Утонувшие апл. Гибель подводных лодок в ссср: затонувшие подлодки

October 7th, 2014 , 01:21 pm

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.


21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес "Статный". Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.


Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».


27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля "Маряата" срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.


4 июля 1961 , в ходе учений "Полярный круг" произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.


14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.


8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.


8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.


24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.


13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.


21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор‑13". Авария унесла жизни 31 моряка.


24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.


6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".


7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец" пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.

сайт нередко пишет об авари ях на отечественных подводных лодках. Цель понятна: воздать должное погибшим и пострадавшим военным морякам и их мужеству. Но если разобраться, то самый аварийный флот мир а принадлежит США . И не только потому, что он самый большой в мире. Или, как любят констатировать американск ие журналисты , "самый мощный".

Или, как говорят даже некоторые экономисты из США, самый дорогой. Или самый забавный флот в мире — так очень часто выражаются завсегдатаи российских военно-морских интернет-форумов. При этом в среде, так сказать, мировой военно-морской общественности очень часто на многих языках звучит фраза, что флот США — самый бестолковый и малоэффективный среди подобных сил других развитых стран (имеется в виду соотношение финансовых затрат и боевой эффективности). Кажется также, что уважаемые янки в погонах обладают редким талантом допускать просчеты, необъяснимые с точки зрения логики обычного военного человека.

Выяснилось это, кстати, еще в годы Второй мировой. Так, американцы не заметили вспышки и не услышали гром залпов японских 203-миллиметровых орудий с расстояния 20 миль. После этого и случился так называемый ночной погром у острова Саво, более известный в истории войны на Тихом океане как "второй Перл-Харбор". Японцы просто-напросто обошли остров против часовой стрелки, расстреляв одного за другим спящие крейсеры ВМС США.

Или как можно после успешных оборонительных боев, имея все шансы на победу, вдруг сдать десятикратно уступающему по численности неприятелю неприступный "бетонный броненосец" Коррехидор? 43 года американцы готовились к этому бою, забетонировали и одели в броню небольшой остров, уже почти победили… и сдались на милость японцев. К их неподдельному изумлению, еще и выполнив множество весьма строгих условий капитуляции. Конечно, это трагедия, и вечная память всем гражданам США и других стран, воевавших за мир. Но странная какая-то, нелепая это трагедия…

Но вернемся к подводному флоту. "Реальной открытой статистики аварийности ВМС США в целом и в атомном подводном флоте этой страны в частности — попросту не существует , — считает давний автор Pravda. Ru, эксперт по Международному морскому праву, публицист и историк капитан I ранга Сергей Апрелев . — Дело в том, что уже три десятилетия в США практически не публикуются данные об авариях на флоте, доступ прессы к таким фактам запрещен. Конечно, бывают утечки информации — но чаще всего случайные.

И руководство ВМС все-таки комментирует случившееся, только когда не сделать этого уже нельзя, когда сами факты и так уже становятся известными широкой общественности. Свобода слова там весьма своеобразная. Издания, которые публикуют "несогласованные" данные о происшествиях на флоте, могут нарваться на крупные неприятности. Потому-то в открытой прессе содержится лишь весьма скудная информация об аварийности ВМС США, и мы о ней мало что реально знаем…".

Но хотя многое об американцах нам неизвестно, согласно хотя бы имеющейся статистике Россия все равно по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает "первенство" ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным.

В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий и происшествий, а в американском — около 30. Соотношение, согласитесь, не в пользу США. А если американцы "откроют" еще и свою "закрытую" аварийную статистику, да мы ее приплюсуем к уже имеющимся данным…

Американскими кораблестроительными верфями в XX веке было построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с советских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании — 25, во Франции — 12, в Китае — шесть. Кстати, от строительства дизельных подлодок в США отказались еще более полувека назад.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, например, сам вице-президент США Альберт Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке "Парго". Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 серьезных инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Наибольшее число аварий "у них" вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств.

Напоследок, только некоторые избранные, аварии и происшествия в ВМС США, вошедшие в историю. Некоторые из нижеприведенных фактов есть только в англоязычной прессе, и Pravda. Ru публикует их для русскоязычной аудитории впервые.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину "Трешер". Кто мог представить, что простой двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира "Скайларк" мог закончиться подобной катастрофой? Причина гибели "Трешера" остается загадкой.

Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки — был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ "Скорпион". Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически, как наш "Курск"!).

Существует более экзотическая легенда, согласно которой "Скорпион" потопили русские в отместку за гибель подлодки К-129. Тайна гибели "Скорпиона" до сих пор будоражит умы моряков — так, в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

11 февраля 1998 года американская субмарина "Ла Холья" в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно "Янг Чанг".

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись "Кентукки" и "Сан Хуан". Обе лодки были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

Крейсер ВМС США "Порт Ройял" стоимостью в миллиард долларов 5 февраля 2009 года сел на мель у Гавайских островов. Следствие установило причины аварии: навигационное оборудование на корабле было неисправно, вахтенные потеряли бдительность, не работал эхолот, и никто не смог определить глубину под килем.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США "Гринвилл" протаранила японскую рыболовную шхуну "Эхиме Мару". Погибло 9 японских рыбаков, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США "Натаниел Грин". Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Лодки столкнулись удачно — ремонт нашего корабля занял полгода, а история американской субмарины оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. "Батон Руж" доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

В 1969 году американская атомная подводная лодка "USS Guitarro" затонула на глубине 10 метров прямо у причальной стенки. Авария произошла в результате несогласованных действий двух групп специалистов: одна из них заполняла водой носовые балластные цистерны, а другая — кормовые. Каждая из этих стандартных операций необходима для калибровки инструментов, однако одновременное их выполнение бригадами, даже не подозревающими друг о друге, привело к затоплению корабля. Операция по подъёму и восстановлению подлодки обошлась Штатам в сумму 20 миллионов долларов. Интересно, что эта подлодка носила бортовой номер 665 — почти, извините, "три шестерки"…

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная подводная лодка "Гринвилл" при отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху столкнулась с японской учебной рыболовецкой шхуной "Экси Мару". Шхуна затонула, но американцы ничего не предприняли для спасения тонущих рыбаков.

20 марта 1993 года в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Несмотря на серьезные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

14 мая 1989 атомная подлодка проекта "Лос-Анджелес" возвращаясь, что интересно, после съёмок "Охоты за Красным Октябрём" в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ 1,4 миллиона долларов…

В 1959 году советская дизель-электрическая подлодка С-360 в Средиземном море скрытно проникла в район боевого маневрирования авианосца "Рузвельт", оставшись незамеченной. В том же походе наши подводники буквально поставили "на уши" весь шестой флот США: С-360 свободно "прогулялась" под кораблями боевого охранения тяжелого крейсера "Де Мойн".

«Трешер»

Американская SSN-593 «Трешер» была первой затонувшей атомной подводной лодкой. 10 апреля субмарина вышла в море для проведения глубоководных погружений и проверки прочности корпуса на предельных для неё глубинах. Сообщение о готовности к погружению «Трешер» отправил в 7:30 после чего ещё несколько раз выходил на связь, докладывая о состоянии лодки и достигнутой глубине. Последнее сообщение был получено в 09:13: «Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…». После этого лодка на связь больше не выходила. Фотографии с места крушения показали, что субмарина развалилась на несколько частей и забрала с собой жизни всего экипажа – 112 человек и 17 исследователей. Останки «Трешера» до сих пор покоятся в 350 километрах к востоку от мыса Кейп-Код на глубине 2560 метров. Основной причиной катастрофы считается трещина в корпусе, через которую лодку заполнила забортная вода.

«Скорпион»

Второй атомной подлодкой, которую потерял ВМФ США стала SSN-589 «Скорпион». Лодка пошла ко дну 21 мая 1968 года в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метра. Субмарину искали в течение пяти месяцев силами почти 60 кораблей и авиации, однако безрезультатно. Обнаружить останки «Скорпиона» помогла запись гидролокации: на одной из станцией был обнаружен сигнал похожий на разрушение корпуса лодки под давлением. Район поиска сузился, и вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров. Причина гибели до сих пор не установлена, по одной из версий могла взорваться одна из торпед. Тела 99 человек экипажа навечно остались на дне Атлантического океана.


К-8 стала первой атомной подводной лодкой, потерянной Советским Союзом. Во время боевого дежурства в Средиземном море случился пожар в рубке гидроакустиков. Командир корабля начал бороться за сохранность лодки, однако пожар стал распространяться по воздуховодам. Мужеством и героизмом отличился состав первой смены главной энергетической установки: видя, что пламя вот-вот пойдёт по другим отсеками, они задраили двери и заглушили ядерные реакторы. Ценой своих жизней они предотвратили взрыв, который уничтожил бы всю лодку и выбросил радиоактивные элементы в океан. Бо́льшая часть экипажа спаслась благодаря болгарскому теплоходу «Авиор», который находился неподалёку и принял выживших на борт. К-8 вместе капитаном 2-ранга Всеволодом Бессоновым и телами других 51 членов покоится на глубине 4680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании .


К-278 «Комсомолец»

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате пожара была нарушена герметичность лодки, забортная вода, хлынувшая внутрь, утащило на дно само судно и часть его экипажа. Кроме того в результате аварии сигнал о помощи поступил, и был расшифрован лишь с восьмого раза. Те подводники, которые сумели выбраться из горящей субмарины оказались в ледяной воде и вынуждены были ждать помощи. В результате катастрофы 42 человека погибло, 27 - выжили. Во время разбирательств по поводу катастрофы руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей. Последние в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников».


К-141 «Курск»

Одна из самых загадочных катастроф двадцатого века это гибель АПЛ «Курск ». 12 августа 2000 года субмарина участвовала в учениях Северного флота. В 11:28 оборудование на крейсере «Петр Великий» зафиксировало хлопок, после чего корабль тряхнуло. «Курск» не вышел на связь в установленное время - 17:30, а утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей, и в 04:51 «Курск» был обнаружен, лежащим на грунте на глубине 108 метров. Вместе с лодкой погибли и все 118 человек экипажа. Причиной гибели субмарины стал пожар в торпедном отсеке, из-за чего сдетонировали сами торпеды.


7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7...

7 апреля в России особый день - День памяти погибших подводников. Он отмечается в память о всех погибших моряках подводного флота, а непосредственным поводом к назначению даты 7 апреля стала трагедия, произошедшая в этот день в 1989 году в Норвежском море. Тогда потерпела крушение боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека.

Подводник - героическая профессия. К сожалению, ее специфика такова, что, уходя в плавание, офицеры, мичманы, старшины, матросы подводных лодок не знают, увидят ли снова своих родных и близких. История советского и российского подводного флота - это не только достижения, все более совершенные подводные корабли и боевые победы. Это - и человеческие потери, тысячи подводников, не вернувшихся с боевых заданий и в военное, и в мирное время.

Так, с 1955 по 2014 гг. только атомных подводных лодок затонуло шесть - 4 советских и 2 российских (правда, К-27 была затоплена в целях утилизации, но прежде на лодке случилась серьезная авария, которая впоследствии и стала причиной решения об ее затоплении).

Советская атомная подводная лодка «К-27» была спущена на воду в 1962 г. и получила среди моряков прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года подводная лодка К-27 находилась в Баренцевом море. Экипаж лодки осуществлял проверку параметров главной энергетической установки на ходовых режимах после выполнения работ по модернизации оборудования. В это время мощность реактора стала снижаться, и моряки попытались ее поднять. В 12:00 в реакторном отсеке произошел выброс радиоактивных газов. Экипаж сбросил аварийную защиту левого реактора. Радиационная обстановка на лодке ухудшилась. Авария привела к серьезным последствиям для экипажа. Все моряки лодки были облучены, 9 членов экипажа погибли - один матрос задохнулся в противогазе на борту лодки, восемь человек скончались позднее в госпитале от последствий полученных на борту лодки доз радиации. В 1981 г. лодка была утилизирована в Карском море.

12 апреля 1970 года, ровно 47 лет назад, в Бискайском заливе, в 490 км от испанского побережья, затонула К-8, советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Лодка К-8 была зачислена в состав ВМФ СССР 2 марта 1958 года, а 31 мая 1959 года спущена на воду. Как и другие атомные подводные лодки первого поколения, к-8 не была совершенной - на ней часто происходили аварии, связанные с различными поломками оборудования. Например, 13 октября 1960 года в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, случилась утечка теплоносителя, в результате чего экипаж получил различные дозы облучения. 1 июня 1961 года произошел повторный подобный случай, в результате чего пришлось комиссовать одного из членов экипажа с острой лучевой болезнью. 8 октября 1961 года вновь произошла авария.

Всеволод Бессонов командир АПЛ «К-8».

Однако, несмотря на попытки экипажа спасти лодку, К-8 в течение короткого времени затонула. Всего на ПЛ погибли 52 человека. Спастись, таким образом, удалось 46 членам экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вся команда подводной лодки получила государственные награды. Гибель К-8 и 52 моряков стала первой подобной потерей советского атомного подводного флота и открыла счет другим подобным трагедиям.

Атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» была заложена в 1970 году - в тот самый год, когда произошла страшная авария на АПЛ «К-8». В 1971 г. атомную подводную лодку спустили на воду. За пятнадцать лет службы атомной подводной лодки она неоднократно сталкивалась с самыми разнообразными проблемами, связанными с пусковыми установками ядерных ракет и с крышками ракетных шахт. Например, уже в 1973 г. была нарушена герметичность ракетной шахты № 15, в результате чего в шахту стала поступать вода, вступившая в реакцию с компонентом ракетного топлива. Образовавшаяся агрессивная азотная кислота повредила топливопроводы ракеты и произошел взрыв. Его жертвой стал один член экипажа, а ракетная шахта оказалась затопленной. В январе 1986 г. имела место проблема с запуском ракеты на учениях, что заставило лодку всплыть после пуска и возвращаться в надводном положении на военно-морскую базу. Тем не менее, 4 сентября 1986 г. атомная подводная лодка «К-219» отправилась в поход к побережью США, где ей предстояло нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командовал подводным крейсером капитан 2 ранга Игорь Британов. Перед выходом К-219 в море были заменены 12 офицеров подводной лодки из 32. В поход предстояло отправляться с новыми старшим помощником, помощником командира, командирами ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальником радиотехнической службы, командиром электротехнического дивизиона, командирами 4 отсеков, корабельным врачом. Кроме того, были заменены 12 мичманов из 38 мичманов экипажа, включая двух старшин команд ракетной БЧ-2. Когда крейсер погрузился в Баренцево море, в ракетной шахте № 6 открылась течь. Отвечавший за ракетное вооружение офицер об этом происшествии командиру К-219 Британову не сообщил. Вероятно, что он руководствовался соображениями собственной карьеры - не хотел отвечать за последствия возвращения лодки на военно-морскую базу. Между тем, о неисправности в ракетной шахте было известно давно, но вышестоящему командованию не докладывали - замечание снял флагманский специалист дивизии.

Когда лодка находилась между Великобританией и Исландией, ее обнаружили системы гидроакустики ВМС США. При этом К-219 предпринимала все усилия, чтобы не быть обнаруженной. 3 октября К-219 была обнаружена подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta, которая следовала к побережью СССР - также для выполнения патрульных функций. К этому времени приходилось уже дважды в день откачивать воду из ракетной шахты № 6. Однако, в конце концов ранним утром 3 октября 1986 г. ракетная шахта № 6 полностью разгерметизировалась и в нее хлынула вода. Отвечавший за ракетное вооружение офицер Петрачков выдвинул свое предложение - всплыть до глубины 50 метров, заполнить ракетную шахту водой, после чего осуществить выстрел ракет аварийным запуском маршевых двигателей. Так он рассчитывал защитить ракету от разрушения в самой шахте. Однако, времени не хватило, и ракета взорвалась в самой шахте. Взрывом были разрушены внешняя стенка корпуса и боеголовки ракеты. Ее части упали внутрь крейсера. Пробоина способствовала быстрому погружению корабля на 300 метров - почти на предельно допустимую глубину. После этого командир крейсера принял решение о продувании цистерн с целью избавления от балластной воды. Через две минуты после взрыва К-219 резко выплыла на поверхность. Личный состав покинул ракетный отсек и задраил герметичные переборки. Таким образом, лодка оказалась разделенной на половины - командный и торпедный отсек были изолированы аварийным ракетным отсеком от других отсеков - медицинского, реакторного, контрольного и турбинного отсеков, располагавшихся в корме корабля.

Памяти погибших подводников. Крупнейшие аварии на советских и российских атомных подводных лодках Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин (на фото) отправились в реакторную выгородку - они собирались опустить компенсирующие решетки. В камере температура достигала 70 °C, однако старший лейтенант Беликов все же опустил три из четырех решеток, и лишь потом упал без сознания. Последнюю четвертую решетку опустил матрос Преминин. Но выйти назад он не смог - из-за разницы давления ни он, ни матросы с другой стороны не смогли открыть люк отсека. Преминин погиб, ценой своей жизни предотвратив ядерный взрыв. Примечательно, что тогда его подвиг не был оценен по заслугам - матросу посмертно дали орден Красной звезды, и только в 1997 году, уже в постсоветский период отечественной истории, Сергею Преминину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.

К-219 установила связь с советским гражданским рефрижератором «Федор Бредихин». К месту аварии подошли, помимо рефрижератора, лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей», сухогруз «Красногвардейск» и ролкер «Анатолий Васильев». Затем подоспели корабли ВМС США - буксир USNS «Powhatan» и подводная лодка USS «Augusta». Командование ВМФ СССР приняло решение о буксировании К-219. Существовала большая опасность того, что лодка в случае оставления ее экипажем, будет захвачена американскими ВМС. Из-за распространения ядовитого газа в конце концов советское командование приняло решение об эвакуации экипажа, однако командир К-219 Британов остался на лодке - защищать ее от возможного проникновения американцев с оружием в руках. Он с группой офицеров и секретными документами покинул лодку последним - на шлюпке. В результате аварии на К-219 погибли 4 человека - командир БЧ-2 капитан 3 ранга Петрачков Александр; матрос по вооружениям Смаглюк Николай; машинист Харченко Игорь; реакторщик Преминин Сергей. По возвращению в СССР Игорь Британов находился под следствием, затем обвинения с него сняли, но из рядов ВМФ СССР уволили. Об аварии на К-219 написано достаточно много статей, выдвигались и выдвигаются различные версии возможных причин аварии. Не вдаваясь в более подробное освещение этого вопроса, следует отметить, что моряки лодки ценами своей жизней пытались исправить аварийную ситуацию, возникшую на подводной лодке. Вечная им за это память.