С какой целью писатель рассказывает о том. как создавалась эта сельская

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой должна быть современная сельская школа? Возможно ли что-то изменить в ней уже сейчас? Как это сделать? - такими вопросами задаются, наверное, многие, кто хоть раз побывал в типичной сельской школе деревенской глубинки.

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. Поэтому школа не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству обучения. Сегодня нужно другое образование.

На сегодняшний день, система образования России находится в состояний модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), в котором учитывается особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования..

В современном сельском социуме выделяют общеобразовательные учреждения различных типов: начальные, основные, средние (полные) школы,общеобразовательные учреждения «Школа - детский сад», гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры образования. Преобладающий тип общеобразовательных учреждений на селе - средняя (полная) школа

Я же хочу остановиться на таком типе школы как общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа- детский сад». В связи с реструктуризацией образовательных учреждений, проведенной в Боханском районе из 26 начальных и 11 школ-садов на данный момент остались как самостоятельные юридические лица только три школы- сада - это Вершининская, Харагиргенская и Шунтинская школы- детский сады. Это три вполне самостоятельных учреждения, сумевших идти в ногу со временем и новыми требованиями.

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

В деревне Харатирген по данным переписи 2002г проживало - 523 человека. сейчас число жителей увеличилось - стало 574, детей дошкольного возраста также стало больше: было 47 , стало - 61. Село растет, должна быть и перспективная программа развития села, а также школы. В Харатиргенской школе - сад на данный момент всего обучается и воспитывается 54 ребенка: 34 в начальной школе и 20 детей в детском саду. В перспективе в начальной школе к 2015 году будут обучаться 50 человек, а охват детей дошкольного возраста на данный момент составляет всего лишь - %, если еще 5 лет назад речи не шло ни о какой очереди в дошкольное учреждение, то сегодня детей- очередников - 27 чел. Администрацией школы и общественностью был поднят вопрос о необходимости открытия детского сада. Это вопрос нашел положительное решение. С 2012 г в д. Харатирген начнется строительство детского сада на 60 мест на сумму 72 млн. руб, выделяемых из областного и местного бюджета.

Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 15 , а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится всего лишь 5 учеников (есть и 3). В маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося.

Общеизвестны и кадровые проблемы сельских школ, хотя во многом они сходятся с городскими. Идет старение педагогических кадров Но главное здесь - не количественные, а качественные показатели. Квалификация сельских учителей зачастую ниже, чем городских. Не хватает высококвалифицированных специалистов.

Решение этих вопросов крайне необходимо. Так в нашей школе мы активно стали заниматься решением данных проблем. Четверо учителей школы заочно получили высшее образование. В школе работает педагог высшей категории Почетный работник образования РФ, 2 учителей 1 категории, педагоги постоянно работают над самообразованием, делятся опытом работы на районных, кустовых, окружных семинарах и научно- практических конференциях.

Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Так, благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских программах и проектах по созданию единой образовательной информационной среды сделан значительный шаг по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество компьютеров в сельских школах значительно увеличилось, имеются современные компьютерные классы. Параллельно с поставкой в школы современной компьютерной техники идет подключение ее к всемирной сети Интернет. На данный момент к сети Интернет подключены все сельские школы, включая начальные, расширяется область применения новых информационных технологий. В данном случае, конечно, начальным школам приходится сложнее, им меньше выделяется различного рода оборудование. Приходится находить дополнительные пути решения укрепления материальной базы.

Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества - процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них - инициирующая роль школы. Гам, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей. Чтобы идти в ногу со временем и с новыми требованиями, наши школы - сады стали активно привлекать к себе спонсоров. Так, Харатиргенская школа-сад в 2004г присвоила имя своего именитого земляка Игнатьева И.А., родственники которого помогают в укреплении материально - технической базы, закупают компьютерную технику, учебную и художественную литературу. Таким образом, в начальной школе на данный момент имеется кабинет информатики, в котором есть 4 единицы компьютера, 3 принтера, копировальный аппарат, сканер. Группы продленного дня и детского сада обеспечены телевизорами. 1)УО - плеерами, музыкальными центрами, что. конечно, положительно сказывается и на качестве образования.

Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры, а также активная работа с учреждениями дополнительного образования, - еще один из путей реструктуризации сети. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днем - в режиме школы, вечером - организуя досуг всех детей и взрослых. В полную силу начинают работать различные клубы по интересам, физкультурные занятия и т.п.

Последние годы наша начальная школа очень тесно сотрудничает с СДК, с учреждениями дополнительного образования Боханского района: ДЮСШ и ДЦТ. На базе нашей школы работают кружки «Умелые ручки» и «Юный шахматист», в которые привлечены дети не только начальной школы, но и выпускники школы, дети 5-8 классов, обучающихся в Хохорской СОШ. Неоднократно проводились турниры по шахматам и шашкам на приз Игнатьева.

В этом учебном году, в апреле месяце нами запланирован районный турнир по шахматам среди начальных классов. На базе СДК работают секции по вольной борьбе и по стрельбе из лука. Это дает положительные результаты. Во первых, дети заняты делом в вечернее время, во - вторых, занято довольно много детей из неблагополучных семей. На базе СДК не раз проводились районные, окружные соревнования по стрельбе из лука. В декабре 201 Ог на базе СДК были проведены районные соревнования по вольной борьбе. За два года работы секции по вольной борьбе ребята показали отличные результаты: неоднократно становились призерами и победителями районных, окружных, областных соревнований. Среди них и наши учащиеся Харатиргенской начальной школы.

Таким образом, в сельской местности школа все чаще стала восприниматься как образовательный центр, где обязаны воспитать ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания. Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения физиологических потребностей; потребностей в безопасности и уверенности в будущем.

Возможность удовлетворения социальных потребностей через усвоение групповых норм и идеалов. Удовлетворение и развитие потребности в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями, потребность в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере

для населения - не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность - через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состояние сельчан.


Образование сельские жители во второй половине XI Х века могли получить в:

    Церковно-приходских школах и школах грамоты с 1-2 годичным сроком обучения;

    Земских школах

Были еще немногочисленные сельские школы, создаваемые крестьянами на собственные средства - общины и отдельные группы крестьян нанимали учителей и предоставляли помещение для занятий (или совместно снимали избу для такой школы). Чаще всего обучение вели грамотные крестьяне, иногда учителя из "образованных", переходившие из деревни в деревню. Таких называли «ходячими» («нахожими», «хожалыми») учителями.

Начальное образование в начале XX века было представлено следующими основными учебными заведениями:

    Одноклассные училища (земские сельские школы, церковноприходские и приходские училища; срок обучения - три года);

    Двухклассные училища (министерские образцовые училища и второклассные церковноприходские училища; срок обучения - пять лет);

    Многоклассные училища (уездные и городские; обучение - три и шесть лет соответственно).

Деятельность этих учебных заведений регламентировались «Положением о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 года. В начале XX века по линии министерства народного просвещения работало около 57, 2 тысяч учителей начальной школы (32, 1 тысяч мужчин и 25,1 тысяч женщин).

Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовалась "прорывом" в начальном образовании сельского населения. Об этом свидетельствует статистика количества неграмотных новобранцев, призванных в армию (БСЭ, 1929-1930гг..):

    1875 год - 79%

    1880 год - 78%

    1885 год - 74%

    1890 год - 69%

    1896 год - 60%

    1900 год - 51%

    1905 год - 42%

    1913 год - 27%

Церковно-приходские школы

До реформы 1861 года практически единственным образовательным учреждением в сельской местности Российской империи была церковно-приходская школа. Одним из первых законодательных актов государственной власти об образовании сельского населения (составлявшего подавляющую часть населения страны в то время) стал императорский Указ от 26 января 1804 года, предусматривающий создание начальных школ по селам и деревням. Указ вменял обучение селян в непременную обязанность духовенства. Сельские священники активно создавали школы при церквах и до начала 60-х годов XVIII века были почти единственными учителями в сельских школах. При этом, они не только учили детей, но и поддерживали школы "своими скудными средствами".

Деятельность церковно-приходских школ регламентировалась "Правилами о церковно-приходских школах" 1884 года. Согласно "Правилам" создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы (В начале ХХ века они стали соответственно 3-х и 5-годичными). В 1902 году "Правила" заменило "Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания". В соответствии с "Положением" к церковным школам относились:

  • начальные школы, предназначенные для начального обучения детей и взрослых (они подразделялись на школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы);
  • учительские (второклассные и церковно-учительские) школы, которые готовили учителей для начальных школ.

Пункт 1 "Положения" гласил, что основные задачи церковных школ заключались в начальном и среднем образовании, а также религиозно-нравственном воспитании учащихся в духе учения и традиций Русской Православной Церкви.

В 1915 году числилось 40 530 церковно-приходских школ, что составляло почти треть (32,8%) всех образовательных учреждений страны.

Земская школа

Земская реформа позволила органам местного самоуправления (Земствам) создавать начальные школы. Земства могли с разрешения уездного училищного совета открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение книгами и письменными принадлежностями, плата учителям). Учебная работа находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В состав уездного училищного совета (руководил школами, давал разрешения на их открытие, перевод и закрытие, назначал и увольнял преподавателей) входили по одному представителю от министерства народного просвещения, министерства внутренних дел, духовного ведомства, городского самоуправления, а также два гласных, выбранных на уездном земском собрании. Председателя уездного училищного совета избирали из числа его членов. Губернский училищный совет, состоял из архиерея (председателя), губернатора, губернского директора училищ и двух представителей губернского земства.

Земские школы были двух типов:

Земства организовывали также профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) и специальные (учительские, ветеринарные, медицинские) школы со сроком обучения 3-5 лет. В некоторых начальных школах открывали двухгодичные сельскохозяйственные отделения и создавали опытные участки для получения знаний об агрономии. Земствами организовывались повторительные классы, библиотеки и читальни, чтения. Земства выделяли средства на организацию "народных библиотек" при школах.

Финансирование земской школы было смешанным: от земства и крестьянской общины. Учителю платило земство, но за его жилье платила община, строительство и ремонт зданий, заготовка дров, жилье преподавателей шло за счет общины.

Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; после 5 лет службы: 37 рублей 50 копеек; 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной - уездное. Предусматривалась казенная квартира или оплата съемного жилья. В сельских школах преподавали чаще всего выходцы из самих же крестьян. Например, в 1880 году в начальных школах среди учителей дети крестьян составляли 36%, дети церковнослужителей - еще 36%, дети мещан - 10%.

В штате сельской земской школы, как правило, был сторож.

Большую роль в развитии земских школ играли попечители - или в привычных терминах "спонсоры". Земства старательно подбирали их из помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян.

К 1877 году существовало уже около 10 000 земских школ, в 1910 - более 27 000 (27 486, из них 75% однокомплектные с 3-летним обучением, остальные - двухкомплектные и 4 года обучения), а к 1913 году - свыше сорока тысяч начальных школ - еще одна треть от общего числа образовательных учреждений страны. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросло за это время с 14,5% до 30%. В местностях, где не было земских школ, средства зачастую выделялись на поддержку церковно-приходских. Земские заведения были лучше обеспечены материально. Их здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, - две).

Земства старались охватить образованием возможно большее число детей: семьям, в которых росли два и более мальчика, предлагалось одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям. Выпускник земской школы мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение. Самых способных учеников земства старались направлять в гимназии, выделяли для них стипендии.

Примерная программа четырехлетней земской школы:

    Закон Божий,

    Церковнославянский язык,

  • Арифметика,

    Предметные беседы,

    История,

    География,

    Мироведение,

    Рисование и черчение,

  • Гимнастика (рукоделие для девочек).

Инновации, являясь необходимым условием развития образования, играют важную роль в становлении и совершенствовании отечественной системы народного образования.

В соответствии с существовавшими социально-экономическими условиями, в России вплоть до последних десятилетий XIX в. проблема развития народного образования – это фактически проблема образования и просвещения крестьян, составлявших подавляющее большинство населения страны и являющихся наименее просвещённой частью народа.

В исследованиях по истории образования отмечается, что до 2-й половины XVIII в. воспитание крестьянских детей в России осуществлялось в семье и крестьянской общине при поддержке церкви, занимавшейся религиозно-нравственным воспитанием (Д.И. Латышина, В.М. Величкина).

Проблема образования крестьян и простонародья впервые поднимается в русской общественной мысли XVIII в. (И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев и др.). Наиболее глубоко она анализируются в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766 г., впервые издана в 1865 г.). Один из разделов этого сочинения посвящён описанию .

Первый масштабный проект создания системы народного образования в России, попытка осуществления которого была предпринята, разработал Ф.И. Янкович де Мириево. Согласно утверждённому в 1786 г. Екатериной II «Уставу народных училищ», в каждом губернском городе предполагалось открыть главные народные училища, рассчитанные на 5 лет обучения, а в уездных центрах и сёлах – малые народные училища (2 года). Проект был реализован лишь частично, поскольку при его осуществлении местных власти, как правило, уклонялись от содержания народных училищ.

Первыми в России школами, доступными для простонародья, стали церковноприходские школы, которые появились в 1804 г. и просуществовали до 1918 г., являясь самим распространённым типом отечественных школ.

Церковноприходские школы изначально были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание при минимальном уровне образования. Как правило, детей обучали служители церкви, не имеющие педагогической подготовки (основы педагогики стали преподаваться в духовных семинариях лишь в середине 1860-х гг.), использующие малоэффективные методы обучения, а содержание образования в своей основе оставалось неизменным в течение полувека.

Однако со 2-й половины XIX в. программа церковноприходских школ постепенно начинает расширяться, приобретая к началу ХХ в. более светский и научный характер. В это время церковноприходские школы работают при финансовой поддержке государства, являясь фактически государственно-церковными. К середине 1990-х гг. их сеть в России расширяется, общее количество превышает 31000. Кроме них, в ведении Святейшего Синода находились школы грамоты и четырёхлетние церковноприходские училища. В церковных школах грамоты велось обучение Закону Божьему, церковному пению, церковнославянскому и русскому чтению, письму и начальному счислению. В церковноприходских школах программа расширялась за счёт изучения русской грамматики и арифметики. В церковноприходских училищах кроме названных предметов преподавались священная и отечественная история. В программу церковноприходских училищ входило также обучение ремёслам (до 13 ремёсел).

Таким образом, церковноприходское образование в России на рубеже XIX–XX вв. было не только самым распространённым в крестьянской среде, оно приобрело многоуровневый и вариативный характер, свойственный развитым системам образования.

Наряду с церковноприходскими школами и училищами в сёлах России 2-й половины XIX в. развивается альтернативное (не государственно-церковное) образование. Школы в сельской местности создаются земствами, интеллигентами-подвижниками, энтузиастами-просветителями.

Особую группу сельских народных школ составляли школы, действовавшие в казачьих войсках. В России исторически сложилось 11 казачьих войск, которые размещались преимущественно в аграрных областях империи. В 1911 г. в стране было более 1000 казачьих школ, в которых наряду с религиозно-патриотическим и военно-физическим воспитанием давалось довольно широкое образование. Так, в Оренбургском казачьем войске было установлено обязательное обучение мальчиков и девочек. Курс обучение в войсковых начальных школах длился 5-6 лет и включал в себя Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, церковное пение; для мальчиков преподавались гимнастика и фронтовое обучение .

В 1860-е годы в России широкий общественный резонанс приобрели споры о содержании образования народной школы. Земства и интеллигенция считали необходимым устройство народных школ по европейским образцам, они критиковали церковноприходские школы за религиозную ограниченность, выступали за научность в обучении, за обновление содержания образования и введение новых учебных предметов.

Наиболее выдающимися деятелями земского образования были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.

Н.А. Корф в 1867–1872 гг., служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, при поддержке населения открыл несколько десятков , в которых стремился учесть особенности сельской среды.

Н.Ф. Бунаковым была обоснована и реализована идея необходимости . Он указывал, что важнейшим условием успешной работы сельской школы является заинтересованность в ней местного населения, открытость школы для контроля крестьянской общиной: «…Те, кто доверяет училищу своих детей, неужели не вправе спросить: что же вы сделали с нашими детьми? Как и чему их учили?» .

Важную роль в развитии образования на селе сыграла . Он сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, научность полученного образования .

В конце XIX – начале ХХ в. большую известность приобрела в с. Татево и в ряде других сёл Бельского уезда Смоленской губернии. Изучение его педагогического наследия позволяет утверждать, что он не только создал новый, прогрессивный для своего времени тип церковноприходской школы, но и разработал модель образования сельских школьников, не утратившую своей актуальности в наши дни. Впервые в отечественной педагогике он реализовал обширный комплекс условий, определяющих особенности образования в сельской местности, и возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий.

К первому десятилетию ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на челе. Согласно этим представлениям, сельская среда обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью к природе, относительной простотой и доступностью в обучении крестьянскому труду, сохранением в сельской местность традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.

На особые воспитательные возможностей сельской среды в 1910–1920-е гг. единодушно указывают педагоги и общественные деятели различных политических убеждений (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).

В советский период развитие образования на селе становится одним из важнейших направлений государственной внутренней политики. В СССР развитие общеобразовательной школы в стране основывалось на идее равного образования для городских и сельских детей. Эта идея утверждалась, с одной стороны, жёстким регламентированием содержания образования, едиными для всей страны требованиями к подготовленности выпускников школ и абитуриентов, а с другой – серьёзной государственной поддержкой села и сельской школы.

В целях повышения привлекательности учительского труда в сельской местности для сельских учителей вводится ряд льготных условий, среди которых надбавка к зарплате, бесплатные коммунальные услуги, бесплатное обеспечение жильём, освобождение молодых людей, работающих в сельской школе, от службы в армии и др. Кроме того, в большинстве педагогических вузов действовали льготные условия поступления для абитуриентов из сельской местности.

До начала 1990-х годов для выпускников советских вузов существовала достаточно строгая система распределения по местам работы, согласно которой молодой специалист был обязан отработать на месте распределения определённое количество лет. Распределение помогало учитывать потребности школ региона в педагогических кадрах, что также способствовало решению проблемы обеспечения сельских школ учителями.

Меры содействия развитию сельской школы в СССР в их практическом воплощении зачастую шли вразрез с демократическими правами и свободами, закрепощали молодых учителей и ограничивали рост образования в стране в целом. Вместе с тем, как отмечают различные источники, к концу 1980-х гг. уровень образования сельских школьников более, чем когда бы то ни было, приблизился к уровню образования в городских школах.

В развитии сельской школы в 60–80-е гг. ХХ в. важную роль сыграл . Анализ его трудов показывает, что он создал педагогическую систему, не просто адаптированную к условиям сельской местности, но органично вырастающую из социально-природного окружения сельской школы.

В 1980-е гг. инновационная педагогическая система складывается в Сахновской средней школе Черкасской области. В основе этой системы лежит авторская концепция директора школы А.А. Захаренко, которая базируется на идеях воспитательных центров, «средового подхода», и созидательного, творческого, социально значимого труда.

Новаторский опыт В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, А.Ф. Иванова и других руководителей сельских школ в 1870–1980-е гг. привлек внимание широкой научно-педагогической общественности к сельской школе. В это время в СССР активно разрабатываются проблемы образования сельских школьников, в помощь сельским педагогам и руководителям школ массовыми тиражами выпускается ряд пособий, ориентированных преимущественно на оптимизацию учебного процесса. Значительный вклад в развитие образования на селе в этот период внесли работы Н.М. Анисина, В.М. Величкиной, А.Ф. Иванова, В.П. Макарова, Г.Ф. Суворовой и др.

Постсоветский период (конец 1980-х – 1990-е гг.), совпавший с глубоким социальным и экономическим кризисом переходного периода, характеризуется нарастанием и обострением проблем в сельском образовании. По словам М.П. Гурьяновой, «сельская школа России конца ХХ века оказалась на обочине российского образования». В этот период учительство испытало длительные задержки заработной платы, что сопровождалось ростом социального недовольства среди учителей, уходом многих педагогов из школы, их переездом в город или в более благополучный регион. В сельской местности в это время гораздо острей, чем в городе, ощущается нехватка необходимых учебников и учебных пособий, снижение требований к общеобразовательной школе.

Кризис постсоветского периода определил современную ситуацию, когда качество сельского образования значительно уступает качеству городского. Сложившаяся ситуация требует поиска новых путей сохранения и развития образования на селе, и в этом поиске очень важна преемственность: опора на лучшие традиции гуманистической педагогики, учёт особенностей сельской образовательной среды, творческое переосмысление предыдущего педагогического опыта.

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ придаёт каждой школе особенности, характерные только для неё. В связи с этим учёные, занимающиеся проблемами образование на селе (В.Г. Бочарова, В.П. Быкова, М.П. Гурьянова и др.), отстаивают вариативность обучения и многообразие подходов в осуществляемом сельскими школами педагогическом процессе.

Проведённый нами анализ позволяет выделить в развитии отечественного образования на селе следующие основные этапы.

1-й этап (до 2-й половины XVIII в.) – этап семейного и общинного воспитания; в этот период образование крестьянства частично поддерживается церковью (религиозное воспитание), но не государством;

2-й этап – первые проекты просвещения крестьян (2-я половина XVIII – начало XIX в.) – разработка первых проектов создания системы народного просвещения и попытки их осуществления;

3-й этап (начало XIX в. – 1-я половина 1860-х гг.) – активизация церкви и государства в просвещении крестьян: появление церковноприходских школ, возрастание роли церкви и государства в просвещении народа; этот этап отмечен неуклонным ростом роли церковной власти в просвещении крестьянства; политика государства в сфере народного образования отличалась значительной противоречивостью и непоследовательностью;

4-й этап (2-я половина 1860-х гг. – 1880-е гг.) – расширение сети сельских школ и повышение качества образования сельских детей за счёт государственной поддержки, деятельности церкви и местного самоуправления (земств, казачьих войсковых управ и др.), а также энтузиастов-подвижников; на этом этапе наблюдается рост авторитета Министерства народного просвещения;

5-й этап (1880-е – 1910-е гг.) – формирование системы просвещения крестьянства; на этом этапе сельская школа рассматривается как специфическая образовательная система, признаётся её особая связь с крестьянской социальной средой, особая миссия в сельском социуме и российском обществе; в этот период демократически настроенные деятели образования ставят перед сельской школой задачу повышения культурного уровня и социальной активности крестьян; складывается разветвлённая уровневая система государственно-церковного просвещения крестьянства, происходит содержательное и организационное обновление церковноприходских школ, содержание образования в них приобретает всё более светский характер;

6-й этап приходится на советский период (1920-е –1980-е гг.) и характеризуется ростом доступности и качества образования в сельской местности; на этом этапе сельская школа по качеству образования постепенно приближается к городской, для сельских и городских школ вводятся единые требования, осуществляется масштабная государственная поддержка села и сельских школ;

7-й этап – постсоветский (конец 1980-х – 1990-е гг.); на этом этапе вновь увеличивается разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами: с одной стороны возрастает качество и разнообразие образования в городе, с другой, снижается уровень образования на селе;

8-й этап – современный (с конца 1990-х гг. по наши дни), для которого характерен поиск путей сохранения и развития образования на селе; на этом этапе актуализируется роль инноваций в сельской школе, отмечается значительное разнообразие подходов к повышению эффективности образования сельских школьников.

Список литературы

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., Гардарики, 2003. (Шелеховский район Иркутской области). Обеспечение целостности развивающейся воспитательной системы в сельской школе Для ссылки:
Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ [Электронный ресурс] // Сидоров С.В..10.2019).

История Дмитриевской средней школы

Дмитриевской школе в этом году исполняется 138 лет.

Не одно поколение учеников, учителей, директоров прошло сквозь призму времён. А началось всё в 1879 году, когда при покровской церкви в селе Дмитриевка Уфимской губернии было основано Церковно-приходское попечительство, в котором начали свою работу две земские школы, одна в Дмитриевке, а другая в Миловке. В своё время историю школы изучал Разетдин Закиевич Гилемханов, первый директор совхоза «Дмитриевский». Он обратился в Центральный Государственный исторический архив РБ, получил справку, из которой следует, что возраст школы перевалил за сотню с лишним лет.

Первый выпуск семилетней школы состоялся в 1935 году.

Своему становлению и развитию школа обязана преподавательскому составу и руководителям, её возглавлявшим, а за 135 лет их было немало. К сожалению, не все имена сохранились. Школа приобрела красивый вид благодаря стараниям Константина Митрофановича Лазарева. Вместе с коллективом учителей, учащихся и их родителей в 1965 году он закладывал фундамент нового современного здания школы. Благодаря ему мы теперь имеем среднюю часть нашей большой школы.

С 1977 по 1981 год школой руководил Леонид Иванович Сычёв. При нём было начато строительство огромного спортивного зала, он мечтал о высоких спортивных достижениях своих учеников.

Достраивать начатое Леонидом Ивановичем и возводить новое здание школы, т.к. детей становилось всё больше и больше, пришлось Владимиру Михайловичу Михайлову, который стоял у руля с 1981 по 1988годы. Его так и называли «Строитель», потому что куда бы он не приходил на работу, везде начиналось строительство.

Сегодня этих замечательных людей уже нет рядом с нами, но каждый из них оставил яркий след в нашей памяти.

В сентябре 1988 года пост директора занял Валерий Александрович Сидоров - молодой, энергичный, перспективный руководитель, покоривший всех талантом говорить без бумажки, твёрдыми убеждениями и умением отстаивать свою точку зрения.После десяти лет директорской деятельности Валерий Александрович избран в Совет Уфимского района.

На посту директора его сменила Отличник просвещения СССР Валентина Демьяновна Максимова. Благодаря Валерию Александровичу и Валентине Демьяновне осуществились реконструкция и капитальный ремонт старых зданий, спортзала.

В 2005-2006 учебном году директором был Алексей Алексеевич Слепец. А с 2006 года школой руководила Альфия Камаловна Валикарамова, которая в 1978 году, после окончания БГУ, попала сюда по распределению и осталась навсегда, выйдя замуж.

Дмитриевская школа гордится своими ветеранами, они её золотой фонд.

Маргарита Леонидовна Валеева 50 лет жизни она посвятила преподаванию. Отличник просвещения РСФСР, выпускница нашей школы, твёрдо для себя определила, что будет учителем русского языка и литературы. Её ученики начитанны и отличаются широким кругозором. Выпускники Маргариты Леонидовны постоянно к ней приходят, никогда не забывают своего доброго и отзывчивого классного руководителя.

Учитель химии Раиса Ивановна Сучкова – отличник просвещения РФ и лауреат премии Сороса, а также лучший учитель химии в районе. Именно так говорят о Раисе Ивановне её ученики. Они занимают призовые места на районных олимпиадах, поступают на химические факультеты ВУЗов и чувствуют там себя гораздо увереннее городских сверстников.

Галина Петровна Хохлёнкова работала в школе 40 лет. Она первоклассный математик. Её прекрасное знание предмета и эмоциональность в проведении урока позволили ей стать кумиром и для тех, кто не очень силён в этом предмете. Отличник просвещения РФ, лауреат премии Сороса, а также делегат Всесоюзного съезда учителей.

Ещё одним педагогом гордится школа – Валентиной Николаевной Салазановой, учителем географии. Отличник образования РБ, закончила Ярославский пединститут, по направлению приехала в Дмитриевку, здесь же и обосновалась на всю жизнь. И уже сорок лет работает не покладая рук в этой школе. Очень трудолюбивая, ответственная и скромная. Без путешествий не представляет свою жизнь. До сих пор в зимнее время совершает прогулки на лыжах по Дмитриевским окрестностям. И ведь самое интересное, что на уроках Валентины Николаевны учащиеся сидят и слушают рассказы про наш земной шар «раскрыв рты». А всё потому, что Валентина Николаевна очень любит свой предмет и старается донести до каждого ребёнка любовь к своей земле и к родному краю.

Валентина Александровна Топольницкая в Дмитриевской школе с 1982 года, преподаёт русский язык и литературу. Её любят ученики, уважают родители и ценят коллеги. Эта женщина не только выкладывается на все сто во время уроков, но и всегда активно участвует в различных школьных мероприятиях. Свою любовь к песне она передаёт молодому поколению учителей. В своё время хор учителей школы славился не только в нашем районе.

Благодаря учителю биологии и сельхозтруда Татьяне Даниловне Михайловой, её усердию и трудолюбию школа занимает призовые места в Республиканском конкурсе «Зелёный наряд школы». Татьяна Даниловна с любовью облагораживает пришкольный участок, привлекая к этому занятию учеников.

Учителем физики и астрономии долгие годы в школе работал Валерий Константинович Лабуткин. Сейчас он живёт в Украине.

С 1991 года физику преподаёт Фанзиль Минигараевич Нафиков – лауреат международного Гранта Сороса, Лучший учитель России. Ученики отзываются о нём как о добром, немного строгом, но справедливом человеке.

Евгения Фёдоровна Зубарева тоже обладатель Гранта Президента России. Она очень отзывчивая, добрая и всегда старается в учениках раскрыть их творческие способности.

Отличники образования РБ - Альфия Галеевна Андреева, Алия Сагитовна Райманова, Залия Ахметовна Загитова, Гальнур Ягафаровна Акчурина, а также Люция Нуретдиновна Сидорова – лауреат международного Гранта Сороса и обладательница Гранта Президента РФ.

Долгие годы проработали в школе:

Александр Венедиктович Чудинов, ветеран ВОВ, - учитель производственного обучения;

Александр Антонович Команов, учитель труда;

Анастасия Яковлевна Климова, учитель начальных классов;

Александра Тихоновна Горбаченко,учитель начальных классов;

Александра Кузьминична Ефимова, учитель истории;

Екатерина Федосеевна Тарара, учитель начальных классов;

Минидина Минисламовна Шаймиева, учитель начальных классов;

Антонина Ивановна Кузьмина, учитель русского языка и литературы;

Раиса Сергеевна Сазонова, учитель биологии;

Галина Михайловна Самойленко, учитель начальных классов;

Зинаида Васильевна Дьяконова, учитель начальных классов;

Магинур Сагитовна Арасланова, учитель математики;

Раиса Фазлыевна Салихова, учитель математики и физики;

Зайсан Бакирович Усманов, учитель химии;

Фарзана Агзамовна Усманова, учитель русского языка и литературы;

Нина Ивановна Дегтярёва, учитель немецкого языка;

Раиса Георгиевна Анисимова, учитель биологии;

Гильс Миргалеевич Гизатуллин, учитель музыки;

Любовь Михайловна Бельская, учитель овощеводства и биологии;

Надежда Филипповна Хисамова, учитель математики, завуч;

Анна Алексеевна Маковецкая, учитель математики, начальных классов;

Таслима Мутагаровна Кидрасова, учитель английского языка;

Расиля Хазигалеевна Гутина, учитель русского языка и литературы;

Лилия Хамитовна Абдукаева, учитель математики;

Евдокия Петровна Харитонова, учитель начальных классов;

Рифа Александровна Курбангалина, учитель домоводства;

Надежда Александровна Счислёнок, учитель ИЗО, с\х труда;

Явдат Амирович Чанышев, учитель НВП, ОБЖ;

Нурия Мухамедьяновна Кулгарина, учитель русского языка и литературы;

Зифа Мавлетзяновна Валиева, учитель начальных классов.

Учителя следят за успехами каждого своего выпускника, сопереживают неудачам. Ученики навсегда остаются в сердцах своих учителей.

Школа помнит и гордится своими лучшими выпускниками, ведь «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!». В нашей школе тоже есть немало таких выпускников. Они достойно проявили себя в различных областях: сельское хозяйство и медицина, военное дело и предпринимательство, образование и искусство.

Муфазалов Ф.Ф. – главный радиолог РБ, профессор БГМУ;

Гилемханов А.Р. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Привалова В.Б. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Смагин С.А. – заслуженный нефтяник РБ;

Сидоров В.В. – полковник внутренних войск в отставке;

Лабуткин О.В. – полковник ФСБ;

Васильев С.К. – советник по экономике в Администрации Президента РФ;

Загидуллин Э.Н. – полковник авиации Забайкальского военного округа;

Кагарманова А.И., Хайретдинова Е.Ф. – кандидаты педагогических наук;

Шестаков А.И. – сосудистый хирург, зав.отделением клиники БГМУ;

Гуссамова Г.Р. – начальник РОО Уфимского района;

Аксёнова З.А. – учитель географии СОШ д. Николаевка;

Краснов А.П. – предприниматель;

Ильина А.А. – главный врач Дмитриевской больницы;

Школа, в которую выпускники возвращаются учителями, никогда не канет в Лету, так как каждое поколение будет передавать потомкам лучшие традиции и знания предков.

В нашей школе работали и продолжают работать много выпускников разных лет:

Харитонова Е.П., Валеева М.Л., Чанышев Я.А., Михайлова Т.А., Гурьянова Н.А., Ахмедьянова И.В., Малышева З.А., Магасумов И.К., Каменев А.Н., Слепец А.А., Кузнецова О.А., Сидорова Э.В., Гайнетдинова А.Х., Магасумова О.А., Гатиятуллина Е.З., Скоблик Н.В., Закирова А.Ф., Бухарова С.В., Мустафина З.Т., Данилюк К.В., Хохлёнкова Ю.Н.

Рассказывать об учителях, которые внесли весомый вклад в развитие Дмитриевской школы, о её воспитанниках можно много. Для учителей и учеников она стала вторым домом – тёплым, уютным. Заботливые и отзывчивые педагоги работают здесь не покладая рук, а внимательные ребята с удовольствием приходят сюда, чтобы получить знания.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому!