорке. Несмотря на то, что женская ложа была создана мужчиной, со временем она была признана как преимущественно женская. Члены Ордена должны быть старше 18 лет и являться хорошо зарекомендовавшими себя Мастерами. Каждое Отделение ложи состоит из 18-ти офицеров, где подавляющее большинство женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина.

- Для начала задам наивный, но главный вопрос, который терзает всех: кто такие масоны и чем они занимаются?

Масоны - это вполне обычные люди разных возрастов и профессий, которые вступили в братство с древней историей и красивыми ритуалами, чтобы пару раз в месяц собираться для обсуждения докладов на философские и прочие гуманитарные темы, а также заниматься совместными проектами в областях книгоиздания, благотворительности, ну и просто проводить время в обществе друг друга, наслаждаясь дружеским общением. Для вступления в ложу они прошли старинный ритуал посвящения, разработанный еще в начале XVIII века и с тех пор практически не менявшийся.

Главное занятие в ложах - обучение мыслить символами, осмыслять символы разных традиций, проникать в их смыслы и искать символические ключи в себе самих.

Когда масонство начало демонизироваться обществом? Откуда возникли легенды про связь масонства с эзотерикой, сатанизмом и мировым заговором?

Это всё очень разные вещи. Эзотерика - это вообще любые символы, учения, знания, виды деятельности, которые одна группа людей практикует или изучает в тайне от других групп людей. Оккультизм - это старинные тайные науки вроде алхимии и астрологии, или практики вроде спиритизма. Сатанизм - это вообще черт знает что, все называют этим словом разное. Но предположим, что это религиозное поклонение черту. Мировой заговор - это такая религия нашего времени, когда люди утратили веру в богов старинных церквей и стали верить в то, что миром управляют не боги, а такие же люди, как они сами, но только очень богатые и злые.

Масонство ко всему этому не относится никак, но в него всегда вступали люди, интересующиеся религией и оккультизмом, собиравшиеся за закрытыми дверями (то есть «эзотерически»), вот их постоянно и подозревают в подготовке каких-то заговоров.

Любое правительство ненавидит, когда люди без его контроля собираются между собой и не отчитываются, что они там обсуждают. Никакая официальная церковь не любит, когда люди перестают нести в нее деньги и начинают обсуждать религиозные вопросы в своем закрытом клубе.

Поэтому испокон веков официальная пропаганда большинства стран работала против масонства, и до сих пор последствия этого доминируют в информационной сфере.

- Как вы сами относитесь к эзотерике?

Как к своеобразному мировоззрению, одному из путей развития человеческой мысли и нравственности. Ведь в обычном бытовом понимании эзотерика - это изучение тайн природы и человеческой души силами узкой группы заинтересованных соратников, которые не стремятся делать свои увлечения достоянием широкой общественности. Мне такая эзотерика близка и интересна. К старинным оккультным наукам и практикам я отношусь скорее как современный человек - с почтением, как к этапам в познании людьми мира и самих себя, но без особой веры в их истинность и действенность. Мне в этом плане ближе современная наука.


В конце концов, алхимия - это просто средневековая химия, а посвятительный ролевой ритуал с испытаниями водой и огнем - это просто средневековая психотерапия с расстановками и шоковыми элементами.

По специальности я историк, и более всего я в современности ценю ее преемственность относительно прошлого, логичность и знание своих истоков. Поэтому любить науку и не любить эзотерику, почитать религию и презирать эзотерику странно и глупо, ведь всё это - этапы формирования человеческого мировоззрения, элементы его сложной духовной жизни.

- Как можно вступить в масонскую организацию? Какие существуют ограничения?

В наше время вступить в масонство и легко, и сложно одновременно. Практически все масонские организации имеют сайты в интернете, куда можно отправить заявку с указанием номера телефона.

Стать масоном в большинстве послушаний может любой человек старше 21 года, который верит в Бога и бессмертие души, стремится к духовному росту и готов тратить на организацию время (1–2 вечера в месяц) и деньги (взносы от 3 до 10 тысяч в год).

Критерии могут различаться. В России женщин принимают только в три масонские организации из восьми существующих. В две из восьми принимают неверующих. Но в целом после ознакомления с сайтами разных лож каждый может найти себе то, что подходит больше всего.

- В какие именно ложи может вступить женщина, желающая стать масоном?

Это Великая символическая ложа России устава Мемфиса-Мицраима, орден «Право человека» и ложи Великого Востока Франции. А в группу Великой женской ложи Франции принимают только женщин. Критерии приема остаются везде теми же, что и для мужчин.

- Нет ли снисходительного отношения к женщинам даже в смешанных ложах?

Нет, они совершенно равноправны, занимают такие же офицерские посты, как мужчины, наравне с мужчинами занимаются всеми видами деятельности. Говорят, что атмосфера в смешанных ложах гармоничнее и спокойнее, чем в ложах «однополых», и я сам могу это подтвердить.


- Не порицает ли братство романтические отношения между членами смешанной ложи? Или таких случаев не было?

В принципе это не поощряется, потому что ложа - не клуб знакомств, а место духовного поиска. Но люди есть люди, причем их свобода является обязательным условием приема: человек должен несколько раз во время ритуала посвящения подтвердить, что действует по своей доброй воле и без принуждения. Ну а как принять свободного человека и начинать его ограничивать в личной жизни? Поэтому, конечно, пары и образуются, и распадаются, и бывает, что масоны приводят в ложу за собой спутников или спутниц жизни. По неписаным законам, рекомендуется их разводить по разным ложам, чтобы личные отношения не мешали братско-сестринским. Но на деле это соблюдается редко, разве что при распаде пар такое бывает чаще.

- За что могут изгнать из масонского общества?

Сразу исключаются все осужденные по уголовным статьям обычным судом. Отчисляются за постоянную неуплату взносов и отсутствие в ложе без уважительных причин в течение долгого времени. В случае серьезных нарушений масонских законов: разглашение имен других масонов, внесение раздоров в ложу, финансовая нечистоплотность и т. п. - собирают особый масонский суд чести из авторитетных братьев и/или сестер и тоже могут принять решение об изгнании.

- Имеет ли для братства значение род деятельности будущего масона?

Никакого. В масонство принимают представителей всех профессий и образов жизни. Главное - соответствие масонским критериям отбора кандидатов и согласие всех членов ложи принять его или ее к себе в компанию.

Как вы считаете - почему вокруг масонства до сих пор полно предрассудков и неверных суждений, хотя информация находится в открытом доступе, и немало масонов открыто к общению?

Известно пушкинское выражение: «Мы ленивы и нелюбопытны». Это действительно так. Люди не любят, когда им ломают стереотипы. Им неинтересно узнавать новое. Если кто-то увлекается темой масонства (да и любой другой темой), он узнает реальное положение вещей. В наше время это дело пяти минут. Ну а если это человеку не важно, не нужно, не интересно, то какая ему разница? Как говорил Сет из «От заката до рассвета»: «Да живи ты двести лет - или сдохни завтра. Мне пофигу».

- Правда ли, что главная тайна масонства состоит в том, что никакой тайны нет?

Это всегда было так. Первые публикации в открытой печати масонских ритуалов появились в первые же годы существования масонства в Англии. Сейчас любой, даже некогда самый тайный, масонский текст можно за пару кликов найти в интернете. Но примечательно, что вообще само представление о том, что масонство хранит какие-то «тайны», создали не масоны, а антимасонские пропагандисты. Сами масоны про это никогда не говорили, но подчеркивали, что пускают к себе только тех, кого считают подходящими лично им. То есть масонство - не тайное, а просто закрытое общество.

Снаружи закрытость, конечно, воспринимается со злобой и провоцирует на мысли о тайнах. Тайна подразумевает какой-то контент: недоступные другим знания, умения, сведения. Но в масонстве этого нет.

Есть уникальный способ нравственного совершенствования: старинный способ развития души и ума, ну, как физзарядка развивает тело. Однако узнать его можно только в процессе масонской работы, следовательно, проникнуть в эту тайну (если считать этот метод тайной) можно, только став настоящим масоном, то есть по законному праву, а «выкрасть» эту тайну невозможно, потому что она нигде не записана и не поддается описанию вообще. Ее можно только прожить. Официально масонской тайной считаются опознавательные знаки и пароли, но они уже тоже сотни раз обнародовались в прессе.


- Какую литературу о масонстве вы посоветовали бы?

Те, кому интересна тема масонства, могут купить или скачать бесплатно мои книги «Коса и камень» и «Масоны ответят», которые легко найти в сетевых библиотеках и магазинах. Я старался написать именно курс «ликбеза» для тех, кто хотел бы начать знакомство с темой, чтобы потом обратиться к более серьезной литературе. Впрочем, она в основном посвящена истории масонства (труды А.И. Серкова, Ю.Е. Кондакова, Р.Ф. Гоулда, А.Э. Уэйта и др.), а по философии, современной структуре, социальной роли масонства прочесть почти нечего. Можно порекомендовать лекционные курсы покойного Л.А. Мациха, обзорные сочинения по масонству Т. Дедопулоса, К. Макналти, Дж. Ридли, Т. Соколовской, Д. Смита и других. Ко мне еще можно зайти на страницу , чтобы в реальном времени задать любой вопрос и получить на него ответ.

Какова ситуация масонства в современной России? Сколько в настоящий момент действующих лож на территории РФ?

Масонству в современной России вот уже 25 лет, первая ложа после длительного перерыва была учреждена еще при СССР, в апреле 1991 года в Париже, а в России она впервые провела работы во время августовского путча, 20 августа 1991-го. С тех пор российское масонство развивалось довольно бурно, при этом охватывая довольно малое количество участников.

Численность российских лож была всегда невелика, но при этом к настоящему моменту в стране представлены все имеющиеся в мире типы масонства - организации всех мировых масонских союзов всех видов.

В стране есть четыре самостоятельные независимые организации, на равных сотрудничающие с организациями масонов других стран: Великая ложа России, Объединенная великая ложа России, Великий Восток народов России и Великая символическая ложа России и союзных стран, а также есть четыре местных отделения иностранных союзов: две ложи Великого Востока Франции, одна ложа Великой ложи Франции, одна ложа Международного смешанного масонского ордена «Право человека» и группа посвященных Великой женской ложи Франции, ожидающая открытия собственной ложи в России. Во всех послушаниях вместе при этом насчитывается не более тысячи человек.

Масонские группы в России, как и во всем мире, не обязательно дружат между собой и уж в любом случае не являются чем-то единым: это независимые отдельные организации, которые между собой либо дружат и ходят друг к другу на собрания, либо игнорируют друг друга, либо враждуют, - всё как у всех.

- Чем принципиально отличается нынешнее масонство от масонства, предположим, века девятнадцатого?

Принципиально - ничем. Те же ритуалы, те же облачения, архаичный язык, абсолютно те же нравственные основы братства, те же символы, те же виды деятельности, что и раньше, и всегда.

Меняются только внешние формы: свои доклады масоны в наше время зачитывают в ложе не с рукописи, а с планшета, отапливают свои храмы не жаровнями с углями, а газом и водой, а свечи у них теперь довольно часто электрические.

Фартуки им вышивают не жены вручную долгими ночами, а немецкие программируемые станки на китайской фабрике.

- Нужно ли масонам сохранять анонимность вне братства? Или это не является обязательным условием?

Нет, не нужно. Каждый масон имеет полное право рассказывать о своем членстве в братстве кому угодно. Но при этом ему строго запрещено раскрывать членство других людей без их согласия. Ну и поскольку любое публичное выступление масона воспринимается зрителями и читателями как выступление от имени масонства, желательно заранее уведомлять руководство ложи о таких выступлениях, если масону предлагают где-то выступить, хотя в любом случае никакой масон не имеет права говорить от имени всего братства в целом, но только высказывать свое личное мнение - это тоже старинный и строгий закон.

Как реагируют люди, когда узнают, что перед ними масон? Ведь для большинства масонство - это что-то сказочное и даже дьявольское, они представляют скорее подвалы с горящими свечами и жертвоприношениями, нежели благотворительную организацию.

Я очень давно не встречал людей, которые не знали бы меня заочно заранее, поэтому мне трудно судить о подобной реакции. Но помню, что раньше это вызывало недоверие или иронию. Люди, сколько ни пиши и ни говори о масонстве, все равно думают, что это нечто пыльное, старинное, из прошлых веков, в наше время не существующее или существующее, но «не настоящее», «ряженое». А между тем масонство каким было, таким и осталось, да и контингент в нем существенно не поменялся со временем. Враждебности, страха я никогда не видел в реале, - только на форумах и в соцсетях, но там вообще чего только не бывает.


Тут несколько факторов. Работа, связанная с круглосуточным присутствием в интернете и ежедневная возможность переключаться с нее на другие занятия, но тоже в Сети. Высокая скорость печати. Но главное, конечно, - природная склонность объяснять, отвечать на вопросы, делиться всем, что знаю или узнаю. Я, по всем признакам, должен был стать вузовским преподавателем, даже проработал им три года, но были девяностые, не сложилось. Ну а масонство знаменито тем, в частности, что способствует выявлению в любом человеке именно того дара, которым он может быть полезен братству. Я стал с возрастом неплохим популяризатором, вот и пользуюсь.

- Как можно вычислить масона? Есть ли у вас особый культурный код, свои фишки вне храма?

Большинство масонов в наше время гордятся своим членством в ложах, ну или им это просто прикольно.

Поэтому обычно не нужно никого «вычислять»: масоны очень часто носят в обычной жизни перстни, значки, галстуки, броши с легко узнаваемой масонской символикой.

Между собой, конечно, они обмениваются какими-то словечками и фразами для внутреннего употребления: цитатами из ритуала, сравнениями и примерами из жизни ложи, у них есть свои особые анекдоты, - ну как у любой социальной профессиональной группы, как у программистов, толкиенистов, врачей или геймеров.

Кстати, о храме: может ли посторонний человек каким-то образом распознать масонский храм? Насколько я понимаю, его цель - оставаться незаметным.

В России нет пока еще домов, которые строились бы как масонские храмы. Российские ложи собираются в арендованных помещениях, которые перестраиваются из подвалов, актовых залов, - а чаще они просто арендуют залы в гостиницах для проведения собраний, куда привозят свое оборудование в баулах и коробках, а потом увозят обратно. Поэтому отличить масонский храм от других помещений нельзя. Но если и когда в стране будут строиться особые масонские храмы, как в Европе и Америке, то тогда, как и там, по ним будут наверняка водить экскурсии для всех желающих. Масонский храм сам по себе не является тайной. В России адреса храмов не афишируют и сообщают только своим исключительно по причине неоднозначного отношения к масонству в обществе.

Много ли людей вступает в ложу исключительно из любопытства (что, насколько я знаю, строго запрещено)? Как быстро их разоблачают?

Некоторый процент таких людей определенно есть. Современный человек с парой извилин уже к 20 годам отлично умеет маскировать свои настоящие мысли, проходить собеседования при поступлении в вузы, при найме на работу, говорить то, что от него хотят слышать, - ну, и в результате человеческий фактор приводит к тому, что проводящие предварительные собеседования Мастера могут допустить к приему того, кто их вот так сумел обвести вокруг пальца. Но это не принесет такому человеку пользы. Он уже через пару собраний удовлетворит свое любопытство и уйдет, потому что масонство - это в основном скучно. Если не интересоваться им.

Уйти из ложи просто: достаточно написать заявление на имя ее руководителя. Отсев в течение первого года после приема обычно составляет около трети.

Сюда входят и «ведомые единым духом любопытства» (это действительно фраза из ритуала), и те, кто хотел править миром или научиться делать золото - и жестоко обломался, и не готовые платить за возможность обсуждать по выходным символику соборов или «пифагоровы штаны», и не желающие связывать себя обязательством ходить на собрания раз в месяц, и не увидевшие среди членов ложи президентов корпораций или депутатов Думы (хотя их предупреждали, что и не увидят), и так далее. Главная причина отсева - нереализованные ожидания, поэтому во время собеседований перед приемом кандидату важнее всего максимально честно и подробно обсудить с пришедшим к нему масоном всё, что он хотел бы узнать о братстве заранее. Просто чтобы никому не огорчаться потом.

Понятно, что каждый человек переживает разный опыт и развивается по-своему, но все же - что в широком смысле приобретет тот, кто решит вступить в масонскую ложу?

В наше время уже фактически завершен процесс атомизации общества, в первую очередь, из-за цифровой технологической революции и слома идеологических систем, которые все превратились в пародии на себя.

Либеральная демократия, социализм, фашизм, монархизм, анархизм, традиционная семья, традиционные церкви, профсоюзы, массовая культура, - они для современного человека уже все протухли, не работают, ничего не значат, распродались и превратились в свои противоположности, то есть перестали отличаться одна от другой.

Поэтому люди с минимумом работающих извилин в этот кризисный переходный период испытывают одиночество, тревогу, страх и очень нуждаются в семье, соратниках, единомышленниках, хотя не обязательно признаются себе в этом. Современный молодежный хипстерский идеал - нелюдимый, истеричный, «странный» и очень милый аутист - это же типичное проявление коллективного бессознательного, страха людей и потребности в людях. А идеал гопника - это его «банда», его «мамка и батя». В период позднего Средневековья, в эру тогдашнего технологического и общественного кризиса, эти образы были теми же самыми - христианский отшельник и вечно пьяный наемник.

Это я к чему? К тому, что именно тогда сложились ремесленные корпорации в том виде, в котором они смогли стать настоящей опорой для своих членов, служа центрами материальной и моральной поддержки им самим и их родственникам. Они избавили ремесленников и шире - вообще средний класс, тесно к ним примыкавший, - от окружавших опасностей. Когда в эти ремесленные гильдии в поисках такой же поддержки стали вступать купцы и интеллигенция, и появилось масонство, каким мы его знаем.

И в наши дни оно выполняет ту же самую функцию: оно предоставляет человеку круг единомышленников со сходными идеалами, интересами, уровнем культуры, и эти люди могут и будут оказывать помощь в духовном и интеллектуальном развитии, по-дружески поддерживать, помогать в делах - того же ожидая и в ответ. И все вместе они могут делать что-то радующее и их самих, и других (что тоже радует их самих). В наше время эта первичная задача масонства, по-моему, гораздо важнее обучения религиозным и эзотерическим мировым традициям, что тоже входит в его функции, но в наши дни уже вполне посильно человеку и без вступления куда-либо.


Орден
17.06.2010

Политика регулирования членства в Ордене Вольных Каменщиков определяется положениями его нормативных документов, а именно Конституций Андерсона 1723 г. и «Поэмой о нравственном долге», более известной под названием «Манускрипта Regius» 1390 г. Также существует несколько редакций так называемых «ландмарок», т.е. «веховых столбов» Ордена, в которых в сжатом виде содержится его основное законодательство. Ландмарки являются неизменными и обязательными для соблюдения всеми регулярными Вольными Каменщиками. Определенные дополнительные требования, в частности, к кандидатам могут выдвигаться различными масонскими юрисдикциями, например, Великими Ложами стран или отдельными символическими ложами, принимающими кандидатов, и в таком случае эти нормы закрепляются в их Общем или Внутреннем регламенте и также приобретают силу закона.

Орден Вольных Каменщиков является древнейшим из существующих на настоящий момент посвятительных обществ. Он гордится своими традициями, неизменно хранит им верность и отлично осознает, что именно за счет следования своим традициям существует ныне в форме, минимально удаленной от древнейших и лучших образцов Царственного Искусства. Невключение в число потенциальных кандидатов тех или иных групп лиц определяется и мотивируется, в основном, древними традициями Ордена и необходимостью хранить их в неизменном виде, несмотря на то, что, с точки зрения современности, некоторые из данных требований несомненно устарели. Однако в случае если Орден изменил бы свои древние ландмарки в угоду времени, он просто перестал бы быть самим собой, а стал бы чем-то, пусть даже, может быть, и более совершенным, но иным, то есть перестал бы быть Орденом Вольных Каменщиков.

В общем и целом, согласно древним законам Ордена, со временем подвергнувшихся лишь незначительным изменениям, в регулярный Орден принимаются совершеннолетние свободные верующие мужчины добрых нравов, способные учиться, повиноваться, заниматься благотворительностью и имеющие склонность к наукам и искусствам.

Под «регулярным Орденом» в данном случае понимается собственно Орден Вольных Каменщиков, стоящий на позициях веры в Бога, Великого Строителя Вселенной, и соблюдающий неизменные ландмарки Ордена в полном объеме. Кроме регулярной ветви, существует так называемое «либеральное» масонство, в частности, допускающее членство атеистов и женщин (в форме отдельных женских лож или смешанных организаций), однако данная статья относится только в регулярным послушаниям.

Прием в регулярный Орден осуществляется по следующей схеме: после подачи прошения о приеме кандидат проходит ряд собеседований - 1) с братом-мастером ложи, в которую подано прошение; 2) с братом-офицером этой ложи; 3) (часто) с Досточтимым Мастером этой ложи. Затем кандидата приглашают на общее собрание данной ложи, и он с завязанными глазами вводится в зал собраний после открытия работ и должен ответить на вопросы любого из присутствующих братьев. По результатам опроса ложа проводит голосование, о результатах которого кандидат уведомляется впоследствии. В случае положительного результата голосования кандидат получает наименование аспиранта, приглашается на следующее собрание ложи, и там проходит его посвящение в Орден. Таким образом, процесс приема предельно субъективен, потому что братья ложи должны сами решить, смогут ли они назвать кандидата братом и принять его как равного в свою ложу. Следовательно, все неясности в соответствии кандидата критериям отбора разрешаются в процессе бесед с ним и опроса в открытой ложе. Приведенные ниже критерии отказа в членстве носят абсолютный характер и во время бесед и опроса рассматриваться, уточняться и оспариваться не могут. Наиболее важный в данном контексте вопрос религиозной принадлежности рассматривается, за исключением случаев явного атеизма, братьями ложи.

Итак, по древним законам Ордена, его членами, а, соответственно, и кандидатами на членство в нем, не могут стать лица, не отвечающие требованиям, изложенным выше.

1. Женщины

Орден Вольных Каменщиков первым требованием, предъявляемым к кандидату, называет требование от него быть человеком свободным. В исторический период становления Ордена в середине XVII в. говорить о свободе женщин не приходилось, до всеобщего избирательного права, узаконившего равенство полов, оставалось еще два с половиной века. Женщина считалась зависимой от своего отца, потом мужа, потом сына. Свободна она не была.

Орден Вольных Каменщиков в начале своей деятельности являлся гильдией ремесленников-строителей. Присутствие в гильдии женщин-каменщиц не наблюдалось. Существует и неявная социальная причина недопущения женщин на масонские собрания в качестве членов. После превращения оперативного (деятельного) масонства в спекулятивный (умозрительный) Орден на его родине, в Англии, он приобрел форму, наиболее привычную для английских аристократов того времени, а именно форму клуба. В клубы английского образца женщины не допускались вплоть до конца II Мировой войны. Предназначены же подобные клубы и были тогда, и ныне, для отвлечения мужчин от повседневных забот, в частности, семейных, объединение их для отдыха, привычного в мужской компании (исключая разврат), обеспечения общения на привычные им темы, в то время как в семьях мужчины обычно лишены общества себе подобных и общение их на «мужские» темы ограниченно.

Женщины - жены, невесты, подруги, сестры, дочери, матери и иные родственницы Вольных Каменщиков - могут посещать ежегодные или ежеполугодичные общие собрания-банкеты, специально предназначенные для семейного отдыха братьев, а также иные назначаемые ложами с той же целью мероприятия, от бесед философско-этического характера в стенах ложи до совместных выездов братьев на экскурсии и на природу.

2. Атеисты

Во время бесед и опроса, а также подавая прошение о вступлении, кандидат обязан подтвердить свою веру в Единого Бога-Творца, бессмертие души и (часто) явленное Откровение Бога человеку.

Согласно Конституциям 1723 г., Вольный Каменщик не может быть атеистом, поскольку работы ложах ведутся во Имя Великого Строителя Вселенной, то есть Единого Бога- Творца, в различных конфессиях именуемого по-разному. Ритуальные собрания лож открываются и закрываются молитвой, торжественные обязательства приносятся на Книге Священного Закона (в зависимости от вероисповедания кандидата это может быть практически любая священная книга - Библия, Тора, Коран, Трипитака и т.д.). Поэтому как бы кандидат ни называл Бога, он имеет право на вступление в Орден, если верует в Его бытие и считает ту или иную книгу настолько священной, что обязательство, принесенное на ней, будет для него свято.

3. Политеисты

Согласно п. 2, для кандидата необходима вера в Единого Бога. Большинство современных так называемых языческих исповеданий являются подвидами течения «нью-эйдж», испытавшего на себе немалое влияние теософии, что заставляет их признавать наличие Единого Творца (например, Рода). В таком случае, по результатам собеседования, после уточнения вопросов исповедания веры, такой кандидат может быть принят в братство при условии его согласия назвать священную для него книгу или приносить торжественное обязательство на иной священной книге. В случае же упорной веры кандидата в многочисленных языческих богов и иные формы примитивного языческого культа принятие кандидата исключается.

4. Некоторые официальные исповедания и секты

Единственным критерием отказа в приеме в данном случае является положение учения некоторых исповеданий и сект (например, анабаптисты, квакеры, субботники) о запрете на любые клятвы и обязательства. Вступление в Орден и продвижение по его иерархической лестнице требует принесения на каждом этапе торжественного обязательства не разглашать сообщенные тайны и таинства посторонним и соблюдать определенные положения нравственного кодекса. Согласно законам Ордена, обязательства перед ним следуют за обязательствами человека перед Богом, своей страной и своей семьей, поэтому если у человека возникает противоречие между его обязательствами перед Богом (в его собственном понимании и понимании его религиозной конфессии) и его обязательствами в случае вступления в Орден, ему лучше вообще в Орден не вступать.

5. Порочные люди

Данный термин является чрезмерно общим, однако масонский закон требует, чтобы кандидат был человеком «добрых нравов». Если кандидат достаточно хорошо известен проводящим с ним беседу братьям как человек безнравственный, преступный или порочный в силу каких-либо иных причин, он отвергается. В более конкретном смысле исключается прием кандидатов, подвергавшихся суду или следствию по уголовным делам (на Западе без исключений) или только находившихся под стражей (в России). В основном, нравственный критерий рассматривается братьями ложи и оценивается ими же.

1. Инвалиды

Данный пункт касается только инвалидов 1-й группы или иных групп, в случае если кандидат не в состоянии сам себя обслуживать, когда он, например, парализован, слабоумен или слепоглухонем. Кроме того, что для такого кандидата становится невозможным собственно посвящение, включающее в себя ритуал, требующий передвижений и восприятия слуховых и зрительных символов, также нарушается положение о свободе кандидата, ибо такого кандидата, полностью зависящего от обслуживающих его лиц, свободным назвать нельзя.

2. Материально несостоятельные

Имущественного ценза в Ордене не существует, однако существуют вступительный и ежегодные взносы, сборы за облачение, литературу, благотворительные сборы и прочие материальные сборы на нужды Ордена. Орден нуждается в членах, способных поддерживать его благотворительную деятельность и его существование. Для малоимущих братьев существует многоуровневая система рассрочки платежей, снижения размера взносов и пр. Однако Орден не является кассой взаимопомощи, и извлекать из него материальную выгоду его членам нельзя. В случае утраты трудоспособности, болезни, травмы и иных жизненных обстоятельств брат Ордена может рассчитывать на единовременную или многоразовую материальную помощь, на которую также имеют право вдова, дети или иные иждивенцы умершего брата.

Далее, существуют некие рудиментарные, официально оформленные, в частности, в "Поэме о нравственном долге", положения, которые в настоящее время не соблюдаются. Они относятся к членству инвалидов любого рода и вида, незаконнорожденных, имеющих "дьяволовы пятна" на теле и пр. Естественно, в современном масонстве подобные ограничения были бы настолько явным анахронизмом, что в обыденной практике не соблюдаются.

Традиционно с подозрением относится Орден к кандидатам из числа членов иных посвятительных объединений. В некоторых масонских юрисдикциях членство в иных обществах, братствах или орденах становится препятствием на пути приема кандидата. В настоящее время в России, Израиле, Франции, США и некоторых других странах подобные ограничения законодательно не закреплены. Однако регулярный Орден Вольных Каменщиков традиционно полагает себя древнейшим эзотерическим братством, сохранившим посвятительную традицию с наиболее раннего периода человеческой истории, поэтому относится с прочим посвятительным обществам с некоторым недоверием и предубеждением.

Как в последнем случае, так и в остальных, необходимо повторить, что право окончательного суждения по всем вопросам, кроме наиболее очевидных, принадлежит братьям ложи, в которую кандидатом подано прошение, и результат голосования братьев ложи является окончательным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка из последней редакции Общего Регламента Великой Ложи России:

«72.2. В соответствии с древними обычаями допустим прием только мужчин старше 21 года, свободных и добрых нравов. Сыновья Масонов могут быть посвящены в Орден по достижении 18 лет.

72.3. Представление кандидата к посвящению или регуляризации осуществляется не менее чем двумя рекомендателями, Мастерами Масонами.

72.5. По итогам опроса под повязкой принимается решение о посвящении… Кандидат не может быть допущен к посвящению в Достопочтенной Ложе или регуляризован или восстановлен в Ложе, если при голосовании он получил более двух отрицательных голосов Мастеров Масонов, имеющих право голоса в данном собрании: то есть, в случае двух отрицательных голосов он принимается, а в случае трех отрицательных голосов - отвергается».

Выдержка из Внутреннего регламента одной из Достопочтенных Лож под юрисдикцией Великой Ложи России:

«11.1 Любой кандидат к посвящению должен быть представлен одним из поручителей - мастером Великой Ложи России.

11.2 Поручитель свидетельствует что кандидат:

Не участвует в каких-либо организациях, цели или действия которых противоречат принципам Ордена вольных каменщиков;

Обладает высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к Свету Истины и самосовершенствованию - то есть свободен и добрых нравов;

Искренне, а не по тайному умыслу желает включиться в братскую цепь.

11.3 Обсуждение происходит на торжественном регулярном собрании ложи в градусе ученическом во время которого зачитывается заявление кандидата и характеристики на него.

11.4. После опроса и удаления кандидата, которому сообщают, что о решении братьев он будет извещен, Досточтимый Мастер приступает к тайному голосованию о допущении просителя к посвящению. В голосовании принимают участие все братья, кроме учеников. Кандидатура просителя отклоняется, если против допущения к посвящению проголосовали хотя бы трое из присутствующих братьев.

11.5. Если решение положительно, Досточтимый Мастер назначает дату посвящения и поручает брату Секретарю сообщить кандидату решение братьев, место и дату посвящения и напомнить, что до церемонии он должен будет уплатить вступительный взнос и часть обязательного годового взноса, пропорциональную числу, оставшихся до годового закрытия счетов, месяцев.

11.6 Размер вступительного взноса устанавливаются Досточтимым Мастером и Казначеем ложи в индивидуальном порядке».

Предыстория. Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии . Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи. В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома, молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис. Великий Восток Франции, возникший в 1773 году , является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим . В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа.

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем. Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим , в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.

Масоны среди нас. "Вольным каменщиком", как они себя именуют, может оказаться кто угодно - от соседа по лестничной клетке до какой-нибудь медийной личности. В России вот уже 150 лет не утихают разговоры об их могуществе. Так ли это на самом деле? О жизни масонов в современной России, больших деньгах и тайных собраниях - в материале.

"Хочешь быть масоном - спроси масона"

Высокий человек в черном пальто ведет за собой по извилистым улицам ночной столицы. "Я когда-то состоял в ложе ради научного интереса, так сказать", - бросает он, не оглядываясь. Сейчас он не перестает общаться с другими членами братства, но причину своего ухода не называет.

"В ложу вступают по разным мотивам. Одни думают, причем всерьез, что будут вершить судьбы мира, другие считают, что обретут тайные знания. А кто-то просто начитался "Войны и мира" Толстого (в романе подробно описаны посвящение Безухова в масоны и его жизнь в ложе. - Прим. ред.)", - замечает мой собеседник Павел.

Если во времена Пушкина и Грибоедова (масоны считают их "своими". - Прим. ред.) действовал принцип: "чтобы быть масоном, спроси об этом масона" и нужно было заводить как можно больше знакомств с членами ложи, то в XXI веке возможностью "порулить" судьбами мира может воспользоваться практически каждый.

"В тех же США миллионы масонов. В Европе тоже немало. А у нас - сплошная текучка. Постоянных членов ложи мало", - сетует Павел. По его словам, все дело в достаточно дорогом "входном билете" - от 10-20 тысяч рублей. Поэтому бюджет российского масонства - в отличие от зарубежных тайных обществ - не такой большой, как принято считать.

"Несколько лет назад одна из крупных лож Франции со скандалом выгнала своего великого мастера. А знаете за что? Он на деньги братства приобрел личный вертолет", - делится он.

Подходим к небольшой двери в старинном здании по соседству с Тверской-Ямской, за ней - ведущие вниз ступеньки. В подвальном помещении не то бар, не то клуб. "Обычно в таком антураже и проходят собрания разных тайных обществ. Хотя в лучшие времена Великая ложа России (единственная признанная за рубежом масонская организация в Российской Федерации. - Прим. ред.) устраивала свои собрания в "Метрополе", возле Кремля. Там же заседали мартинисты, которые практикуют оккультизм, - у них что-то типа христианского каббализма", - рассказывает мой собеседник.

Много ли в России масонов

Масонство не имеет единой централизованной организации, но в то же время достаточно иерархично. Различные масонские ложи из примерно 10 человек (максимум из 20) могут объединяться в "великие". Первая такая объединенная ложа появилась в Англии ровно 300 лет назад и с тех пор считается самой авторитетной. В 1740 году ее адепта, генерала на русской службе Джеймса (Якова) Кейта, назначили великим мастером России. А к концу XVIII века вся российская знать "заболевает" масонством: членами ложи становятся известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы.

Так продолжалось до тех пор, пока внук Екатерины II, император Александр I, в 1822 году неожиданно для всех не объявил масонство вне закона. Доходило до того, что чиновники давали специальные расписки о своей "непринадлежности к ложам". А в народе поползли слухи, что масоны поклоняются дьяволу.

Лишь ненадолго масонство возродилось после 1905 года. Но в первое же десятилетие советской власти масонские ложи "зачистили". Ходит байка, что масоны пытались посотрудничать лично со Сталиным, но тот, ознакомившись с их предложением, тут же запросил именные списки всех членов русской ложи. А в послевоенные годы, когда развернулась кампания по "борьбе с сионизмом", представление о масонах как о "тайном мировом правительстве" окончательно укореняется в общественном сознании.

В очередной раз российское масонство воспряло в 1995 году с появлением Великой ложи России (ВЛР), признанной более чем 90 масонскими организациями в разных странах мира. Ее члены называют себя "клубом мужчин, которые верят в Бога и хотят нести в общество свет знания". Эта организация считает себя единственной получившей официальное право на существование от зарубежных лож.

Преемственность - важное для масонов понятие, ведь они считают, что уже не одно тысячелетие хранят и передают "тайные знания".

В ВЛР сегодня входят 50 лож, по большей части московских. Впрочем, в России есть и другие масонские организации с иными уставами. Но они, в отличие от ВЛР, не имеют официального статуса "великой ложи" и являются, по сути, представительствами зарубежных масонских собраний.

"Сейчас в России примерно полторы тысячи масонов. Причем более тысячи из них являются регулярными, то есть состоят в Великой ложе России", - отмечает религиовед Дмитрий Педенко.

Большая часть действующих в России лож требует от своих кандидатов верить в Бога и бессмертие души. Однако это не значит, что нет масонов-атеистов. "Отличительной особенностью ряда так называемых нерегулярных масонских организаций является как раз то, что туда принимают не только верующих, но и атеистов. Однако количество таких лож в России незначительно и в них весьма мало участников. В связи этим распространена ситуация, когда членами двух нерегулярных организаций являются одни и те же лица", - подчеркивает эксперт.

"Приказали стать масоном"

"Масонство - это в первую очередь древний клуб добропорядочных людей", - заверяет политолог Вячеслав Смирнов, член Великой ложи России. На вопрос, что побудило его стать масоном, уклончиво отвечает: "Родина приказала".

В каждой ложе есть три градуса (степени. - Прим. ред.) посвящения - ученик, подмастерье, мастер-каменщик. Кроме того, существует еще множество различных градусов, однако, как утверждают в ложах, никакой высшей степени посвящения не существует, ведь масон масону брат.

Сам обряд инициации в градус сложен и символичен. Так, кандидата в "ученики" перед началом посвящения наполовину обнажают, завязывают ему глаза и оставляют на полчаса в "комнате размышлений". После этого его ведут в "храм", где совершается ряд различных символических действий: например, будущий масон торжественно клянется на священной книге своей религии (чаще всего это Библия. - Прим. ред.).

"Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что усиливает впечатления кандидата", - утверждают на одном из масонских форумов.

В конце обряда мастер-каменщик призывает членов ложи помогать новичку в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту им поможет. Именно помощь ближнему, братская любовь и приверженность истине являются главными принципами масонства. Сами масоны формулируют свое призвание так: "сделать хорошего человека лучше". При этом сами масоны зачастую не могут ответить, как замысловатые ритуалы вместе с требованием понимать огромное количество абстрактных терминов реально способствуют этому.

В свою очередь, Павел утверждает, что чем выше градус, тем больше придется заплатить за посвящение. Кроме того, согласно уже официальной информации на сайте ВЛР, масоны делают ежегодные взносы.

Почему-то принято считать, что во время своих ритуалов масоны занимаются сексом. "Масонов часто путают с телемитами. Вот те - настоящие маргиналы, у них посвящают через секс. Один мой знакомый телемит рассказывал, что к ним на обряды в Москве даже приезжал какой-то магистр из США", - говорит Павел. Телемиты являются последователями учения знаменитого английского мистика Алистера Кроули, которое выражается в принципе: "делай, что изволишь, да будет то законом".

"Своих не выдаем"

В масонских ложах есть несколько правил анонимности. Так, любой член братства может заявить о своей принадлежности к масонству без предварительного согласования с собратьями. Но выдавать других нельзя.

"При встрече с российским членом братства знаки подавать смысла нет - все и так друг друга знают, по крайней мере, меня уж точно. Если я кого-то не знаю, знакомые представят. А для иностранных братьев существуют рекомендательные письма с печатями или электронные письма от их юрисдикций с фотографией и рекомендацией к общению", - объясняет Вячеслав Смирнов.

Однако в начале 2010-х российское масонство все-таки потряс "разоблачительный" скандал: кто-то опубликовал в Сети списки действительных членов ложи. Это дало новую пищу различного рода конспирологическим теориям о том, что масоны сначала развалили СССР, а затем прочно засели в Кремле. "Виновного нашли быстро и заставили все удалить. Там (в списке. - Прим. ред.) были даже какие-то чиновники и менеджеры известных компаний", - рассказывает Павел.

Впрочем, в последние годы масонские ряды, по его словам, редеют. "Скажем так, ожидания не совпадают с реальностью: многие видят, что довольно скучно быть масоном. Да и не любят их у нас", - заключает он.