Собор всех святых. Собор всех святых сентября Святейший Патриарх впервые совершит Божественную литургию с сурдопереводом

Церковь в честь Всех святых в гор. Киржаче

Киржач, в самом непродолжительном времени, так разросся, что кто в 40-х годах жил на Всполье, те в 60-х годах очутились чуть не в центре города. Явилась потребность в новой теплой церкви и нужда во втором священнике.
В 1864 – 1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественны храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг). Устроение этого храма с колокольней придало особое величие всей группе храмов, находящихся в ограде некогда бывшей обители; а в 1867 г., когда был поднят большой колокол, густой и гармоничный благовест, призывающий к молитве, торжественно разнесся над храмами бывшей обители и далеко над окружающей местностью. Киржачские граждане вполне оценили обновителей своего города,- и «на всегдашнюю память оных потомству своему поставили в храме икону свв. Петра митрополита и благоверного князя Александра Невского, выразив желание, чтобы эта икона всегда находилась при богослужениях в храме Божием, чтобы, при взгляде на нее, живее можно было помнить о великих пожертвованиях и располагаться к молитве оплодоносящих и добродеющих о святом храме сем».
В 1869 г. новая церковь Высокопреосвященнейшим Архипастырем была освящена, и в сентябре того же года определен второй священник к Благовещенскому приходу. Но младший из братьев Соловьевых и этой жертвой не ограничился: что ни год, то новые и новые жертвы потекли от него на дело Божие. Новый храм им расписан в самом лучшем виде; иконостас покрыт сплошной, лучшей позолотой.

Церковь в честь и славу всех Святых имеет форму правильного квадрата с полукруглым, выдающимся алтарем, с высоким куполом и с двумя главами - над церковью и над алтарем, на коих утверждены кресты, окованные медью, через огонь вызолоченною. Высокая шестиярусная колокольня устроена при этой церкви с западной стороны. По прочности и красоте устройства колокольня представляет собою замечательный образец. Верх ее завершен большею главою, на которой крест, как и на церкви, вызолочен также через огонь; самый большой колокол, на колокольне, вылитый на иждивение Петра А. Соловьева и , строителей Всесвятского храма, в память по своих родителях, сродниках и по себе, весом в 549 пудов. Второй колокол, полилейный, в 182 пуда. Всех колоколов на колокольне с большим и по лилейным девять; между колоколами имеется один с следующей, вылитой на нем надписью: «Лета 7207 день сей колокол в Троицкой Благовещенской Киржацкой монастырь дал вкладу окольничий Алексей Иванович Ржевской по деде своем по боярине Иване Андреевиче Милославском и по иных его родителях, которые с ним погребены в сем монастыре под церковию Всемилостиваго Спаса, - в нем весу 46 пудов».
Всесвятская церковь своей архитектурой, особенно внутренним благоукрашением, а также дорогою своею утварью с ризницей, может стать в ряду весьма благолепных храмов Божиих. Иконостас в ней весь позлащен; а иконы в иконостасе, расписание купола и стен храма исполнены кистью известного московского художника Николая Герасимовича Степанова.
См. (1872 г.).
Всесвятская церковь весьма благолепно украшена строителями храма; она имеет отдельную ризницу, утварь и круг богослужебных книг. Вообще все соборные украшения, утварь и ризницу нужно считать весьма богатыми.
Все храмы обнесены сплошною каменной оградой с башнями на 3 углах; святые ворота в ограде, с высоким" верхом, украшены живописными изображениями, имеют надпись о времени основания монастыря.

Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятская церковь – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.



Церковь Всех Святых с колокольней



Храм в честь всех Святых в земле Русской просиявших в Новокосино

АДРЕС : ул. Суздальская, вл. 8Б

ПОЧЕТНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ : протоиерей Иоанн ЧИЖЕНОК

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Николай Козулин

Архитектор: Римша Денис Анатольевич

Официальный сайт храма: www.hramnovokosino.ru

Память о святых, в земле русской просиявших, священна для каждого из нас. Воздвигнутый в столице в честь них прекрасный храм должен явиться олицетворением благодарной памяти потомков.

Храм открыт ежедневно с 8 утра до 20.00.

Постоянно дежурит священник, к которому всегда можно обратиться с вопросом или с просьбой.

25 сентября 2016 года , в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех святых, в земле Российской просиявших, - Патриаршего подворья в Новокосино (Рождественское благочиние Восточного викариатства г. Москвы), возведенного по Программе строительства храмов в столице .

В 2015 году при храме создан Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми, каждую неделю в храме совершается Божественная литургия с сурдопереводом. Община слабослышащих насчитывает около 40 человек.

Центральный престол храма освящен в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, правый престол - в честь святителя Николая Чудотворца.

В новоосвященном храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию с сурдопереводом для представителей общин глухих и слабослышащих людей.

25 сентября в России отмечается 90-летие образования Всероссийского общества глухих (ВОГ). В этом году юбилей ВОГ совпал с Международным днем глухих, который отмечается во всем мире в последнее воскресенье сентября. На Патриаршее богослужение приехали свыше 600 представителей 47 православных общин глухих со всей страны, руководители и члены Всероссийского общества глухих.

***

Новости прихода

Новокосинский приход организовал паломническую поездку в ТоТроице-Сергиеву Лавру для представителей московского казачества


Нужна помощь в строительстве крестильного храма

Вышел в свет комментированный перевод первых глав Евангелия от Марка на русский жестовый язык

Архиерейское богослужение в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших


С новых московских приходов берут пример храмы других епархий

Рождественская встреча глухих и слабослышащих

Стажировка священнослужителей

Флюорография бесплатно

Впервые Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию с сурдопереводом (фоторепортаж)

20 сентября Святейший Патриарх впервые совершит Божественную литургию с сурдопереводом!


Новые храмы особое внимание уделяют трудам по озеленению церковной территории







Пасхальный праздник

Великая суббота




Новости храма всех Святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино

Рождество в Новокосино

Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино приглашает всех на Рождественские богослужения, детский спектакль и праздничный концерт

Храм в Новокосино. Первое Богослужение с участием общины людей, страдающих рассеянным склерозом

Помощь инвалидам – главное служение новокосинского храма

Паломническая экскурсия с сурдопереводом в Сретенский монастырь

Первая паломническая поездка Общины верующих, страдающих рассеянным склерозом

В ожидании чуда

В Новокосино при храме Всех святых в земле Русской просиявших создана община верующих, страдающих рассеянным склерозом (ПРОДОЛЖЕНИЕ)




Поздравляем всех с Новым учебным годом!

Праздник дивного чуда

На Пасхальном празднике в Новокосино дети из семей беженцев научатся звонить в колокола

Молебны перед иконой «Пояс Пресвятой Богородицы» в Новокосино будут совершать каждые выходные

Престол нового храма на Суздальской стал праздником всего района Новокосино

ИСТОРИЯ ХРАМА

На востоке Москвы, в Новокосино, на берегу небольшого озера буквально за год с небольшим выросла прекрасная церковь – Подворье Патриарха Московского и Всея Руси, храм в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших.

Храм возведен в неорусском стиле, включающем в себя смешение шатровой архитектуры Московского зодчества XV-XVI веков с применением древнерусского декора, свойственного для Владимирской и Суздальской архитектуры XII-XIV веков, асимметричной планировки, с боковым приделом и звонницей.

Удачно расположенный в зоне отдыха новокосинцев, он несомненно украшает собой местный ландшафт. Постепенно вокруг поднялись и другие, необходимые в приходском хозяйстве, постройки: крестильный храм, дом причта с воскресной школой и небольшое помещение для охраны. Благоустраивается территория вокруг, храм наполняется прихожанами.

За последние 20-25 лет в городе интенсивно велось строительство так называемых многоэтажных «спальных» районов, ставших малой родиной для сотен тысяч москвичей. Дома возводились просторные, светлые, благоустроенные, да и с инфраструктурой в этих районах все было в порядке: детские сады, школы, поликлиники, магазины, прекрасные бульвары и дворовые площадки – многое было продумано до мелочей.

Но не хлебом единым будет жив человек. И перед церковным руководством остро встал вопрос о духовном окормлении огромного количества москвичей, живущих вдали от исторического центра Москвы, так обильно богатого храмами.

Церковь сопровождает человека с самого начала его жизни, ведет, напутствует, исцеляет – и так до самого конца, провожая христианина в последний путь, к Богу. Люди ждали, молились, просили администрацию города и священноначалие о возведении храмов вблизи их домов.

Откликаясь на многочисленные обращения православных жителей востока столицы, в целях духовно-нравственного просвещения своей паствы, Святейший Патриарх Алексий благословил строительство храма в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших, в Новокосино.

И 22 июня 1999 года клирик храма Всех Святых на Соколе протоиерей Иоанн Чиженок получил благословение на исполнение данного послушания.

Возводился храм за счет добровольных пожертвований жителей района и меценатов. Принесет человек заработанную копеечку – ее сразу же вкладывают в стройку. Но при таком способе строительства неизбежны задержки в финансировании, поэтому начало строительных работ долго откладывалось.

Новокосинцы сперва присматривались, многие не верили в то, что храм все-таки будет построен – слишком много обнаруживалось неожиданных трудностей, находились и явные недоброжелатели.

Но с Божией помощью все разрешительные документы были получены. С января 2009 года началось обустройство строительной площадки, а в марте был уже построен цокольный этаж и началось возведение стен.

Закладка капсулы

3 июня 2009 года в торжественной обстановке Владыкой Арсением, ныне митрополитом Истринским, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и главой Управы района Новокосино Валерием Мерненко в основание храма Всех Святых была заложена освященная капсула с памятной грамотой, содержащей по старинной церковной традиции сведения о дате основания, Патриархе и Президенте Российской Федерации, при которых началось возведение храма.

На этапе строительства - 2009 г.


4 ноября 2009 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в только что возведенном, но пока еще не благоустроенном храме, жители района имели возможность присутствовать за первым богослужебным молебном с чтением акафиста Всем Святым, в земле Русской просиявшим.

После освящения малым чином Никольского придела 28 марта 2010 года в праздник Входа Господня в Иерусалим («Вербное воскресенье») была совершена первая Божественная Литургия.

С тех пор богослужения совершаются регулярно, а храм открыт ежедневно.

Русской Православной Церковью только в ХХ веке прославлено более 1300 святых, и список этот продолжает пополняться новыми именами мучеников и исповедников минувшего столетия. Всего же к великому сонму русских святых сопричислено не менее трех с половиной тысяч подвижников веры и благочестия.


В храме прихожане и паломники смогут помолиться у икон с изображением Собора всех Святых, в земле Русской просиявших, а также Соборов Московских, Эстонских, Белорусских, Волынских и Крымских святых, преподобных отцев Киево-Печерских, святых Царственных Страстотерпцев, Новомучеников и Исповедников Российских, принявших мученический венец или подвергшихся гонениям на территории Украины, Казахстана, Латвии, Эстонии...

***

При храме открыта Воскресная школа. Проводятся беседы и для взрослых жителей района. Организован Добровольческий центр помощи многодетным семьям, одиноким пожилым людям и всем, кто нуждается в милосердии ближних.

Богослужения регулярно совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням. Вечером в среду, после Вечерни, читается Акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу, в честь которого освящен боковой придел храма.

Начало утренних богослужений в 8:30, вечерних – в 17:00.
Таинство исповеди совершается во время вечернего богослужения.

Собор всех Святых, в земле Российской просиявших

Совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы

История праздника

Праздник появился в середине XVI века, при митрополите Макарии. Вследствие реформ патриарха Никона был оставлен. Восстановлен 26 августа 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, а с 1946-го праздничное богослужение стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Святые Церкви - помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина. Тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что "наши святые сродники" никогда не забывают своих потомков, совершающих "любовию их светлый праздник".

"В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути" и, внимательно всматриваясь в их подвиги стараемся "подражать вере их", чтобы Господь и впредь не оставлял нашу землю Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

От возникновения христианства до святительства митрополита Макария Московского (+1563)

История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого апостола Андрея Первозванного в пределах нынешнего нашего Отечества, в будущей Приазово-Черноморской Руси. Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов, положив начало Церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси. Эти Церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие), входившие в состав Константинопольской митрополии (а позднее и Патриархии) имели в своей ограде и славян. Крупнейшей из них была Церковь Херсонская - праматерь Русской.

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 году императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент "нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея". В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 года во время гонения того же Траяна.

Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси. Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира - страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы "упреждая церковную канонизацию", началось сразу после их убиения. Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I "с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира - Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно". Примерно в то же время, около 1020-1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности.

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря - начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление.

Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси - великого князя Владимира (+ 1015).

Впоследствии, уже в XI-XII вв. Русская Церковь явила миру столько святых, что, пожалуй, к середине XII в. могла бы праздновать их общую память.

Великий Новгород, уже начиная со времени учреждения там архиерейской кафедры в 992 г., слыл крупнейшим центром духовного просвещения на Руси. Причем главной заботой новгородских владык (особенно начиная с XV в.) было собирание древних рукописей, преимущественно литургического плана, а также создание новых гимнографических памятников, посвященных сначала новгородским святым, а позднее и многим святым всей Русской земли. Здесь особо следует выделить святителя Евфимия (+ 1458), святителя Иону (+ 1470) и святителя Геннадия (+ 1505).

Первый в 1439 г. установил празднование Новгородским святителям, а чуть позднее пригласил в Великий Новгород для составления служб и житий новоканонизированным святым известного духовного писателя того времени - афонского иеромонаха Пахомия Серба (Логофета), который трудился там и при святителе Ионе. И если главной заботой святителя Евфимия было прославление святых Новгородской земли, то его преемник, святитель Иона, прославлял уже "московских, киевских и восточных подвижников" и "при нем впервые на новгородской земле строится храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского".

Первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем другого новгородского святителя - Макария, в 1542-1563 гг. возглавлявшего Русскую Православную Церковь.

От святительства митрополита Макария Московского (+1563) до Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

В 1528-1529 гг. племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работая над исправлением Синайского Патерика, в составленном им послесловии сокрушался, что, хотя Русская земля и имеет немало святых мужей и жен, достойных не меньшего почитания и прославления, чем восточные святые первых веков христианства, однако они "нашим небрежениием презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы". Досифей совершал свой труд по благословению новгородского архиепископа Макария, с именем которого, главным образом, и связано устранение того "небрежения" по отношению к памяти русских святых, ощущавшееся многими чадами Русской Церкви в конце XV - начале XVI столетий.

Главной заслугой святителя Макария стал его многолетний, кропотливый и неустанный труд по собиранию и систематизации всего агиографического, гимнографического и гомилетического наследия Православной Руси, известного к тому времени. Более 12 лет, с 1529 по 1541 гг., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи. В этот сборник вошли жития многих русских святых, почитавшихся в разных уголках нашего государства, но не имевших общецерковного прославления. Выход в свет нового сборника, составленного по календарному принципу и содержащего жизнеописания многих русских подвижников благочестия, без сомнения, ускорил процесс подготовки первого в истории Русской Церкви прославления для повсеместного почитания целого сонма святых.

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви. Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31)18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых.

На Соборе 1547 г. были канонизированы:

1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461);
2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186);
3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483);
4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477);
5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263);
6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426);
7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);
8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456);
9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406);
10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;
12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437);
13) преподобный Александр Свирский (+ 1533).

Наконец, главным деянием Соборов, помимо поименного прославления русских святых, стало установление дня общей памяти "новых чудотворцев Русских", которые вместе с уже почитавшимися ранее святыми Русской Церкви составили сонм ее светильников, "молитвенно охраняющих высоту ее стояния и пути ее великого исторического делания". Участники Собора 1547 г.23 так сформулировали свое решение: "Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения".

Днем праздника сначала было установлено 17 июля, как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля). Однако позднее дата празднования памяти Всех русских святых несколько раз менялась. Она совершалась и в первое воскресенье по Ильине дне, и в один из седмичных дней перед Неделей всех святых.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

События восстановления празднования дня памяти Всех русских святых исторически совпали с восстановлением Патриаршества в Русской Церкви.

В предсоборный период у Святейшего Синода не было намерения возобновить празднование, появившееся в далеком XVI в. 20 июля 1908 г. крестьянин Судогодского уезда Владимирской губернии Николай Осипович Газукин направил в Святейший Синод ходатайство об установлении ежегодного празднования «Всем святым Российским, с начала Руси прославленным» с просьбой "почтить этот день особо составленною церковною службою". Прошение вскоре было отклонено синодальным определением на том основании, что существующий праздник Всех святых включает в себя и память святых русских.

Тем не менее на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг. праздник был восстановлен. Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых главным образом принадлежит профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову).

Первый, 15 марта 1918 г., на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, представил Собору доклад, в котором, в частности, замечал, что "в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха".

Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и наконец, 26 августа, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление: "1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста".

К несчастью, из-за событий революции 1917 г. восстановленный Собором праздник снова едва не был быстро забыт, как это уже случалось ранее. На этот раз это было связано главным образом с гонениями, воздвигнутыми на Русскую Церковь в XX в. К тому же 23 июля 1920 г. скончался Б.А.Тураев, очень желавший и далее трудиться над дополнением и исправлением спешно составленной службы, а архимандрит Афанасий, по своему смирению, не решался один браться за такой ответственный труд.

Однако восстановленному празднику Промыслом Божиим не попущено было снова оказаться забытым. А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения удивительным образом только помогли его повсеместному распространению.

От Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. до настоящего времени

Осенью 1922 года епископ Афанасий (Сахаров) во время своего первого ареста в 17-й камере Владимирской тюрьмы встретился со своими единомышленниками - почитателями только что восстановленного праздника. Сам владыка Афанасий называл имена 11 человек, это были: архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), впоследствии митрополит Ташкентский; архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), впоследствии Тверской; епископ Вязниковский Корнилий (Соболев), впоследствии архиепископ Свердловский; епископ Суздальский Василий; игумен Московского Чудова монастыря, впоследствии архимандрит Филарет; московские протоиереи Сергий Глаголевский и Николай Счастнев; священник Сергий Дурылин; правитель дел Высшего Церковного Управления Петр Викторович Гурьев; московский миссионер Сергей Васильевич Касаткин и иподиакон архиепископа Фаддея - Николай Александрович Давыдов, впоследствии священник в Твери. По свидетельству Владыки Афанасия, этим собором арестантов "после неоднократных оживленных бесед об этом празднике, о службе, об иконе, о храме во имя сего праздника, было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, напечатанной в 1918 г.", а также "была высказана мысль о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но по желанию и в другое время и не обязательно в воскресный день". И уже в самое ближайшее время служба претерпела ряд изменений: некоторые песнопения были переставлены местами, появились и новые, посвященные святым, не упомянутым в службе 1918 г.

Наконец, там же, в тюрьме, 10 ноября 1922 г., в день преставления святителя Димитрия Ростовского, списателя житий святых, в первый раз было совершено празднование Всем русским святым, не в воскресный день и по исправленной службе.

1 марта 1923 г. в 121-й одиночной камере Таганской тюрьмы, где Владыка Афанасий ожидал ссылки в Зырянскую область, им было совершено освящение походного антиминса в честь Всех русских святых для своей келейной церкви.

Вышеуказанные события еще более укрепили святителя Афанасия в мысли о том, что утвержденную Собором 1917-1918 гг. службу Всем русским святым необходимо дополнять и далее, "а вместе с тем явилась" мысль о желательности и необходимости установления и еще одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором". И действительно: праздник Всех русских святых по своему значению для Русской Церкви вполне заслуживает того, чтобы служба для него была насколько это возможно полной и праздничной, чего, согласно Церковному Уставу, невозможно достичь, если совершать ее только единожды в год и только в воскресный день - во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Кроме того, в этот день во многих местах России совершаются празднования в честь местных святых; Русская обитель на Афоне и ее подворья совершают в этот день вместе со всем Афоном празднование Всем Афонским преподобным; наконец, в этот же день совершается память святых Болгарской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии, что ставит в затруднительное положение тех православных русских людей, которые Божиим Промыслом живут в этих славянских странах и ведут свою церковную жизнь в лоне братских Поместных Церквей. Соединить празднование Всех русских святых с вышеперечисленными местными празднованиями, которые не могут быть перенесены на другой день, по мысли Устава, никак нельзя. Поэтому "с неотложной необходимостью возникает вопрос об установлении второго, непереходящего праздника Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах" могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой".

Временем совершения второго празднования Всех русских святых святителем Афанасием было предложено 29 июля - следующий день после памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. В таком случае "праздник нашего равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной". Святитель Афанасий предложил также на следующий день после праздника вспомнать "многоименный сонм хотя и не прославленных еще к церковному чествованию, но великих и дивных подвижников благочестия и праведников, а также строителей Святой Руси и разнообразных деятелей церковных и государственных", чтобы, таким образом, второе празднование Всем русским святым торжественно совершалось во всей Русской Церкви в течение трех дней.

Несмотря на такие грандиозные замыслы святителя-песнотворца в отношении почитаемого им праздника, до 1946 г. Русская Церковь не имела возможности не только совершать торжество своих святых дважды в год, но и вообще не могла чествовать эту память повсеместно. Печатная Патриархийная служба 1918 г. "разошлась по рукам участников Собора… и не получила широкого распространения", сделавшись в короткое время редкостью, а "рукописные списки (с нее) были в очень немногих церквах", а остальные вообще ее не имели. И только в 1946 г. вышла в свет "Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим", изданная Московской Патриархией, после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых в нашей Церкви.

Тем не менее после выхода в печать службы праздника, работа над ее исправлением и дополнением не закончилась. Автор большинства песнопений, святитель Афанасий, продолжал трудиться над службой до своей блаженной кончины, последовавшей в 1962 г.

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года. Однако думается, что служба праздника могла бы еще быть дополнена. Святитель Афанасий в свое время предлагал обогатить ее тремя особо составленными канонами: "1) для молебна на тему: чудом Божиим и подвигами святых строилась Святая Русь, 2) Богородице для утрени на тему: Покров Богоматери над Русской землей и 3) особого канона для панихиды по подвижникам благочестия, совершаемый в самый праздник после вечерни, накануне поминовения их".

Подводя итог нашей работе, хочется привести слова русского агиолога XX в. Георгия Федотова: "Всякая святость во всех ее многообразных явлениях в истории у всех народов выражает последование Христу" После всех колебаний, преодолевая все соблазны национальной гордости, решаемся сказать, что в древнерусской святости евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории". Первое и последнее впечатление, которое остается при изучении этой святости, - ее светлая мерность, отсутствие радикализма, крайних и резких отклонений от завещанного древностью христианского идеала". На наш взгляд, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, сполна подтверждает эту мысль.

На нашей планете существует множество церквей. Их внешний вид напрямую зависит от вероисповедания народа, его культурных и исторических традиций. Храм Всех Святых в Минске - как раз такое строение. Оно тесно связано с традициями православного зодчества. Классический купол, колокола и общий дух постройки навевают мысли о вечном. Внутреннее убранство храма поражает своим спокойным, уверенным величием и простой красотой, которая отличает все православные храмы.

Храм Всех Святых: краткое описание

Храм-памятник Всех Святых находится в городе Минске. Внешний вид его достаточно прост, но при этом ярок и бросок. Храм Всех Святых (Минск), фото которого демонстрируют белый цвет стен с золотистыми вкраплениями и куполами, имеет форму, подобную шатру, с крестом на самом верху. Она традиционна для православных храмов.

Форма его символизирует Богоматерь и Христа. В основе шатра лежит цифра девять. Она образуется при помощи восьми граней широкой формы с геометрическим центром - вершиной. В нижней части храма у алтаря собрана земля с мест сражений за Республику Беларусь. Поэтому Храм Всех Святых в Минске (адрес его вам подскажет практически каждый горожанин, это улица Калиновского, 121) может считаться одним из памятных мест Великой Отечественной войны. Помимо этого, в память о людях, погибших во время войн, сооружены два боковых придела по обе стороны шатра. В честь всех погибших воинов было построено пять куполов. На территории храма расположен один престол и два придела - иконы Божьей Матери и Храм Всех Святых в Минске, фото которого отображают идеальные пропорции и высший уровень архитектурной мысли, привлекает паломников из всех стран православного мира.

Святыни храма

Храм имеет свои святыни. К ним относятся: частицы мощей Дивеевских стариц, Святого Николая, святого Иоанна, чудотворца, список Державной иконы Божией Матери и крест-мощевик, который содержит в себе частицы мощей 44 святых.

На территории храма можно найти с поимённым перечислением всех героев, которые отдали свои жизни за Родину, а также негасимую лампаду.

История

И пусть Храм Всех Святых в Минске достаточно молод, он уже имеет историю своей жизни. Она берёт начало с 1990 года - тогда было принято решение о возведении этой церкви. Освящение первого закладного камня Храма произошло в 1991 году. Оно было произведено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Тогда он посетил Республику Беларусь впервые. В 1996 году Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, а также митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, члены Правительства, руководство Минского горисполкома и представители общественности заложили в основание храма около кладбища уникальную капсулу с грамотой.

В том месте погребены павшие воины сражений за белорусскую землю, потому можно предположить, что место расположения новой святыни выбрано не случайно. Она символизирует единство церковной и светской жизни в государстве. В 2005 году утвердили проект построения храма, а в 2006-м началось его возведение с участием знаменитых строителей и архитекторов. Осенью того же года были подняты и установлены три больших колокола и главный купол. Также на территории церкви был построен Троицкий храм.

Разработка мемориала

Большая часть средств на построение Храма-памятника Всех Святых была выделена государством, и каждый знает, где находится Храм Всех Святых в Минске. В 2008 году была определена и утверждена группа по разработке создания мемориала в храмовом комплексе. Храм Всех Святых в Минске - важная святыня для православных людей. Ежегодно число паломников увеличивается, и это добрый знак.

Верующие из всех стран СНГ приезжают сюда, чтобы почтить память родных и близких, погибших в ходе военных действий. Открытие мемориала способствовало значительному увеличению потока паломников, желающих преклонить колени в святыне. В храме ежедневно совершаются панихиды о бойцах, которые погибли, отстаивая честь и свободу белорусского народа, о тех невиновных, кого затронули ужасы войны. В молитвах звучат призывы к миру, к прекращению военных действий.

Церковь эту строили долго и упорно, на деньги горожан. Издалека видны золотые купола этой церкви, а вблизи она необыкновенно красивая и величественна.

Всехсвятская церковь - полное название — Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем — храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами. В основе шатра лежит число девять, образуемое восемью широкими гранями с геометрическим центром — его вершиной. Высота храма — 72 метра, вместе с крестом — 74. Одновременно во время богослужения храм может принять 1200 молящихся.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях. Расположен в Минске, на пересечении улиц Калиновского и Всесвятской.

Возле храма находится еще одна небольшая деревянная церковь, освященная в 2006 г. в честь Святой Троицы.

«У Святых Отцов»

Имя Сокол теперь носит теперь древнее село Всехсвятское, названное в конце XVII века по местной церкви, освященной в честь всех святых, а вот ее история более туманная. Село, известное с 1398 года, изначально носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь стоял мужской монастырь с соборным Всесвятским храмом, а в окрестном лесу в хижинах жили старцы-отшельники.

Мнения ученых расходится. Одни согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь всех святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского Собора святых отцов, отчего и произошло название села.

Еще одно странное старомосковское прозвище местности – Лужа Отцовская – объясняется очень просто: здесь протекали речки Ходынка и Таракановка, подтоплявшие местность.

Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата московского великого князя Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну. Однако род Патрикеевых скоро оказался в опале, и в начале следующего столетия село отошло в казну. С тех пор его хозяева менялись по воле московского государя. Считается, что какое-то время оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. А в 1587 году царь Федор Иванович пожаловал село кремлевскому Архангельскому собору.

Далее мнения ученых снова расходятся. Одни считают, что в древнем монастыре, независимо от его посвящения всем святым или VII Вселенскому Собору, точно была деревянная церковь в честь всех святых. После упразднения монастыря она осталась приходской и потом, когда село оказалось в руках нового владельца, боярина И. М. Милославского, была перестроена в камне. Другие предполагают, что монастырь упразднили полностью, а Всесвятская церковь появилась самостоятельно и значительно позднее – в XVII веке. Она и дала новое имя селу, которое после революции изменилось на «Сокол», когда здесь стали строить первый в Москве жилищно-строительный кооперативный поселок. Прежняя традиционная версия гласила, что это название произошло от фамилии местного агронома-животновода А. Сокола, жившего здесь и разводившего на окраине Москвы породистых свиней. Теперь придерживаются другой гипотезы. Современные изыскания установили, что название «Сокол» появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок. А агроном с фамилией Сокол действительно жил в одном из домов Всехсвятского села, и, как ни парадоксально, именно в его доме разместилась контора кооператива «Сокол», что и породило версию о происхождении советского названия местности. Иначе, как игрой истории, это не назовешь.

Местность, в которой появился этот храм, издревле располагалась на главном московском тракте. До времен Петра I здесь проходила важнейшая политическая и торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. С правления Петра ее значение повысилось, поскольку отныне она вела в новую северную столицу. Оттого Всехсвятское село очень много повидало на своем веку. Изначально именно во Всехсвятском была последняя остановка царского поезда перед въездом в Москву на коронацию или другие торжества. Перед тем как в конце XVIII века неподалеку был построен путевой Петровский дворец, деревянный путевой дворец стоял во Всехсвятском, так что храм Всех Святых помнит и Анну Иоанновну, и Елизавету Петровну, и Екатерину II…

Интересно, что и для иностранных послов в этой местности тоже устроили путевой двор – на Ходынском поле, где они отдыхали, ждали приглашение на высочайшую аудиенцию и, получив его, ехали в город. Еще в конце XVI века «у Святых Отцов» встречали с почетом шведского принца Густава, жениха царевны Ксении Борисовны Годуновой. В Смутное время здесь располагались войска Василия Шуйского, вышедшие навстречу Лжедмитрию II, стоявшему в Тушине. Потом правительственная армия отступила, и Самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл где-то здесь свои сокровища. Легенда гласит, что «клад Тушинского вора» спрятан в районе Новопесчаной улицы.

В начале XVIII века в селе Всехсвятском образовалось первое в Москве грузинское поселение. Вместе с тем, когда появился путевой Петровский дворец, значение Всехсвятского упало и оно превратилось в излюбленное место загородных гуляний.

Но была у села и собственная история, которую хранит Всесвятская церковь.

Боярский двор

Во второй половине XVII века, после того, как село Святые Отцы было пожаловано боярину Ивану Михайловичу Милославскому, начинается новая жизнь Всехсвятского. Его имя теперь «не на слуху», но все-таки известно нам со школьной скамьи – из учебников истории и из романа Алексея Толстого о Петре I. Кстати, писатель доводился ему очень дальним родственником: его предок П. А. Толстой был племянником И. М. Милославского. А сам Иван Михайлович Милославский был племянником царицы Марии Ильиничны Милославской – первой жены царя Алексея Михайловича.

Современники отзывались о боярине И. М. Милославском как о властолюбивом, коварном интригане и одновременно «гораздо боязливом и весьма торопком», поспешном. Ему было суждено сыграть в русской истории довольно неблаговидную роль, но именно он в 1683 году выстроил в пожалованном ему селе Святые Отцы каменную церковь в честь всех святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Этому предшествовали трагические события.

В 1648 году царь Алексей Михайлович женился на М. И. Милославской и породнился с этим старинным дворянским родом: далекий предок Милославских приехал в Москву из Литвы еще в 1390 году, сопровождая княжну Софью Витовтовну, невесту Василия I. После свадьбы Алексея Михайловича его тесть Илья Данилович выдвинулся на первые роли в государстве, а после его смерти первенство со временем перешло к боярину Ивану Михайловичу Милославскому. В 1669 году Мария Ильинична умерла, оставив наследника-сына Федора Алексеевича, а также Ивана Алексеевича и царевну Софью – будущих правителей России. Государь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, матери Петра I, но престол после смерти Алексея Михайловича занял старший сын Федор. Когда он скончался в апреле 1682 года, в России грянула политическая гроза, в которой Милославские боролись с Нарышкиными за престол и за близость к трону.

Именно Иван Михайлович Милославский был «перводействительный сочинитель всего того стрелецкого воровства», как выразился о нем современник, то есть главный инициатор и вдохновитель первого стрелецкого бунта 1682 года. И замыслы боярина о сем «воровстве стрелецком», по преданию, рождались в его уединенном владении – будущем селе Всехсвятском.

Бунт вспыхнул в середине мая 1682 года, чтобы помешать воцарению малолетнего Петра в обход его старшего брата Ивана, не способного к управлению, и не допустить возвышения Нарышкиных. Десятилетний царевич Петр был свидетелем этого бунта, после чего начал страдать припадками и нервным тиком: на глазах ребенка стрельцы убили боярина Артамона Матвеева, воспитателя царицы Натальи Кирилловны и покровителя Нарышкиных. Тогда стрельцы, подстрекаемые Милославским, добились соправления с Петром его старшего брата Ивана под регентством царевны Софьи. В Оружейной палате хранится уникальный государев трон о двух сидениях – соправление формально продолжалось до смерти Ивана Алексеевича в 1696 году, правда, реально единоличная власть перешла к Петру в 1689 году.

Хотя стрелецкий бунт 1682 года отчасти достиг своей цели, Софья не благоволила родственнику. И. М. Милославский вскоре был лишен управления военными приказами и удалился в свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований политических недругов и занялся строительством каменной церкви, может быть, в благодарность за то, что остался в живых, а может с просьбой о защите, или же просто благоустраивая свое владение. В 1685 году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта 1689 года, когда возмужавший Петр лишил Милославских власти. Однако похоронили боярина не в его новоустроенной Всесвятской церкви, а в не сохранившейся до наших дней церкви Николы в Столпах на Маросейке. История способна на страшные, трагические казусы: в этой же церкви тремя годами раньше упокоились останки боярина Артамона Матвеева, к убийству которого Милославский был причастен. Это кощунство произошло потому, что и Милославские, и Артамон Матвеев жили в приходе этой церкви.

А дальше случилось хрестоматийно известное событие, потрясшее Москву, будто возопила к отмщению кровь убиенного боярина. В конце 1690-х годов недовольство молодым Петром росло и среди бояр, и среди военных, и при дворе, и у простых москвичей. В 1697 году, перед самым отъездом Петра за границу, был раскрыт заговор стрелецкого полковника И. Циклера и боярина А. Соковнина, начальника Конюшенного приказа. На допросе они сознались, что хотели убить государя, что вынашивали эти планы вместе с царевной Софьей и еще называли имя покойного И. М. Милославского, который будто бы при жизни был вдохновителем сих коварных замыслов. По другой версии, они не назвали имя Милославского, но сам Петр усмотрел в этом заговоре его тень. Поэтому его труп разъяренный Петр приказал выкопать из могилы. В повозке, запряженной свиньями, гроб провезли через всю Москву в Преображенское, поставили под эшафот, и кровь казенных заговорщиков стекала на останки боярина. Его ужасную посмертную участь современники назвали «загробной казнью» – так Петр мстил ему и за свое детство, и за родственников, и за самого себя. Ненависть все равно осталась: очередной и последний стрелецкий бунт 1698 года царь нарек «семенем Ивана Милославского».

С тех же пор новая московская церковь Всех Святых на века дала имя селу Всехсвятскому. При Петре и его ожидала новая участь.

Храм Всех Святых

Парадоксы истории продолжались. Единственная дочь И. М. Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское перешло к нему как приданое жены, а после ее смерти Петр именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Так Всехсвятское попало на страницы истории многовековых взаимоотношений Грузии и России.

В своих преданиях грузины, как, впрочем, и русские, относили себя к прямым потомкам Ноя. Они считали своим родоначальником Картлоса, правнука Иафета, а славяне чтили своим праотцем царя Мосоха, сына Иафета. Приход грузин в Москву было не началом, а скорее результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и помощи.

В 1683 году с разрешения государя Федора Алексеевича в Москву приехали сыновья царя Арчила II, и один из них, царевич Александр Арчилович, не только стал другом детства царя Петра, но и оказался у него в большой милости. Приняв русское подданство, он сопровождал государя в Амстердам, строил на Урале артиллерийские заводы и стал одним из первых русских генералов, хотя его судьба сложилась трагически. А в 1699 году в Москву прибыл сам Арчил II с женой и свитой и поселился во Всехсвятском. Позднее там была создана первая грузинская типография.

При Петре же последовала новая волна грузинских августейших иммигрантов. В 1724 году в Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и многочисленной свитой, в которой был и дворянин Зандукели – предок будущего Силы Сандунова, актера и создателя Сандуновских бань. Грузинский правитель тоже отправился во Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и прекрасные земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне. Был им передан и роскошный дом Василия Голицына в Охотном ряду, а под Грузинское подворье Петр отдал Донской монастырь. В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили придельный храм в честь Сретения Господня, ставший усыпальницей грузинских царей и князей.

Храм Всех Святых тоже стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Багратион, отец знаменитого генерала П. И. Багратиона. Сам полководец и поставил памятник на отцовской могиле.

К тому времени вся московская грузинская знать вошла в высшее общество Москвы, и многие стали членами Английского клуба, как и Петр Багратион. Именно потому его и чествовали после Шенграбенского сражения в Английском клубе на Страстном бульваре. Русские солдаты не только не смущались его национальностью, но и прозвали по-своему: «Бог рати он».

Петр I и сам гостил во Всехсвятском у своего друга Александра Арчиловича, когда тот еще был жив, а потом навещал здесь его наследницу-сестру и пировал у нее ночью в январе 1722 года, когда прибыл в Москву на празднование Ништадтского мира – победы в Северной войне. Наутро из Всехсвясткого отправилось триумфальное шествие в Кремль: целая флотилия кораблей ехала по Москве на санях.

А чуть позже, 30 августа 1723 года, во Всехсвятском остановилось шествие со святыми мощами благоверного князя Александра Невского, когда по приказу Петра их переносили из Владимира в новую северную столицу, и на пути своем они почтили Москву.

Царевич Александр Арчилович попал во время Северной войны в плен и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736 годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней. Главный престол освящен в честь всех святых, а два придела – в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Этот последний придел был освящен в честь тезоименитства императрицы Анны Иоанновны, которая благоволила к Дарье Арчиловне, а в феврале 1730 года останавливалась в путевом дворце Всехсвятского. Есть, правда, и другое мнение: престол во имя небесной покровительницы императрицы освятили, чтобы избежать опалы.

Тот февраль был поистине роковым для России. Словно далеким, искаженным эхом отозвались события мая 1682 года. Во Всехсвятское приехала Курляндская герцогиня Анна Иоанновна, племянница Петра и дочь его соправителя, царя Ивана Алексеевича. Она приехала в Москву принимать власть, предложенную ей Верховным тайным советом – политической верхушкой России. Незадолго до того, в январе 1730 года, в Петровском дворце умер Петр II, не оставивший завещания и даже не успевший жениться. Во Всехсвятском Анна Иоанновна принимала членов означенного совета. Их умысел состоял в том, чтобы ограничить самодержавную власть «кондициями», то есть определенными обязательствами, условиями, ограничивавшими волю самодержца в пользу нового правительственного органа – Верховного тайного совета. Эту «затейку» историки порой называют предтечей конституционной монархии, зародышем мысли о ней. Анна Иоанновна сначала согласилась на кондиции, но потом по ряду политических причин изволила оные кондиции «изодрать», после чего «затейка» об ограничении власти самодержца была надолго забыта. В тот день, 25 февраля, когда Анна Иоанновна разорвала кондиции, на небе явилось красное сияние, что было расценено как неблагоприятное знамение.

А новопостроенная Всесвятская церковь стала центром грузинской колонии в Москве, и богослужения там одно время велись на грузинском языке. В самом конце XVIII века очередной владелец Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского, где стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольный праздник во Всехсвятском было большое народное гуляние. В 1812 году и храм, и село разорили воины Наполеона, но стараниями царевича Георгия все было восстановлено и храм благолепно украшен.

После Отечественной войны Петербургское шоссе, начиная от Тверской заставы, согласно царскому указу стало пристойно застраиваться и заселяться знатными дачниками. Часть их приписалась к приходу храма Василия Кесарийского на Тверской, а другая часть – к Всехсвятскому храму, так что в его приходе оказалась и московская аристократия, например князь Оболенский. Лишь с постройкой в середине XIX века Благовещенского храма в Петровском парке часть именитых дачников стала его прихожанами, покинув Всехсвятское. Известно, что в 1916 году диакон церкви Всех Святых помогал иконописцу А. Д. Бороздину расписывать Благовещенский храм. Неоднократно обновляли и Всехсвятский храм. До революции это был один из самых больших приходов в Москве и храм мог вместить несколько тысяч молящихся.

После прокладки шоссе в 1830-е годы во Всехсвятском начались массовые народные гуляния. Если в соседнем Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдаленном Всехсвятском – простые москвичи. Здесь также стали селиться дачники, особенно офицеры с семьями, поближе к Ходынскому полю, где размещались летние лагеря московского гарнизона. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878 году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов только что отгремевшей русско-турецкой войны. В честь их подвига в старой Москве воздвигли две часовни- памятника: героям Плевны у Ильинских ворот и часовню Александра Невского на Манежной площади. По преданию, приют во Всехсвятском был выстроен близ того места, где в 1723 году сделало остановку шествие с мощами святого Александра Невского в Москву.

Незадолго до революции, когда шла другая война – Первая мировая, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Святая великая княгиня Елизавета Федоровна, которой принадлежала идея об устройстве этого кладбища, взяла над ним официальное покровительство, ее поддержала Московская городская управа, приняв соответствующее решение в октябре 1914 года. Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестер милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях. Под него выкупили землю у местной владелицы А. Н. Голубицкой. Попечителем же кладбища стал гласный Московской городской думы Сергей Васильевич Пучков – это его стараниями несколькими годами раньше в Москве был воздвигнут памятник «святому доктору» Ф. Гаазу, который и теперь, к счастью, стоит в Малом Казенном переулке.

Открытие Братского кладбища состоялось 15 февраля 1915 года. На нем присутствовала Елизавета Федоровна. Около кладбища освятили часовню, где было совершено отпевание первых похороненных. Всего же здесь упокоились около 18 тысяч человек. Летом 1917 года в Московскую думу обратились супруги Катковы, потерявшие на войне двух сыновей, с просьбой разрешить им построить на кладбище Преображенский храм с приделами во имя архангела Михаила и Андрея Первозванного – по тезоименитству павших воинов. Они выделили на храм все необходимые средства, но с условием, чтобы он был построен архитектором А. Щусевым в русском стиле, с традициями северного зодчества. Просьба была исполнена – новый храм освятили в 1918 году.

Время собирать камни

Революция принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения, когда вся окружающая село территория стала полигоном для социалистических экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности, поскольку старое историческое имя было нестерпимо. В 1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича – в честь революционера, чье имя теперь носит улица между станциями метро «Аэропорт» и «Сокол». В 1933 году появилось название Сокол, когда Всехсвятское стало свидетелем и участником первого революционного эксперимента в области жилищного строительства, в котором и тогда ощущался острейший дефицит. В качестве одного из средств ликвидации дефицита появилась идея жилищно-строительных кооперативов, то есть возведения индивидуальных домов на свободных, преимущественно окраинных территориях Москвы, каким и было Всехсвятское. Самым первым в Москве жилищно-строительным кооперативом стал экспериментальный поселок Сокол. Он был элитным и задумывался не для рабочих, а для интеллигенции – художников, литераторов, скульпторов, инженеров, чиновников высокого ранга. Оттого и местные улицы были названы в честь великих русских художников – Левитана, Поленова, Шишкина, Сурикова…

Экспериментальное строительство государственной важности поручили архитектору-конструктивисту В. А. Веснину а в проектировании домов принимал участие А. Щусев. Эксперименты, кроме самой идеи жилищно-строительного кооператива, касались и архитектуры домов поселка, и апробации новых строительных материалов. А главное, здесь внедрялась та же идея социалистического дома-города, что присутствовала и в замысле знаменитого «дома на набережной»: поселок представлял собой самообеспечивающийся, замкнутый городок с собственными магазинами, детскими садами, библиотекой и сферой обслуживания. Здесь жили художник А. М. Герасимов, друг и идеолог Льва Толстого В. Г. Чертков, Крандиевские, чья родственница-поэтесса стала женой писателя А. Н. Толстого…

Генеральный план 1935 года также предусматривал для старого Всехсвятского изменения. Здесь должен был пройти один из трех главных лучей-магистралей, которые прорезали бы Москву насквозь. Этот луч шел по оси северо-запад – юго-восток: от Всехсвятского – до автомобильного завода им. Лихачева через центр города. После Великой Отечественной войны от этой грандиозной идеи отказались, но эксперименты в бывшем Всехсвятском продолжались. Тогда здесь по методу скоростного индивидуального строительства были возведены «те самые» знаменитые сталинские дома. Здесь опробовали и новые типы элитного жилья разной этажности, и индивидуальную планировку квартир, и варианты декоративного оформления.

Все эти эксперименты ударили по храму Всех Святых и по Братскому кладбищу. В 1923 году храм захватили обновленцы, а в 1939 году он был закрыт, его пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе, а в самом храме, по обыкновению, устроили склад. Однако вскоре после восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен – это была одна из самых ранних «реабилитаций» закрытого храма в советское время. В нем появились святыни: чтимый образ Казанской Богоматери и икона Всех Святых. Во Всехсвятском храме 29 июня 1947 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I совершил хиротонию архимандрита Нектария во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Настоятелем Всехсвятского храма назначили протоиерея Михаила Галунова, который прежде был настоятелем (к сожалению, последним) роскошной церкви Климента Римского в Замоскворечье. Здесь, в храме на Соколе, он создал великолепный хор. Но колокола храма зазвучали только в 1979 году.

Трагическая судьба постигла и священное Братское кладбище. Поздней осенью 1917 года там появились новые могилы, в которых по благословению Святейшего патриарха Тихона похоронили офицеров и юнкеров, павших в революционных ноябрьских боях в Москве. Уже в середине 1920-х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено при строительстве метро, хотя, по другим данным, единичные захоронения продолжались вплоть до 1940-х годов. Есть легенда, что одна могила с памятником сохранилась, потому что отец убитого воина лег на надгробие и сказал: «Уничтожайте меня вместе с ним». Памятник оставили, поскольку этот отец был видным деятелем наркомата продовольствия. Второй удар по кладбищу нанесла социалистическая реконструкция местности в 1940-х годах, когда появилась новая жилая застройка в районе Песчаных улиц. На месте снесенного Преображенского храма появился кинотеатр «Ленинград». Похожая участь постигла кладбище при Всехсвятской церкви: его полностью уничтожили перед Олимпиадой-80, оставив лишь надгробие с могилы отца Багратиона.

Исторические и политические перемены нашего времени благоприятно повлияли на Всехсвятский храм, хотя, к сожалению, он стал одной из «пизанской башен» Москвы: наклон колокольни произошел из-за вод речек Ходынки и Таракановки, заключенных в коллектор, близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными). В 1992 году Всехсвятский храм получил статус патриаршего подворья, и вскоре храм и прилегающая к нему территория стали настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в память жертв красного террора и в их числе священномучеников протоиерея Иоанна Восторгова (последнего настоятеля собора Василия Блаженного) и епископа Селингинского Ефрема, расстрелянных в Петровском парке. В сквере у храма установлены памятники павшим в германской, гражданской, Великой Отечественной войнах, Георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения. Память воинов Белой армии была почтена здесь впервые в России отдельным мемориалом, когда в 1994 году по благословению патриарха Алексия II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и Белого движения». Именно во Всехсвятском храме начались ежегодные панихиды по генералу А. И. Деникину в день его смерти 7 августа, а на панихиде в 2002 году ему впервые воздали здесь воинские почести. Недавно его останки были перенесены в Россию и захоронены на кладбище московского Донского монастыря.

К Всехсвятскому храму приписана и восстановленная в 1998 году Спасо-Преображенская часовня Братского кладбища, на Новопесчаной улице. Теперь в ней вновь служатся панихиды по убиенным воинам. И в августе 2004 года, в 90?ю годовщину со дня начала Первой мировой войны, на Братском кладбище тоже открылся исторический мемориал. Тогда в храме Всех Святых была отслужена панихида, а затем на Новопесчаную улицу направился крестный ход.

А чуть раньше, 9 февраля 2004 года, в годовщину начала русско-японской войны и 100-летия подвига крейсера «Варяг», в храме прошла панихида по участникам обороны Порт-Артура, героическим морякам крейсера и всем русским воинам, воевавшим за Отечество.