Преподобный пахомий нерехтский. Значение пахомий нерехтский в православной энциклопедии древо

Основатель Константиновского монастыря в Нерехте. Канонизирован в лике преподобдных .

Память 21 марта (прославление), 15 мая (тезоименитство), в Соборах Владимирских и Костромских святых .

Биография

Родился во Владимире в семье священника. Семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушёл в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого .

Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы епископом Владимирским Алексием (Бяконтом) , будущим митрополитом Киевским.

В 1352 году он был рукоположён в сан иеромонаха , а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом .

Устраивая обитель, преподобный Пахомий сгорал желанием уединения и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты , где построил храм и в глубокой старости скончался 23-го марта 1384 года.

Ссылки

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Пахомий Нерехтский // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • Годовщина второго обретения святых мощей преподобного Пахомия

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пахомий (архиепископ Астраханский)
  • Пахомиха

Смотреть что такое "Пахомий Нерехтский" в других словарях:

    Пахомий Нерехтский Биографический словарь

    ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ - Сыпановский, Костромской, преподобный (ск. 21.05.1384). В н. XIV в. у священника Свято Николаевской церкви во Владимире Игнатия и его жены Анны родился сын Иаков. Отрок рано привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. После … Русская история

    Пахомий Нерехтский - (в миру Иаков) преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил П. игуменом этой обители, но любитель безмолвия вскоре… … Большая биографическая энциклопедия

    Пахомий Нерехтский - (в миру Иаков) преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил П. игуменом этой обители, но любитель безмолвия вскоре… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пахомий Нерехтский - (Иаков) – преп., постриженник рождественского монастыря, игумен константиновского мон. во Владимире, где оставался недолго, а удалился в Нерехты и основал там обитель; умер П. в 1384 г., мощи его почивают под спудом в церкви упраздненного… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

28 мая - Преподобный Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской Преподобный Пахомий родился в первой четверти XIV века в городе Владимире на Клязьме. Мирское имя его было Иаков. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Особенно любил Иаков молиться в монастыре во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и в этой славной обители он принял иноческое пострижение с именем Пахомия. «И возгорелось Духом Святым сердце его, – говорит древний жизнеописатель преподобного, – и затрепетала душа его Божественной любовью, ибо огонь Божественной благодати зажег душу его, и восхотел быть иноком. – Дух Святый вел его на этот путь». Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не препятствовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества. Новопостриженный юноша передается опытному старцу, строгому и требовательному духовному вождю, и беспрекословно подчинился ему: отрешается от своей воли и сдерживает желание своего сердца. Прошло сорок дней искуса, и настоятель посылает Пахомия в братскую пекарню. Неутомимо трудится здесь преподобный, работая днем и проводя без сна ночи, томя юную плоть свою. Так прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диакона. Святой Алексий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настоятелем Царе-Константиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игумена, чем преподобный Пахомий, добродетели которого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником. Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жизни, назидая братию словом и примером. Но затем «Божия благодать пришла на него», и явилось у него желание перенести свои подвиги на место, где еще не сияли светом благочестия христианские подвижники. Ночью, тайно от братии, оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и удаляется в костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта. С собою принес подвижник из имущества только две книги: «Правильную книжицу» и Псалтирь. Нерехта упоминается первый раз в 1214 году, и в половине XIV века она представляла собой, вероятно, значительное промышленное селение. В Нерехте Пахомий остановился на несколько дней у одного странноприимного мужа и в это время искал места, удобного для создания новой обители. Такое место нашел преподобный в двух верстах от селения на восток: оно отличалось красотой, было возвышенно и поросло лесом: вокруг него протекало две реки – Солоница и ее приток, речка Гридевка. Место представляло собой полуостров и издревле называлось Сыпаново городище, Сыпанова гора или просто Сыпаново. Плененный красотою Сыпанова, подвижник просил жителей Нерехты уступить ему полуостров, на котором можно бы было поставить монастырь, и землю для обзаведения монастырского хозяйства. С радостью согласились исполнить просьбу нерехтчане, которым было очень приятно поселение у них святого, и усердно помогали преподобному Пахомию в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили малую келлию самому подвижнику. Преподобный на свои и на собранные с народа средства написал образ Живоначальной Троицы и с крестным ходом, сопровождаемый толпою народа, принес образ на Сыпаново. На месте основания храма образ был поставлен и отпет молебен. Разошелся народ по домам, а преподобный в своей келлии молился Богу, благодарил Его за успешное начатие дела и сказал: «Здесь покой мой; здесь я вселюсь и стану жить, и пусть будет то, что угодно Богу». Жители Нерехты с большой охотою ежедневно приходили к преподобному Пахомию и помогали ему в трудах устроения монастыря. Преподобный усердно трудился с приходившими мирянами, благодарил жертвователей. Пример нерехтчан нашел подражателей среди окрестных жителей, которые также трудились с Пахомием. Появились желающие сожительствовать подвижнику в его пустыни; он с радостью постригал их в иноческий образ и принимал как чадолюбивый отец. Все было приготовлено к открытию Троицко-Сыпановой обители. Тогда преподобный Пахомий отправился с одним из братий в Москву и просил у митрополита Алексия благословение на построение храма в обители. Святитель с радостью принял подвижника, давно ему знакомого, вел с ним душеполезную беседу, без замедления дал благословенную грамоту и антиминс. По возвращении из Москвы преподобный еще ревностнее спешил окончить Троицкий храм, еще усерднее работали с ним нерехтчане и окрестные жители. Вскоре храм был готов, украшен иконами, снабжен книгами и торжественно освящен при участии ближайшего духовенства и при стечении множества народа. Окончив храм, преподобный Пахомий заботливо устраивает монастырь. Братия и многие посетители обители ставят братские келлии. Монастырь обносят стеною. Для пропитания братии заводится хлебопашество: вырубается окрестный лес, выжигается заросль и появляются поля, засеянные рожью, житом и овсом. Все это делал преподобный затем, чтобы братия не были праздными и питались от своих трудов, а не одними приношениями мирских людей. Этого мало. Помня, что монастырь устроился на пожертвования мирян и даже при их трудовом содействии, преподобный Пахомий поставил за монастырской стеною гостиницу для «гостей», то есть приходящих в обитель богомольцев. Исполняя долг гостеприимства, подвижник кормил пришельцев монастырским хлебом и сам с братией вкушал вместе с ними трапезу. Вместе с внешним шло и внутреннее устроение Пахомиевой обители. Подвижник дал ей строгий общежительный устав, определил монастырские должности: келаря, казначея, чтеца, певца и екклесиарха. В конце концов Нерехтский монастырь стал отличаться таким порядком, что другие монастыри стали ставить его в образец себе. Это вызывало и более усердные жертвы окрестных христолюбцев: они давали святому на строение монастыря, каждый от своего имения, кто сколько мог. Один зажиточный нерехтчанин пожертвовал монастырю два колокола, третий устроил подвижник на собственные средства. В трудах и заботах о своей обители, в молитвенных подвигах и попечении о спасении души своей состарился преподобный Пахомий, занемог и почувствовал приближение кончины. Инокам, окружившим одр, он сказал прощальное наставление: «Братия! – начал подвижник, – ныне отхожу от вас и вручаю вас всех Пресвятой Троице и Пречистой Богородице. А вы выберите вместо меня, кого хотите, настоятелем». В ответ братия заплакали и единогласно сказали умирающему старцу: «Отец наш и пастырь! Не лучше ли и нам быть погребенным с тобою, чем здесь оставаться без тебя!» Преподобный утешил иноков, советовал им надеться на Бога и выбрал им в игумены на свое место Феодора, постриженика Владимирского Рождественского монастыря, оттуда пришедшего в Сыпановскую пустынь. И много святой поучал братию и наставлял на путь спасения, как соблюдать чин и устав монастыря, а в заключение прибавил: «Братия! Терпите находящие на вас скорби и беды на сем месте, да обрящете благодать Божию». После того преподобный испросил у братии прощение, дал им последнее благословение и отпустил с миром по келлиям. 21 марта он приобщился Святых Таин, взирая на иконы, провозгласил: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», – и скончался. Это было в 1384 году. Погребение останков угодника Божия было очень торжественно, при большом стечении народа. Честные мощи преподобного положены были по правую сторону алтаря Троицкого собора. Когда в Сыпанове строили каменную церковь на месте деревянной, 6 мая 1675 года они обретены нетленными, но оставлены под спудом. Потом над ними был устроен придел во имя угодника Божия. Теперь его святые мощи почивают на левой стороне Пахомиевского придела, против северных врат алтаря. Красивая металлическая рака возвышается над ними, а поверх ее положен образ преподобного Пахомия. Господь Бог прославил Своего угодника даром чудотворений как при жизни его, так и по смерти. В Нерехте во дни преподобного Пахомия проживал человек, преданный неумеренному пьянству. От вина он лишился рассудка, бесновался и говорил бессмыслицу. Много заботились о нем родные, желая исцелить его от болезни, но напрасно. 1 августа, во время освящения воды, когда преподобный шел на речку Гридевку, родственники вели несчастного в монастырь. Остановив крестный ход, подвижник велел привести больного к иордани, где происходило водоосвящение, и осенил его крестом. Безумный бросился в воду и кричал: «Ах, как больно мне: старец опалил меня огнем». При этом он оставался в речке, которая неглубока, плакал и молился на иконы; рассудок вернулся к нему. Исцеленный потом рассказывал, что из креста вышел огонь, который опалил его. После литургии Пахомий дал исцеленному просфору, и он навсегда избавился от своей болезни. Инок Иринарх, поселившийся в монастыре при жизни преподобного и много помогавший ему в устроении обители, был искусным живописцем. Через два года после кончины святого напал на Иринарха блудный помысл и тяжко мучил его. Инок покаялся в своем грехе открыто перед всей братией, но и это не помогло ему. Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению преподобного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утомленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и видит во сне светолепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую,как снег, и с жезлом в руке. Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Господь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего». При этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом. Иринарх в ужасе вскочил и видит перед собою преподобного Пахомия, который говорит: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных». Проснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удостоверение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который стоит над гробницею и сохраняется доныне. В селе Иванькове близ Костромы в конце XVIII и начале XIX вв. жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот является ему во сне старец и советует помолиться преподобному Пахомию. Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки преподобного и совершенно прозрел. В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного. В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья. Чувствуя приближение смерти, живописец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне преподобный Пахомий и говорит: «Вставай и впредь так не делай». Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись. Рассказывают, что преподобный Пахомий еще раз явился живописцу перед тем, как писать ему на стене изображение угодника Божия. Пробудившись, Соколов немедленно взялся за кисть, чтобы не забыть черты лица преподобного Пахомия. В 1843 и 1892 гг. жители Сыпанова были чудесно избавлены предстательством преподобного от пожара. Но особенно памятна для нерехтчан и всего Нерехтского края помощь угодника Божия во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг. С весны 1848 года холера сильно распространилась по Костромской губернии. В Нерехте началась она в мае и скоро превратилась в мор. Прихожане села Сыпанова обратились с молитвой к преподобному Пахомию, и он избавил их от смертоносной язвы. Когда совершали крестный ход по селу и деревням прихода, болезнь немедленно прекращалась; отчаянные больные немедленно выздоравливали. В Нерехту икона преподобного принесена была в самый разгар эпидемии и оставалась десять дней, и там очень мало умерло из заболевших, – всего 9 человек из 300. Носили икону чудотворца и по соседним селениям и деревням. Через пять лет повторились подобные явления милости Божией по молитвам преподобного Пахомия. В одной деревне был тяжко болен холерой старик. Без чувств лежал он, и родные ждали его смерти. Вдруг он вздрогнул и спросил: «Несут ли угодника?» Ему сказали, что с образом уже входят в деревню. Больной тотчас же встал, пошел навстречу иконе и носил ее по домам деревни совершенно здоровый. Так награждена была вера в помощь угодника Божия. Зато неверие наказывалось. Один врач и жена его смеялись над приверженностью православных к иконам и набожностью народа. В тот же день заболели они холерой и в страшных мучениях скончались. В 1866 году по молитвам преподобного Пахомия прекратился в Сыпанове падеж скота. К 1892 году совершилось чудо над крестьянкой Елизаветой Федосеевой. Около двух лет у нее была нестерпимая ломота в ногах и пояснице; больная сначала еле ходила, потом более полугода почти не вставала. Много лечилась она у врачей, но ничего не помогало. Часто молилась она, прося Господа вразумить ее, куда ей идти на богомолье, чтобы получить исцеление. Молитва ее была услышана. «Во сне ясно увидала я, - рассказывала сыпановскому священнику Елизавета, - будто молюсь в Пахомиев день, 15 мая, вот здесь у Троицы, стою же я в ограде, так как народа было множество, а когда пошли крестным ходом, от иконы преподобного Пахомия исходило необыкновенное сияние. Преподобный мне в эту же ночь явился в том виде, как написан на иконе, и велел сходить помолиться об исцелении перед его мощами. Как только я пробудилась, тотчас же дала обещание сходить в Сыпаново к преподобному и отслужить молебен; с этого же дня выздоровление мое пошло быстро, и вот я совершенно здорова. Не знаю, как и благодарить угодника». Благодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его кончины, как это видно из чуда с Иринархом. После обретения мощей преподобного Пахомия (в 1675 году) почитание его, естественно, усиливается: устраивается придел во имя его в одну связь с Троицкой церковью и каменная гробница над мощами. Дважды в год местно празднуется память угодника Божия: 21 марта/3 апреля – в день кончины, и 15/28 мая – в день его Ангела. Тогда бывает большое стечение богомольцев к приходской Троице-Сыпановской церкви, стоящей на месте закрытого в 1764 году монастыря.

редактор

Преподобный Пахомий, чудотворец Нерехтский, жил в XIV веке, в одно время с преподобным Сергием Радонежским, и считается его учеником.

В начале XIV века в городе Владимире на реке Клязьме у священника церкви в честь святителя Николая Чудотворца, отца Игнатия, и его жены Анны, отличавшихся благочестивой жизнью, родился сын. При крещении ему было дано имя Иаков. До двенадцатилетнего возраста воспитанием мальчика занимался сам благочестивый отец; с семи лет он учил отрока грамоте, и еще с младенчества старался приучить своего сына к страху Божию, послушанию, развить в нем добрый нрав и другие христианские добродетели. Учение принесло свои плоды: Иаков, научившись грамоте, особенно усердно занялся изучением Священного Писания и других душеспасительных книг. Он полюбил это занятие до того, что, несмотря на свой отроческий возраст, никогда не вступал даже в самые невинные игры со сверстниками. Еще совсем юный, тихостью своего характера и серьезностью он походил на взрослого, почтенного человека.

Отрок Иаков любил бывать в храме Божием; особенно же привлекала его обитель Рождества Пресвятой Богородицы, в которой тогда находились мощи святого благоверного князя Александра Невского2. Юного молитвенника влекли туда и эта великая святыня, и монастырское богослужение, отличавшееся продолжительностью, молитвенным духом и умилительным пением. Под благотворным влиянием отеческого воспитания, чтения и молитвы у отрока Иакова созрело желание окончательно порвать связь с миром и посвятить свою жизнь служению Богу. Однако он не стал сразу же сообщать о своем решении родителям, не желая до времени огорчать их.

Когда Иакову было двенадцать лет, его отец скончался. Чувствуя сильное стремление к монашеской жизни, отрок раскрыл перед матерью свои мысли и испросил ее благословения. К великой радости Иакова, мать не воспротивилась его желанию и благословила юношу на монашество. По достижении 21 года он принял иноческий постриг в любимой им Рождественской обители с именем Пахомий, в честь преподобного Пахомия Великого, египетского подвижника.

С детства привыкший к послушанию, молодой инок беспрекословно, с полной готовностью и любовью исполнял все, что приказывал ему опытный старец, которому настоятель монастыря поручил первоначальное научение Пахомия. После сорокадневного испытания юноша получил более трудное послушание - готовить на кухне пищу для братии. Так он провел несколько лет без всякого ропота, совершенно отказавшись от собственной воли. Весь день молодой подвижник трудился в пекарне, а ночью усердно молился. Архимандрит, настоятель монастыря, скоро обратил внимание на такую ревность инока Пахомия в прохождении послушания. По ходатайству настоятеля святитель Алексий, будущий митрополит Московский, пребывавший тогда на Владимирской кафедре, посвятил молодого инока в первую степень священства - диаконскую. В этом сане священноинок Пахомий прослужил до того времени, когда святитель Алексий стал митрополитом Московским и всея России.

В 1360 году, через шесть лет после поставления в митрополиты, святитель Алексий, очень любивший основывать новые монастыри и всемерно помогавший старым, прибыл из Москвы во Владимир и в 15 верстах от города положил начало обители во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Зная благочестивую жизнь своего ставленника Пахомия, святитель назначил его игуменом нового монастыря. Преподобный не отказался от назначения только ради послушания - его смиренное сердце не стремилось к власти.

Для братии игумен Пахомий стал истинным отцом и наставником послушания. Но, устроив порученную его попечению новую обитель и духовную жизнь ее насельников, преподобный, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, решился покинуть монастырь и поселиться где-нибудь в пустынном месте. И вот, в одну темную ночь, тихо, никем не замеченный, святой настоятель ушел из обители, взяв с собой только две книги - Канонник и Псалтирь.

Точно не известно, сколько времени преподобный странствовал по своей родной Владимирской и смежной с ней Костромским землям в надежде обрести удобное место для пустынножительства. В своем пути он остановился на берегу реки Солоницы при впадении в нее речки Гридевки, недалеко от селения, именуемого Нерехта. Место это издревле называлось Сыпаново; оно находилось на возвышенности у реки, покрытой густым лесом и очень пришлось по душе преподобному, так как было, по выражению его древнего рукописного жития, "вельми красно".

Сыпаново принадлежало жителям Нерехты, и для поселения там святому Пахомию нужно было испросить позволения у владельцев. Уже первое знакомство с угодником Божиим внушило нерехтчанам полное доверие и расположение к нему. С радостью уступив преподобному участок земли, местные обитатели усердно просили его устроить на этом месте монастырь, со своей стороны обещая посильную помощь. Такое доброе отношение нерехтчан к пустыннику можно объяснить двояко: либо они уже ранее слышали о его святой жизни, либо близ Нерехты еще не было обителей, которые так любили посещать для молитвы наши благочестивые предки.

Свое обещание местные жители сдержали. Работа закипела: скоро место поселения преподобного было очищено от леса, а для него самого - построена келья. Все окрестные обитатели вскоре очень полюбили святого, часто посещали его для открытия глубин души и духовного наставления. По своей любви они доставляли святому все необходимое для телесной жизни - ведь угодник Божий столь мало заботился о земных нуждах. Однако своего желания устроить в Сыпанове монастырь нерехтчане не оставили; разделял его, конечно, и сам преподобный. Скоро им было выбрано место для построения первого храма. При помощи благочестивых местных жителей святой Пахомий написал образ Живоначальной Троицы и, при многочисленном стечении народа, сам освятил его и перенес на выбранное под храм место. Здесь он совершил молебен Святой Троице с присовокуплением молений о здравии великого князя, архиерея и всех христиан. После молебна, благословив и отпустив всех собравшихся нерехтчан домой, преподобный Пахомий вошел в свою келлию и долго усердно молился Господу о благоустроении обители, заключив свою горячую молитву словами: "Се покой мой; зде вселюся; якоже Господу угодно, тако и будет".

Вскоре на Сыпанове начались приготовления к устройству монастыря. Усердные окрестные жители, исполняя свое обещание, доставляли преподобному все потребное для созидания обители - прежде всего для храма. Святой Пахомий, видя такое благочестие нерехтчан, благодарил Господа и Пречистую Матерь Божию, устроивших его житие среди столь ревностных христиан, и возносил за них свою пламенную молитву. Весть об устроении обители и об отшельнике, поселившемся в ней, вскоре далеко распространилась по окрестностям, и к преподобному стало приходить множество посетителей. Отдельные из посещавших святого просили его принять их в монастырь для духовных и телесных подвигов. Преподобный, слыша неотступные просьбы, исполнял желание боголюбцев, постригая некоторых в ангельский образ; таким образом братия обители стала увеличиваться.

Для насельников монастыря преподобный Пахомий стал совершенным образом иноческой жизни, особенно же послушания, и по завету Господа сам всем был первым слугой. По умножении братии особенно стала сказываться нужда в храме Божием. Святой угодник решил начать строительство немедленно по заготовлении всего строительного материала. С этой целью вместе с одним из своих постриженников он пешком отправился в путь в Москву к святителю Алексию за грамотой, разрешающей устройство храма и обители. Московский первосвятитель очень обрадовался прибытию своего любимого ставленника и долго беседовал с ним. Получив благословение святого Алексия на устройство храма обители, взяв от него святой антиминс, преподобный Пахомий с сердечной радостью возвратился на Сыпаново и немедленно приступил к сооружению храма во Имя Живоначальной Троицы. Сам он в этом строительстве принимал горячее участие, первым приходил на работу и последним уходил с нее.

Так по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобным Пахомием при помощи нерехтчан был построен первый деревянный храм на Сыпанове, положивший самое существенное основание новой обители. Освящал церковь сам угодник Божий в сослужении нескольких окрестных священников при громадном стечении народа. Нашлись многие благотворители, которые снабдили новый храм всем необходимым - иконами, облачениями и прочей церковной утварью.

После построения церкви, которое относят примерно к 1365-1378 году, на Сыпанове продолжилась работа по созиданию обители. Была сооружена ограда, выстроены кельи для братии, близ монастыря распахивались посевные земли. Для посещавших обитель богомольцев устроили гостиницу, в которой угодник Божий, преподобный Пахомий, как простой послушник очень часто прислуживал паломникам. Многим приходившим к нему подвижник давал душеспасительные советы, словом горячего участия подкреплял и воодушевлял несчастных, сам усердно ухаживал за больными.

Вскоре жизнь обители устроилась по полному монастырскому уставу. Игуменом стал сам ее устроитель, преподобный Пахомий; назначен был и казначей - по всей вероятности, любимый ученик святого инок Феодор. Новый монастырь прославился в Костромских пределах как своим благочестивым настоятелем, так и строгой подвижнической жизнью братии. Усердные жертвователи, глубоко уважая преподобного, чем могли помогали обители. Так, один нерехтчанин приобрел для нее два колокола; третий колокол также был приобретен на средства жертвователей. Обитель стала называться "Сыпановым монастырем", "Пахомиевой пустынью".

Многие из приходивших в обитель искали у благочестивых иноков духовного утешения, испрашивали молитв; особенно же усердно просили молиться Богу о недугующих и несчастных самого святого основателя. Как показывали многочисленные примеры, ходатайство преподобного Пахомия за страждущих было особенно сильно пред Престолом Божиим. Явных свидетельств обнаружения милости Господней по моливам преподобного было немало, но особенно замечателен следующий случай, в котором с сугубой действенностью обнаружилась святость подвижника и крепость его веры.

Это произошло 1 августа (по старому стилю), в день празднования Всемилостивому Спасу. По уставу Церкви, преподобный Пахомий с братией и множеством народа совершали освящение воды на речке Гридевке. Когда водосвятие закончилось и святые иконы уже несли обратно в храм, преподобный увидел, что к нему со стороны Нерехты ведут бесноватого, который дошел до такого состояния вследствие сильного пьянства и совершенно помутился разумом. Родные больного употребляли многие средства к его выздоровлению, но ничто не помогало; тогда они решили просить молитв святого Пахомия пред Господом об исцелении одержимого. Остановив шествие с иконами на берегу речки, угодник Божий, пока больного подводили к нему, горячо молился; потом поставил беснующегося на место совершения водоосвящения и осенил его крестом. Одержимый громко закричал и бросился в воду, громко повторяя: "Горе мне! Огнем опалил меня старец!" Но, находясь в воде, больной почувствовал, что с ним происходит дивное облегчение, и стал совершенно здоров. Придя в себя, он стал горячо благодарить Бога и Его угодника за чудесное избавление от недуга и вместе с другими проводил святые иконы в церковь. Там преподобный дал ему просфору; с тех пор припадки умоисступления у исцелившегося никогда не повторялись. Потом выздоровевший рассказал вопрошавшим его о случившемся - почему он так сильно закричал и бросился в воду, когда святой Пахомий осенил его крестом. По словам рассказчика, во время этого осенения от креста изошел сильный огонь и опалил его. Народ и братия монастыря, участвовавшие в крестном ходе, видя столь чудное знамение милости Божией по молитвам святого игумена, много дивились и прославляли Бога, в Троице Поклоняемого. После этого случая слава о чуде распространилась далеко, а любовь людей к преподобному и вера в его святость увеличились еще более.

В молитвенных подвигах преподобный Пахомий провел всю свою жизнь. Достигнув глубокой старости и почувствовав приближение кончины, он собрал иноков обители и в последний раз обратился к ним со словом отеческого поучения: "Ныне я, чада мои, отхожу из маловременного века сего и предаю вас воле Божией - Пресвятой Живоначальной Троице и Пречистой Богородице; вы же, возлюбленные о Христе братия, изберите себе пастыря, который сможет привести ваши души ко Господу..." Преподобный напомнил братиям обители многое из того, чему учил их прежде, и в последний раз преподал им наставления о монастырской жизни, любви и терпении. С поникшими головами, безмолвно, с сердечной скорбью стояли братия, со вниманием слушая духовное завещание своего старца-игумена. Им было тяжело расставаться с преподобным, бывшим для насельников монастыря любящим отцом. Наконец, братия обратились к преподобному Пахомию с просьбой назначить им нового настоятеля вместо себя. Исполняя их желание, святой передал настоятельское служение иноку Феодору, которого давно знал: вместе они были пострижены в монашество святителем Алексием во Владимире, вместе некоторое время подвизались в Цареконстантиновской обители. Несомненно, что старец заранее приготовлял инока Феодора к прохождению многотрудной настоятельской должности.

С любовью смотря на иноков, видя их сердечное горе, преподобный Пахомий тихим, изнемогающим голосом утешал их, говоря: "Не скорбите, чада мои! Я отхожу к призывающему меня Богу, вас же поручаю Живоначальной Троице; Она - ваше прибежище, Она - ваша стена крепкая..."

"Братия", - закончил угодник Божий свое предсмертное поучение, - "терпите беды и скорби, да на этом месте обрящете благодать от Бога". Уже совершенно изнемогая, святой, кончив свое наставление, испросил у каждого из братий прощения и, благословив каждого, с миром отпустил. Перед самой кончиной преподобный Пахомий в последний раз приобщился Святых Таин и, обратив свой взор к образу Пресвятой Троицы и исполнившись благодатного утешения, тихо произнес: "Господи, в руце Твои предаю дух мой!" С этим молитвенным воздыханием чистая душа праведника отошла ко Господу 21 марта (по старому стилю) 1384 года, в княжение благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, в святительство митрополита всея Руси Пимена.

С горькими слезами и рыданиями, при многочисленном стечении народа, братия обители погребли тело своего отца и наставника близ алтаря у правой стены Троицкого соборного храма. Впоследствии они долго оплакивали старца-настоятеля, часто приходили на его могилу и со слезами молитвенно беседовали с ним, открывая ему свои скорби и прося у преподобного молитвенного ходатайства за них пред Богом. Иноки верили, что Господь причислит их игумена к лику святых Своих - и последующие события стали тому подтверждением.

В обители преподобного Пахомия жил инок Иринарх, иконописец, который еще при жизни святого почувствовал в своей душе бесовское наваждение - нечестивые помыслы. Иринарх долго и усердно боролся с помыслами в своей душе. После кончины преподобного Пахомия, на другой год после его смерти, бес искушения с особой силой ополчился на иконописца; инок совершенно изнемог в духовной брани, но все же крепился. Для врачевания своей души он каялся перед всеми братиями обители.

Проснувшись, инок-иконописец немедленно рассказал о случившемся игумену Феодору и братии, показав при этом след на бедре от удара жезлом преподобного Пахомия; след этот остался у инока на всю жизнь. Вся братия возблагодарила Господа, избавившего инока Иринарха от нечестивого помысла по ходатайству преподобного и показавшего им, что вера в святость любимого ими почившего игумена оправдалась. Вскоре иконописец, совершенно избавившись от своей страсти, написал и точный образ преподобного, так как хорошо запомнил черты его лика. Образ поставили в церкви, а над могилой угодника Божиего соорудили гробницу.

На этом заканчивается рукописное житие преподобного Пахомия. Составитель жития при этом упоминает, что много было и других случаев, достойных памяти святого, в которых явно обнаруживалось его молитвенное ходатайство пред Богом, но писатель жития "краткости ради их он преминул", еще и потому, что "яко небесная высота, земная широта и морская глубина неизмеримы суть, тако и святых чудеса множества их ради не исписаны суть".

Известно, что все святые Русской Церкви до середины XVI века, то есть до Соборов, созванных святителем Макарием, митрополитом Московским, для канонизации святых, более или менее долгое время прославлялись вначале местно - то есть только в том монастыре, городе или местности, где они жили и подвизались. Местно почитались даже такие великие угодники Божии, как преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский. Местное почитание некоторых святых - к примеру, преподобного Варлаама Хутынского и благоверного князя Михаила Черниговского - продолжалось целые столетия. Так же было и с памятью преподобного Пахомия: его местное почитание продолжалось почти 300 лет (1384 - 1675 гг.)

В 1675 году при игумене Харалампии в монастыре началось строительство новой каменной Троицкой соборной церкви на месте старой - деревянной. 6 мая (по старому стилю) 1675 года, при раскопках под алтарем старой церкви, было обретено нетленное тело преподобного Пахомия.

В то время Костромская земля находилась в церковно-административной зависимости непосредственно от всероссийского Патриарха, так как входила в патриаршую область; поэтому о столь важном событии было немедленно сообщено патриарху Иоакиму. Первосвятитель поставил в известность о находке на Сыпанове царя Алексия Михайловича, который, по рукописной монастырской летописи, был очень расположен к Пахомиеву монастырю и незадолго до этого выделил игумену Харалампию значительное пожертвование на устройство каменной Троицкой церкви.

О всероссийском признании и почитании преподобного Пахомия, совершившемся в это время по благословению высшей церковной власти, свидетельствует и то, что тогда же над ракой мощей святого одним строением с Троицкой церковью был заложен и храм во имя преподобного Пахомия "что на Нерехте", как это написано на старом холщовом антиминсе, представленном в 1838 году в канцелярию епархиального архиерея.

После построения каменного храма почитание преподобного Пахомия еще более распространилось и усилилось: все больше и больше людей из ближних и дальних областей стали приходить к святым мощам угодника Божия, прося молитвенной помощи и заступничества его пред Богом в различных несчастных обстоятельствах жизни. Многие недужные, обращавшиеся к преподобному Пахомию с молитвой об исцелении, по вере своей получали просимое. Слава о чудесах, происходящих у раки преподобного, быстро распространялась, и вскоре о святом узнала вся Костромская земля. В церковном песнопении (икосе) об этом говорится так: "Радуйся, яко град Кострома тобою хвалится, имея мощи твоя во области своей. Радуйся, хвала и утверждение месту, нарицаемому Нерехта!.."

Сведений об истории Сыпанова монастыря в XV и XVI веке почти не сохранилось; не осталось и записей того времени о чудесах по молитвам преподобного. В этом нет ничего удивительного: в Смутное время Сыпанов монастырь вместе с городом Нерехтой несколько раз подвергался разграблению и сожжению от поляков, нападавших то со стороны Ростова, то от Костромы, то от Шуи - особенно в начале XVII века. Последующие два века также не содержат записанных сведений о преподобном Пахомии. Как писал известный исследователь Костромской старины протоиерей М.Я.Диев, "современники святых этого времени [то есть времени преподобного Пахомия] мало старались передавать письменно деяния и чудеса святых, а только в удивлении устно передавали друг другу, и сии передачи так ослабили их время от времени, что о многих слышны слабые отголоски, большей частью смешавшиеся с другими..."

В настоящее время мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в приходской церкви, в которую Сыпанов монастырь был обращен в 1764 году.

В дополнение к этому повествованию священника Николая Новосельского можно сказать, что после построения каменной Троицкой церкви строительство в обители благодаря значительным пожертвованиям благотворителей не прекращалось: между колокольней и каменной церковью были возведены каменные игуменские кельи, устроены несколько братских келий с каменными погребами, каменная хлебная палата и половина ограды со святыми вратами. В последующие годы в монастыре были воздвигнуты "вторая церковь с трапезою" во имя Покрова Пресвятой Богородицы и каменная шатровая колокольня с "местом для часовых гирь".

После обращения в 1764 году Сыпанова монастыря в приходскую церковь (причины этого до сих пор точно не известны) в зданиях обители разместилась школа для обучения мальчиков закону Божию, церковному уставу и нотному пению, а также благотворительная аптека.

Далее в книге священника Николая Новосельского содержится описание нескольких чудес, связанных с именем преподобного Пахомия. Мы ограничимся здесь пересказом повествования об избавлении местных жителей от эпидемии холеры в 1848 и 1853 годах.

С весны 1848 года холера, свирепствовавшая в Костромской губернии, проникла и в город Нерехту, и в Сыпановский приход. В Нерехте эпидемия началась 17 мая (по старому стилю) и вначале была малозаметна; но затем стала распространяться и превратилась в настоящий мор. Сыпановские прихожане обратились к заступлению своего покровителя преподобного Пахомия, и надежда на него не осталась посрамленной. После того, как был совершен крестный ход с иконой преподобного, взятой с его раки, в деревню Бортниково и совершены молебные пения по домам, холера совершенно прекратилась, а тяжело больные вскоре выздоровели, несмотря на их видимую безнадежность. То же самое наблюдалось и в других деревнях прихода: после молебнов пред иконой преподобного холера прекращалась, сколь бы ни было сильным ее распространение. Действие же болезни в этот год было ужасно: по метрикам одного Сыпановского прихода за лето значится умерших от холеры 22 мужского пола и 31 женского - притом в этом приходе, сравнительно с другими ближними местностями, действие эпидемии было слабее, и она прекращалась почти немедленно после крестного хода в пораженную болезнью деревню с иконой преподобного.

Нерехтчане обратились с молитвой к угоднику Божию Пахомию уже в самый разгар эпидемии. Икона преподобного с его мощей была принесена в Нерехту 4 июля и находилась там в продолжении 10 дней. Затем эпидемия стала слабеть, а после проводов иконы, совершавшихся при громадном стечении местных жителей, из 300 тяжело больных умерло только 9 человек. Икону преподобного носили и во многие селения соседних приходов - Незнанова, Федоровского, Рождественского и Есиповского, и везде обращавшиеся с верою к молитвенному ходатайству преподобного Пахомия получали просимое - болезнь или совершенно прекращалась, или заметно слабела.

Через пять лет, в 1853 году, эпидемия холеры вновь свирепствовала в России. Появилась она и в Нерехтском уезде, где ее жертвой пали около 3000 человек. В июле месяце болезнь пришла и в Сыпановский приход. Из шести селений прихода те, которые призывали к себе крестные ходы с иконой от мощей угодника Божия --Сыпаново, Бортниково, Молоково и Тупицыно - были совершенно свободны от действия эпидемии, в них не было даже больных. Те же деревни, которые не прибегли к молитвенному заступлению своего Небесного покровителя - Варварино и Холомеево, в особенности последнее - были поражены болезнью. Когда же их вразумленные жители, спустя шесть недель после появления холеры, принесли к себе икону преподобного Пахомия, эпидемия совершенно прекратилась, и никто более не заболевал. То же происходило и в селениях других приходов - Есиповского, Поздеевского: после того, как в них побывал чудотворный образ преподобного, никто более не заболевал, а тяжело больные выздоравливали.

В деревне Пищалине за несколько дней до принесения туда иконы угодника Божия умерло около 40 человек и было много больных; однако сразу же после принесения образа страждущие стали выздоравливать. За несколько часов до появления в деревне иконы один тяжело больной старик был пособорован и лежал без чувств; с минуты на минуту все окружающие ждали его кончины. Вдруг больной вздрогнул и спросил: "Несут ли угодника?" Ему сказали, что крестный ход с образом уже входит в деревню. Больной немедленно встал со смертного одра и пошел навстречу иконе; все время пребывания образа в деревне он принимал участие в его ношении по домам крестьян и вскоре совершенно выздоровел.

В деревне Степанове за одну неделю умерло до 50 человек и было очень много больных. Крестьяне послали нескольких жителей деревни в Сыпаново; по их просьбе перед святыми мощами преподобного Пахомия был отслужен водосвятный молебен, а освященная вода принесена в деревню. После того, как освященную воду раздали больным и окропили ей всю деревню, страдавшие от холеры жители выздоровели, и эпидемия прекратилась.

В Нерехте молебные пения перед иконой преподобного продолжались по домам горожан непрерывно в течении шести дней, и многие тяжело больные вопреки всем ожиданиям вдруг выздоравливали. Тех же, кто проявлял непочтение к угоднику Божию, Господь строго наказывал. Так, во время крестных ходов по Нерехте с иконой преподобного Пахомия один врач с женой смеялись над "приверженностью православных к иконам и набожностью невежественного народа"; в тот же день они заболели самой тяжелой формой холеры и вскоре умерли в страшных мучениях.

http://kostroma-eparhiy.narod.ru/nasledie/6.htm

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Пахомий Нерехтский (в миру Иаков Игнатьев ; начало XIV века , Владимир - 23 марта , близ Нерехты) - игумен Русской православной церкви , первый игумен возобновлённого Константиновского монастыря (ныне закрытый монастырь в черте города Владимир), основатель мужского монастыря на Нерехте . Канонизирован в лике преподобных .

Биография

Родился во Владимире в семье священника. Семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушёл в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого .

Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы епископом Владимирским Алексием (Бяконтом) , будущим митрополитом Киевским.

В 1352 году он был рукоположён в сан иеромонаха , а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом .

Устраивая обитель, преподобный Пахомий сгорал желанием уединения и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты , где построил Троицкий храм и в глубокой старости скончался 23-го марта 1384 года.

Мощи

Песнопения

  • Тропарь , глас 4:
Житейския молвы, преподобне,/ отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие,/ и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы,/ в молитвах же и трудех прилежа Богови,/ процвел еси яко финикс,/ быв образ утешения духовнаго,/ преподобне отче Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим .
  • Кондак , глас 4:
В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших .

Напишите отзыв о статье "Пахомий Нерехтский"

Примечания

Литература

  • Жития русских святых. Изд-во «Сибирская благозвонница», Москва, Том 1, 2008, стр. 100-105. ISBN 978-5-91362-096-5 .

Ссылки

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Открытая православная энциклопедия «Древо»

Отрывок, характеризующий Пахомий Нерехтский

Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.

Пахомий Нерехтский (+ ), преподобный .

Память21 марта (прославление),15 мая (тезоименитство), в СоборахВладимирских иКостромских святых

В миру Иаков, родился в началеXIV века в семье священника воВладимире на Клязьме . Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест-венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре-пят-ст-вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг вБогородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святомуАлексию , наместнику Московского митрополитаФеогноста , и просит посвятить Пахомия вдиаконы . Святой Алек-сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте-лемЦаре-Констан-тиновской обители близ города Владимира . Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царяКонстантина , не нашел для нее более подходящего игу-мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко-то-рого давно знал он. Прибыв в году воВлади-мир , чтобы осмотреть воссоздан-ную обитель, святительАлексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз-ни, назидая братию сло-вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра-тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда-ляется в Ко-стромские пределы, на место, которое называлосьНерехта .

Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечкеСыпаново , Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.

Скончался21 марта году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.

Св. мощи его, обретенные нетленными в , почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря.