Сделайте вывод об особенностях строения насекомых. Лабораторная работа "особенности внешнего строения и многообразие насекомых"

7 класс.

Лабораторная работа № 3 .

Внешнее строение насекомого.

Т. Д. З.

1). Формирование у учащихся знаний об отличительных особенностях внешнего строения насекомых.

2). Развитие практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием, инструктивными карточками.

3). Воспитание чувства уважения, взаимопомощи друг к другу, умения работать в паре.

Оборудование: таблицы, рисунки, коллекции насекомых, оформленная доска, кодоскоп, материал для кодоскопа, подносы, препаравальные иглы, лупы, пинцеты, инструктивные карточки. На доске - план урока:

1. Выявление отличительных особенностей внешнего строения насекомых. Лабораторная работа.

2. Подведение итогов лабораторной работы.

3. Общий вывод об отличительных особенностях внешнего строения различных отрядов насекомых.

4. Домашнее задание.

Лабораторное оборудование: на подносах.

Для обучающихся с низким уровнем обученности: лупа, препаравальная игла, пинцет, салфетка, майский жук.

Для обучающихся с среднем уровнем обученности: лупа, препаравальная игла, пинцет, линейка, салфетка, майский жук и другие виды жуков.

Для обучающихся с высоким уровнем обученности: лупа, препаравальная игла, пинцет, линейка, салфетка, майский жук, представители Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые.

Структура урока.

1). Организационный момент 2`.

2). Подготовка к изучению нового материала 5`.

3). Изучение нового материала в виде лабораторной работы 20`.

4). Подведение итогов лабораторной работы 10`.

5). Домашнее задание 3`.

Ход урока.

1). Организационный момент.

Приветствие.

2). Подготовка к изучению нового материала.

Какой тип животных мы изучаем? Какие классы животных мы изучили на прошлых уроках? Почему они относятся к типу Членистоногие?

Класс Насекомые (Insecta ) – процветающая, богатая видами группа древних животных, известная с Каменноугольного периода. Самое крупное насекомое тропические палочники 20-35 см, самые маленькие трихограммы – 0,2 мм.

Внешнее строение майского жука (показ на кодоскопе). Сегментированное тело подразделено на голову, грудь и брюшко, грудь (передний, средний и задний сегменты) несет 3 пары членистых конечностей (ног), число которых характерный признак насекомых (название насекомых - шестиногие), 2 пары крыльев. На голове глаза, 1 пара усиков и ротовые органы. Брюшко сегментировано, с дыхальцами.

Почему класс Насекомые относится к типу Членистоногие?

Проблемный вопрос: Все ли насекомые имеют одинаковое внешнее строение? Давайте ответим на него в ходе урока.

Цель урока: выявить отличительные особенности внешнего строения насекомых. Энтомология (от греч. entoma – насекомые и logos - учение) наука, изучающая насекомых. На сегодняшнем уроке мы с вами будем учеными энтомологами – исследователями насекомых.

3). Изучение нового материала в виде лабораторной работы.

Для того, чтобы лучше выделить отличительные особенности внешнего строения насекомых выполним лабораторную работу. Цель лабораторной работы: с помощью лабораторного оборудования изучить морфологические особенности внешнего строения насекомых. В тетради: число, лабораторная работа № , тема, цель работы. Лабораторную работу проводим по группам.

1 ряд – «слабые» выявляют морфологические особенности внешнего строения майского жука. Работают вместе с учителем и с консультантами по инструктивной карточке. Учитель показывает с помощь кодоскопа выполнение пунктов инструкции, с чтением и разбором каждого пункта инструктивной карточки.

Инструктивная карточка.

1.Рассмотрите насекомое и опишите его по плану:

а). определите длину, окраску тела майского жука,

б). найдите отделы тела: голову, грудь, брюшко,

в). рассмотрите голову майского жука, найдите усики, глаза и ротовые органы. Назовите их функции,

г). определите число ног и установите, к какому отделу тела они прикрепляются,

д). найдите две пары крыльев: переднюю и заднюю. Назовите отдел тела, к которому они прикрепляются. Какое строение они имеют?

е). рассмотрите брюшко, найдите с помощью лупы дыхальца.

2. Сделайте вывод, перечислив характерные черты внешнего строения насекомого как представителя членистоногих.

2 ряд – «средние» самостоятельно работают, помощь консультанта. Сравнивают различных представителей отряда Жесткокрылые(Жуки) выявляя их морфологические особенности внешнего строения.

Инструктивная карточка.

1. Сравните два вида отряда жуки и заполните таблицу.

Таблица N °1.

Сравнительная характеристика жуков.

Название объекта

Размеры (длинна)

Строение

Число ног

2. Сделайте вывод ответив на вопросы: Что общего во внешнем строении жуков? Каковы их отличительные особенности?

3 ряд – «сильные» самостоятельно работают, помощь консультанта. Выявляют морфологические особенности внешнего строения представителей насекомых различных отрядов.

Инструктивная карточка.

1. Сравните два вида насекомых разных отрядов и заполните таблицу.

Таблица N °1.

Сравнительная характеристика насекомых.

Название объекта, отряд

Размеры (длинна)

Отделы тела

Строение

Число ног

Крыльев (их число)

Ротовой аппарат

2. Сделайте вывод об общих и отличительных чертах внешнего строения насекомых разных отрядов.

Время работы 2 и 3 ряда - пока работает 1 ряд вместе с учителем и с консультантом. Затем 1, 2, 3, ряд сообщают о своих результатах и делают вывод.

4). Подведение итогов лабораторной работы.

Выводы по группам.

«Слабые». Насекомые, как представители типа членистоногие имеют характерные черты внешнего строения: членистое тело и конечности. Тело насекомых делится на голову, грудь и брюшко. На голове пара сложных глаз и одна пара усиков, на груди – три пары ног и крылья, на брюшке – дыхальца, тело покрыто хитиновым покровом.

«Средние». Жуки относятся к одному отряду и классу насекомые, как представители типа членистоногие имеют характерные общие черты внешнего строения: членистое тело и конечности. Тело насекомых делится на голову, грудь и брюшко. На голове пара сложных глаз и одна пара усиков, на груди – три пары ног и крылья, на брюшке – дыхальца, тело покрыто хитиновым покровом. У них грызущий ротовой аппарат. Отличаются по цвету и размеру, так как являются разными видами.

«Сильные». Насекомые разных отрядов относятся к одному классу – насекомые. Насекомые, как представители типа членистоногие имеют характерные черты внешнего строения: членистое тело и конечности. Тело насекомых делится на голову, грудь и брюшко. На голове пара сложных глаз и одна пара усиков, на груди – три пары ног и крылья, на брюшке – дыхальца, тело покрыто хитиновым покровом. Разные отряды имеют отличительные черты в строении и количестве крыльев и типе ротового аппарата. Чешуекрылые – две пары крыльев покрытые мелкими хитиновыми чешуйками. Ротовой аппарат – сосущий. Жуки – плотные жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья, ротовой аппарат – грызущий. Двукрылые – одна пара крыльев, вторая пара редуцирована в жужелица, ротовой аппарат колюще-сосущий или лижущий. Перепончатокрылые – две пары перепончатых крыльев. Отличие в размерах и цвете.

Вывод общий по лабораторной работе. Насекомые относятся к типу членистоногие. Насекомые, как представители типа членистоногие имеют характерные черты внешнего строения: членистое тело и конечности. Тело насекомых делится на голову, грудь и брюшко. На голове пара сложных глаз и одна пара усиков, на груди – три пары ног и крылья, на брюшке – дыхальца, тело покрыто хитиновым покровом. Отряды отличаются по строению и количеству крыльев, типу ротового аппарата, цвету, размерам. Разные виды насекомых имеют различный цвет и размеры

Лабораторная работа №3

Тема:

Цель:

Оборудование: коллекция насекомых, рисунки

Ход работы:

Вывод:

Лабораторная работа №3

Тема: «Внешнее строение насекомого»

Цель: Изучение характерных особенностей внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Оборудование: коллекция насекомых, рисунки

Ход работы:

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску.

2.Выделите отделы тела насекомого, назовите их.

3.Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы.

4.Обратите внимание на особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

5.На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.

6.Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

7.Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.

8.Составьте таблицу «Особенности внешнего строения насекомого».

Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания.

Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомые.

Вопрос 1. Каковы особенности внешнего строения и внутренней организации насекомых?

Это самый разнообразный класс членистоногих. Число видов превышает 1 млн, и тем не менее можно выделить некоторые общие для всех насекомых особенности внешнего строения:

Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка; покрыто хитиновым покровом;

На голове одна пара усиков; все сегменты головы слиты;

Грудь всегда состоит из трех сегментов: передне-, средне- и заднегруди;

Три пары ходильных ног (прикрепляются соответственно к каждому сегменту груди);

Пара сложных (фасеточных) глаз располагается по бокам головы;

У большинства насекомых имеются крылья, одна или две пары (на втором и третьем сегментах грудного отдела);

Брюшко сегментировано; количество сегментов варьируется у разных видов.

Вопрос 2. Из скольких отделов состоит тело насекомых?

Тело состоит из трех отделов: головы (образована несколькими слившимися сегментами); груди, состоящей из трех сегментов; брюшка, состоящего из нескольких сегментов (5–11), разделенных насечками.

Вопрос 3. Как устроены конечности насекомых?

На голове имеется одна пара усиков (органы обоняния и осязания) и ротовой аппарат. Последний образован видоизмененными конечностями (три пары). Ротовой аппарат может быть нескольких типов - грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий.

На каждом сегменте груди имеются парные ноги: прыгательные (кузнечик), копательные (жук-навозник), плавательные (жук-плывунец), бегательные (жуки). На втором и третьем сегменте могут быть крылья (видоизмененные складки покровов). На конце брюшка у некоторых представителей наблюдаются видоизмененные конечности: жало, яйцеклады.

Вопрос 4. Какие крылья бывают у насекомых? Каковы физические основы полета насекомых?

Вопрос 5. Составьте таблицу «Отряды насекомых», указав для каждого отряда представителя, тип ротового аппарата, количество крыльев и тип развития (работа в малых группах).

Отряды насекомых

Вопрос 6. Как вы думаете, почему кровеносная система насекомых не участвует в транспорте газов по организму?

Органами дыхания у насекомых является сложная система трахей. Трахеи образуют сеть, оплетающую все органы. Наружу трахеи открываются дыхальцами, расположенными по бокам груди и брюшка. Движение воздуха в трахеях обеспечивается ритмичными движениями брюшка. Гемолимфа - бесцветная или желтоватая жидкость, циркулирующая в сосудах и полостях насекомых, основной функцией которой является снабжение тканей и органов питательными веществами

Насекомые — наши постоянные спутники по жизни. Как бы не стерилизовали операционные, хоть какая-нибудь муха да залетит, а уж в домах они всегда в большом количестве… Для инженеров робототехники насекомые — это вдохновение, потому что только они могут передвигаться по любой поверхности, а вот повторить это в искусственной модели очень сложно.

Как и другие , у насекомых внешний (экзо-) скелет, состоящий из хитина. Часто на покровах тела наблюдаются выросты — волоски, роговые образования, чешуйки и т.д.

Тело : голова, отдельно грудь и брюшко. 3 пары ходильных ног.У большинства насекомых есть крылья (обычно 2 пары).

Особенности внутреннего строения насекомых

Есть наземные насекомые, есть и водные представители, поэтому есть различия в дыхательной системе:

— у водных насекомых дыхание осуществляется всей поверхностью тела;

— у наземных — органы дыхания — трахеи.

Кровеносная система: система кровообращения незамкнутая, кровь насекомых называется гемолимфой. Основной сосуд, содержащий гемолимфу, тянется по длине насекомого в спинной части. Задняя часть этого сосуда содержит «сердце» — несколько пульсирующих камер, соединенных последовательно друг с другом.

Пищеварительная система:

1. Очень интересный ротовой аппарат — у различных видов он разный:

— грызущий — у тех насекомых, которые употребляют твердую пищу, или эту пищу надо добыть (выгрызть);

— сосущий (колюще-сосущий) — для приема жидкой пищи (бабочки и комары);

— мускойдный (и грызущий и сосущий, как у мух)

2. Система, состоящая из желудка, кишечника, прямой кишки и анального отверстия.

Выделительная система: мальпигиевы сосуды (как и у паукообразных).

Особенности строения нервной системы насекомых и органы чувств:

У насекомых очень интенсивное движение, причем не хаотичное, а вполне целенаправленное, поэтому такое движение должно хорошо координироваться. У насекомых уже настоящая нервная система — ганглий , состоящий из трех отделов — нервный узел, брюшная нервная цепочка и сеть нейронов по всему телу.

— усики (антенны) — органы осязания;

— глаза — могут быть фасеточными (сложными) и простыми, но тогда их должно быть несколько штук.

— насекомые хорошо воспринимают и различают запахи (у них основа общения — выделение и распознавание различных химических веществ).

Половая система:

Насекомые — раздельнополые . Оплодотворение в основном внутреннее.

Развитие происходит как с


Насекомые очень тесно связаны со многими другими организмами на Земле.

Для они — незаменимые опылители, для животных — питание.