Психологическое занятие по огэ. Готовимся к ОГЭ

Упражнение «Приветственное письмо»

Инструкция. «Я предлагаю вам написать свои приветствия и пожелания на листочках бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече».

Рефлексия. Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?

Дискуссионный клуб «Мои ресурсы»

Материал: 4 листа А4, фломастеры, ручки.

Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы (способ деления по принципу 1й,2й, 3й, 4й используя время суток: утро, день, вечер, ночь).

Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:

— Выработайте как можно больше идей.

— Все идеи записываются.

— Ни одна идея не отрицается.

Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.

На работу вам дается 4 минуты. Предлагаю вам задания для обсуждения.

Задание 1-й группе: выберите и предложите эффективные способы снятия нервно-психического напряжения;

Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально.

спортивные занятия, контрастный душ, мытье посуды, пальчиковое рисование, скомкать, порвать и выбросить газету, закрасить разворот газеты, громко спеть любимую песню, потанцевать под музыку, смотреть на горящую свечу, вдохнуть глубоко 10 раз, погулять в лесу, покричать, посчитать зубы языком с внутренней стороны

выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

— сядь удобно,

— глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

— задержка дыхания (2-3 секунды)

заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения

свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить в ведро. Из другой газеты слепить свое настроение, погулять в тихом месте на природе, покричать то громко, то тихо

противострессовое дыхание: медленно сделайте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

Какие способы вы хотели бы использовать?

Задание 2-й группе: 7 важных моментов в организации режима дня в период подготовки к экзаменам. Запишите 7 рекомендаций по организации режима дня.

Режим дня

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Минимум телевизионных передач!

Задание 3-й группе: формулы самопрограммирования для достижения цели. Дополните до 10 формул самопрограммирования.

Формулы самопрограммирования для достижения цели:

Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен - лишь только часть моей жизни.

Я могу управлять своими эмоциями.

Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Я твердо уверен(а), что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Задание 4-й группе: нарисуйте 2 портрета: учащегося 9-го класса готового к экзамену и учащегося 9-го класса не готового к экзамену. Опишите основные психологические особенности каждого из этих школьников.

Выступления групп.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Психологическое занятие с элементами тренинга

«Мои ресурсы»

Цель: психологическая подготовка учащихся к ОГЭ.

Задачи:

    Снятие нервно-психического напряжения.

    Развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.

    Обучение методам нервно-мышечной релаксации.

    Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

    Приветствие

Упражнение «Приветственное письмо»

Инструкция. «Я предлагаю вам написать свои приветствия и пожелания на листочках бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече».

Рефлексия. Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?

Психолог. Мы получили положительные эмоции и готовы к дальнейшей работе. Теперь предлагаю выполнить интересное упражнение.

    Основная часть

Упражнение «Эксперимент»

Цель: развивать концентрацию внимания, подвести к теме и цели занятия.

Инструкция. Я вам раздам карточки, на которых написан текст с хаотичным, на первый взгляд, набором букв. Вам нужно прочитать его про себя за 30 секунд.

КАЖДЫЙУЧАСТНИКИТОГОВОЙГОСУДАР СТВЕННОЙАТТЕСТАЦИИ

ИсПЫТЫваетНеРвно-псиХИЧесКОЕНАПрЯЖЕНие, СКоТоРымнуЖНоуМЕть

СпРАВЛяТЬСя.суЩес тВУЮтэфФекТи вные сПос ОБыеГ оснЯТия.

Рефлексия. Трудно было читать текст? Что понадобилось вам для быстрого выполнения этого задания? (умение концентрироваться, быть внимательным).

Психолог. Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на нашем занятии? Чему мы будем учиться? (Ответы учащихся)

Да, сегодня мы с вами научимся различным способам снятия эмоционального напряжения. И тема нашего занятия «Мои ресурсы».

А сейчас мы с вами организуем дискуссионный клуб «Мои ресурсы»

Дискуссионный клуб «Мои ресурсы»

Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.

Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе ! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы (способ деления по принципу 1 й, ,2 й , 3 й , 4 й используя время суток: утро, день, вечер, ночь).

В группе выбирают секретаря , спикера , таймера и председателя .

Функции председателя : следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.

Функции секретаря : записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.

Функции спикера : излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.

Функции таймера : следить за временем, отведенным на дискуссию.

Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:

- Выработайте как можно больше идей.

- Все идеи записываются.

- Ни одна идея не отрицается.

Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.

Психолог. На работу вам дается 4 минуты. Предлагаю вам задания для обсуждения.

Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и правила группы.

Задание 1-й группе : выберите и предложите эффективные способы снятия нервно-психического напряжения;

Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально.

    спортивные занятия

    контрастный душ

    мытье посуды

    пальчиковое рисование

    скомкать, порвать и выбросить газету, закрасить разворот газеты

    громко спеть любимую песню

    потанцевать под музыку

    смотреть на горящую свечу

    вдохнуть глубоко 10 раз

    погулять в лесу, покричать

    выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- сядь удобно,

- глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

- задержка дыхания (2–3 секунды)

    заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения

    свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить в ведро. Из другой газеты слепить свое настроение

    погулять в тихом месте на природе

    покричать то громко, то тихо

    противострессовое дыхание : медленно сделайте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

- Какие способы вы хотели бы использовать?

Задание 2-й группе : 7 важных моментов в организации режима дня в период подготовки к экзаменам

Режим дня

Раздели день на три части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе;

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Минимум телевизионных передач!

Правильная организация рабочего места для подготовки к экзамену?

Задание 3-й группе : формулы самопрограммирования для достижения цели

Дополните до 10 формул самопрограммирования.

Формулы самопрограммирования для достижения цели :

    Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.

    Я могу управлять своими эмоциями.

    Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

    Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

    Я твердо уверен(а), что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Задание 4-й группе : нарисуйте 2 портрета: учащегося 9-го класса готового к экзамену и учащегося 9-го класса не готового к экзамену. Опишите основные психологические особенности каждого из этих школьников.

    Заключительная часть.

Выступление групп.

Упражнения «Танец пера»

Психолог. А сейчас предлагаю вам игру, которая идеально снимает напряжение.

Инструкция. Встаньте, если хотите закройте глаза. Почувствуйте свои ступни, пальцы, ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Теперь представьте себе, что вы превратились в очень легкое маленькое перышко, может быть даже в нежную пушинку.

Изобразите парение и танец перышка, носимого ветром по комнате - начните двигаться по комнате так, чтобы все ваше тело выражало эту легкость. Иногда оно, возможно, крутится, иногда летит низко над полом, иногда зависает высоко - все это очень легко, с неожиданными, прекрасными, гармоничными движениями. Подумайте, как вы можете задействовать свои руки и кисти, чтобы выразить легкость этого перышка.

И в это время, когда вы «летаете» по комнате, вы можете говорить про себя: «Я легкий, как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем». (1-2 минуты)

А теперь «перышки» должны постепенно успокоиться и замереть – летите потихоньку обратно на свои места.

Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»

Участникам сообщается следующее: "А теперь давайте похвалим себя за что-нибудь. Сейчас наступил период, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу "Я хвалю себя за то, что..."

Рефлексия. Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?

    Рефлексия

Психолог. В заключение нашей встрече поделитесь своими мыслями, чувствами, настроением.

Как вы думаете, почему важно снимать эмоциональное напряжение? (Снятие нервно-психического напряжения помогает в учебе и в подготовке к экзаменам) Что наиболее полезным для вас было на занятии? Что больше всего запомнилось?

Помните, что первым шагом к успеху в любом деле является психологическая установка, вера в себя и свои силы. Эмоциональное напряжение – лишь одна из трудностей, с которыми сталкивается школьник, но с этой трудностью можно легко справиться .

Электронный журнал

Развиваем компетенции / Накануне экзамена

Психологическая готовность выпускников к ГИА

Ирина Москаленко
педагог-психолог Центральной психолого- педагогической комиссии г. Москвы

Важное в статье

    Проблемы во взаимоотношениях педагогов, обучающихся и их родителей негативно сказываются на качестве подготовки к экзаменам.

    Интеллектуальная и психологическая нагрузка снижает стрессоустойчивость подростка.

    Поддерживайте уверенность в силах ребенка, проводите тренинги по профилактике стресса.

«Экзамен» – само это слово тревожит взрослых, что говорить о подростках. Выпускники спрашивают себя – «А сдам ли я ГИА?». У родителей на первом месте другой вопрос: «Что сделать, чтобы ребенок сдал экзамен?».

Важно

Жизнь детей в экзаменационный период эмоционально напряжена. Нужно уменьшить число стрессовых ситуаций и снизить уровень тревожности

Завышенные требования родителей, подкрепленные «поддержкой» педагогов, ломают и расшатывают уровень эмоциональной устойчивости ученика, что способствует нервным срывам.

Рассмотрим слабые стороны взаимоотношений участников образовательной деятельности.

Родители недостаточно осведомлены о ГИА и не умеют поддержать ребенка в сложной ситуации.

Используют неконструктивные формы общения.

Педагоги несвоевременно выявляют обучающихся со слабой подготовкой, низким уровнем стрессоустойчивости и применяют неконструктивные способы общения (запугивание, угрозы, нравоучения). Часто они недостаточно осведомлены о специальных условиях сдачи ГИА детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускники испытывают страх перед экзаменом. Уровень психологической защиты снижается, когда со стороны родителей и педагогов нет нужной поддержки, не соблюдается режим дня и питания, отсутствуют навыки саморегуляции. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли), обострению хронических заболеваний на фоне стресса.

Внимание

От правильно организованного режима труда и отдыха зависит успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья. При напряженном умственном труде особенно необходима физическая нагрузка

Сделайте слабые стороны сильными, и подготовка к экзаменам даст положительный результат. Навыки конструктивного общения пригодятся всем. Проводить работу только с обучающимися и их родителями недостаточно. Начать следует с себя, т. к. большинство сложных ситуаций возникает по вине самих педагогов. Следите за стилем общения, чтобы не стать причиной волнения выпускников. Он должен быть вариативным и опираться на сильные и слабые стороны каждого ученика.

Детям часто мешает то, что они сосредоточены на последствиях, а не на конкретной деятельности. Формулируйте цели правильно.

Фразы, искажающие восприятие и снижающие психологическую защиту

Возможность провала на экзамене часто становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности. При таком восприятии ГИА не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения и значимости в глазах окружающих.

Чтобы этого избежать, нужно проводить тренинги по снятию стресса и поддерживать уверенность в силах ребенка. В это время ему особенно важно ощущать за спиной надежный тыл и заботу.

Подростки редко бывают абсолютно уверенны в родительской любви. Объясняется это просто: взрослые из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки, полагая, что ребенок поймет, с какой целью это делается. Но подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, они начинают сомневаться в отношении к ним. Неуверенность влечет за собой снижение самооценки, мотивации, веры в свои силы.

Прямо говорите ребенку о том, что он любим. Рассказывайте о своих чувствах и беспокойствах – они более понятны, чем нравоучения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Методическая разработка

«Психологическая подготовка обучающихся к ГИА»

педагог-психолог МОУ СОШ № 2

ст.Григорополисская

Аннотация 3

Введение 4

Основная часть 5

Заключение 9

Список литературы 10

Аннотация

Профилактика экзаменационного стресса является важной составляющей подготовки выпускников к сдаче ГИА.

Данная методическая разработка направлена на оказание психологической помощи учащимся 9-11-х классов в период подготовки к сдаче экзаменов.

В методической разработке «Психологическая подготовка обучающихся к ГИА» рассматриваются способы снятия эмоционального напряжения.

В результате проведения психологического занятия учащиеся осваивают простейшие релаксационные техники.

Введение

Подготовка к итоговой аттестации для выпускников школ ответственный и очень сложный этап в жизни. Повышенная тревожность сопровождает многих школьников на протяжении всей подготовки к сдаче экзаменов, поэтому, чтобы выпускник успешно справился со своим волнением и был готов к сдаче экзамена, необходима психологическая подготовка.

Психологическая готовность к экзаменам – это внутренний настрой на определенные действия, ориентированность на успех во время сдачи экзамена.

Целью подготовки школьника к сдаче ГИА является выработка качеств и умений, которые могут повысить эффективность подготовки к экзаменам, а также способствовать развитию памяти и концентрации внимания. Каждый выпускник должен научиться владеть своими эмоциями.

Основным направлением психологического сопровождения педагогом-психологом выпускника к сдаче ГИА является диагностическая, просветительская, психокоррекционная и развивающая работа.

В условиях психологической подготовки к сдаче экзаменов важно не только ознакомить учащихся с процедурой и спецификой ГИА, но и помочь школьнику в овладении со своими эмоциями, стрессом и тревожностью.

Данная методическая разработка актуальна, так как она направлена на изучение простейших релаксационных техник для снятия эмоционального напряжения во время подготовки к сдаче ГИА.

Цель методической разработки:

Формирование позитивных установок и уверенности в себе;

Повышение сопротивляемости к стрессу;

Освоение техник саморегуляции и самоконтроля

Аудитория, в которой будет проходить занятие, должна иметь место для работы учащихся над письменными заданиями, а также пространство для проведения подвижных упражнений. Желательно наличие компьютера или ноутбука с колонками или магнитофона с записью релаксационной музыки. У каждого участника тренинга должен быть на столе лист и цветные карандаши.

Данная методическая разработка направлена на оказание психологической помощи учащимся 9 - 11-х классов, которые показали высокий уровень тревожности в результате диагностики в период подготовки к сдаче экзаменов.

Основная часть

Психологическое занятие с элементами тренинга

Характеристика тренинга

Цель тренинга: профилактика экзаменационного стресса

Задачи тренинга:

Создать благоприятные условия для подготовки к экзаменам;

Формирование уверенности в себе;

Освоение простейших релаксационных техник для снятия эмоционального напряжения

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения

Ожидаемые результаты:

Формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;

Повышение сопротивляемости стрессу;

Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог-психолог: Добрый день, ребята. Совсем скоро вам сдавать экзамены, это нужный и ответственный этап в вашей жизни. Испытываете ли вы волнение и страх перед сдачей экзаменов?

На данном занятии вы должны научиться приемам мобилизации и концентрации, а также приобрести навыки, которые пригодятся вам при подготовке и сдаче экзаменов.

Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил, умений, знаний и находчивости.

Разминка:

Упражнение «Необычное знакомство»

Стоя в круге, вам необходимо по очереди назвать выбранное себе имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того чтобы вы лучше запомнили друг друга, упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый участник называет свое имя, показывает жест; второй – вспоминает имя, жест первого, затем называет свое имя и показывает жест; третий – первого, второго, свое имя и жест и т.д. по числу участников.

Основная часть:

Упражнение «Ассоциации»

Педагог-психолог: Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться, говорите первое, что приходит в голову.

Итак, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»? (учащиеся отвечают)

Педагог-психолог: Как отметили многие из вас, экзамены – это стресс. Ситуация экзамена пугает и заставляет задумываться о результате, от которого зависит будущее. Ставки слишком высоки, именно поэтому нас начинают одолевать страх неудачи, неуверенность, тревоги и стресс. В итоге у человека формируется негативная установка, мешающая при сдаче экзаменов. Очень важно уметь распознать негативные установки.

Упражнение «Две стороны медали»

Инструкция: «Разделите лист на две части: левая "-", правая "+". В левой части листа напишите все плохое, связанное со сдачей экзаменов, а в правой – все хорошее.

Объединитесь в группы по три человека и, сравнив ответы, оставьте только совпадения»

Ответы зачитываются представителями групп.

Педагог-психолог: Для успешной сдачи экзаменов вы должны научиться самообладанию. Негативные эмоции могут помешать вам, приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно себе помочь в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

Разрядите свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют;

Если ты один, можешь поколотить подушку – это поможет расслабиться, так как при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч и пальцах;

Производи любые звуки – напряжение может быть «заперто» в горле;

Потанцуй под любимую музыку или громко спой любимую песню;

Погуляй в тихом месте на природе

Какие вы знаете способы снятия напряжения? (ответы учащихся)

Простой, но достаточно эффективный способ – самовнушение.

Самовнушение – это внушение себе определенных мыслей, связанных с ним состояний. Чтобы самовнушение было эффективным нужно использовать позитивные утверждения - это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т.д.

Если исходить из того, что все что нам дано, дано во благо, значит во всем необходимо находить положительную сторону.

Для правильного составления позитивных утверждений обязательно учитывайте следующие условия:

1.Позитивное утверждение должно обозначать свершившийся факт. Не используйте в ваших утверждениях слова «хочу», «буду» и т.п.

Например, нужно говорить – не «Я буду здоровой», а «Я здорова».

3.Исключайте частицу «не». Например, выражение «Я не толстая», следует заменить на такое:

«У меня стройная и красивая фигура».

Давайте с вами потренируемся. Предлагаю по очереди произнести вслух любое позитивное утверждение, касающееся вас (психолог помогает).

В конце упражнения раздаются памятки с примерами позитивных утверждений.

Позитивные утверждения:

Моя учеба доставляет мне радость.

Мне легко учиться.

Я справлюсь с учебой, все получится хорошо.

Я внимателен, мысли сосредоточены

Позитивные утверждения "чистят" мышление, подготавливают нас к удивительным переменам в ближайшем будущем и притягивают их в нашу судьбу, как только мы к этому готовы. Стоит изменить свое мышление и жизнь соответствующим образoм отвечает на эти изменения.

Педагог-психолог: Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления

Инструкция: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя»

Теперь мы попробуем расслабиться с помощью дыхательных упражнений. Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека.

Инструкция: «Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4»

Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

Можно освоить и технику длительного расслабления, например, в конце подготовки к экзаменам. Чтобы снять напряжение за несколько дней или усталость от насыщенного дня, воспользуйтесь упражнением «Ресурсные образы» (под музыкальное сопровождение)

Инструкция: «Закройте глаза. Вспомните или придумайте место, где вы бы чувствовали себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть цветущий луг, берег моря, поляна в лесу, освещенная теплым летним солнцем. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы и шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях. На счет три откройте глаза: раз, два, три – открываем.

Рефлексия:

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»

Заключение:

Педагог-психолог: в заключение нашего занятия я предлагаю вам написать на альбомных листах слово «ЭКЗАМЕН» и передать по кругу.

Каждый участник пишет пожелания, слова одобрения и поддержки.

Педагог-психолог: Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!

Заключение

Современные исследователи считают, что развитие болезней на 90% связано со стрессом. Физиологи отмечают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, организм подвержен заболеваниям. Повышенная тревожность является негативным фактором для организма подростков, именно поэтому психологическая подготовка выпускников к ГИА является важной составляющей подготовки к экзаменам.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает и ведет себя в ней каждый по-разному.

Данная методическая разработка содержит не только теоретические сведения и рекомендации, но и направлена на освоение практических приемов саморегуляции, стрессоустойчивости и работоспособности. Овладение навыками и приемами, описанными в разработке, может быть полезно не только при подготовке к экзаменам, но и в повседневной жизни.

Список литературы

    www . ege . edu . ru

    www . psihologu . info

    www.vashpsixolog.ru

    Гусарова Т.С., Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса «Психологическая подготовка к ЕГЭ» {Электронный ресурс}/ Т.С.Гусарова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: htpp :// festival .1 september . ru / articles /570242 . – (Дата обращения: 04.02.2017 год)

    Жидкова В.К., Мини-тренинг на снятие напряжения и беспокойства у учащихся перед экзаменами. {Электронный ресурс}/ В.К.Жидкова// Социальная сеть работников образования «Наша сеть». – Режим доступа: htpp :// nsportal . ru / zhidkova - valeriya - konstantinovna . – (Дата обращения: 08.02.2017 год)

    Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» //Школьный психолог. -2005. - № 2 – с.50-56

    Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» //Школьный психолог. -2005. - № 3 – с.42-47

    Чернышова Ю. Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье // Школьный психолог. -2002. - № 19 – с.60-65

    Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2004. – 184 с.

    Шевцов С.А. Горе от ума // Школьный психолог. -2006. - № 8 – с.32-35