Образ владимирской божьей матери в чем помогает. Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Из древних времен Владимирская икона Божией Матери творила чудеса и по праву считается одной из самых почитаемых и известных в православном мире. В честь нее отмечается несколько больших праздников: 21 мая, 23 июня, 25 августа. В память спасения Москвы от: Мухаммеда-Гирея, Ахмата и Тамерлана соответственно. В эти дни принято читать тропарь Владимирской иконе.


Значение Владимирской иконы

Мольбы перед этой иконой способны защитить людей от напастей, к ней обращаются за помощью в самых разных ситуациях. В жизни человека бывают очень сложные периоды и тогда они прибегают к молитвам. Каждый верующий, который искренне просит помощи высших сил, получает ее. Владимирская Богоматерь является защитницей и охраняет дома от напастей, помогает в разных житейских ситуациях.

Каждый православный человек, просто обязан иметь у себя дома этот образ. О значении и чудотворности иконы написано много разных историй, чудеса случались сотни лет назад, так же случаются и в нынешнее время.


Чудотворность иконы

На протяжении всего времени случались чудеса, связанные с Владимирской иконой.

  • Три раза мольбы людей про спасение собственной земли были услышаны. Чужеземцы покидали русскую землю по разным причинам.
  • Когда икона находилась в Вышгороде, были замечены самовольные перемещения иконы. Три раза образ оказывался в разных частях монастыря.
  • Вода, которая омывала святыню, имела лечебные свойства, прихожане неоднократно исцелялись от различных телесных недугов.
  • Жена одного из священнослужителей, ждала ребенка, она часто молилась перед Владимирской иконой Богоматери и один раз чудом ее жизнь была спасена от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря была исцелена от слепоты. Девушка просто выпила воды от святого лика и произнесла молитву.
  • Однажды, в городе Владимире на двенадцать человек обрушились Золотые ворота, все эти люди внезапно оказались под завалами. Один из них прочитал молитву перед образом Богородицы, затем всем этим людям удалось спастись. Никто из них не получил тяжких увечий.
  • Младенец был омыт святой водой, и он спасся от злых чар.
  • Женщина на протяжении многих лет болела серьезным сердечным заболеванием, она отдала священнику все свои золотые украшения и послала с ними священника в храм, где находилась икона. Он привез женщине святой воды, она ее выпила и помолилась, а через некоторое время женщина оказалась полностью здоровой.

Это еще далеко не полный список чудес, которые связаны с Владимирской иконой. Причем чудеса случались не только связанные с оригиналом иконы, а и с многочисленными ее копиями.


Чем помогает икона Владимирской Божией матери

Данная святыня была свидетельницей практически всех важных событий в истории России. Она видела военные походы, как происходила коронация монархов, а также назначения многих патриархов. Молитва, обращенная к иконе, помогает унять вражду, снизить уровень гнева и страстей.

Большое количество прихожан обращались за помощью к иноке, чтобы принять судьбоносное решение, укрепить собственный дух и набраться жизненных сил во время болезни. На вопрос, чем помогает Владимирская икона, ответить можно так:

  • приходит на помощь при принятии важного решения, показывает путь истинный;
  • укрепляет веру и дает силы, которые практически на исходе;
  • помогает в исцелении болезней, в особенности часто исцеляются люди со слепотой и различными недугами сердца;
  • избавляет от злых намерений и греховных помыслов.

Также Богоматерь помогает в становлении счастливого брака, так как счастливая и крепкая семья – залог крепкой и успешной страны.

Как выглядит Владимирская икона

Данная икона относится к типу «Ласкающей». Этот образ считается самым лиричным из всех образов Богородицы.

Каждый человек может увидеть лик Богородицы, левой рукой она держит своего маленького сына.

Они умильно прильнули друг к другу, тем самым открывая другую сторону общения Девы со своим сыном. Оригинал иконы был написан на деревянной крышке от стола.

По всему полотну изображено только две фигуры: Богородица и ее сын. Голова ее склонена к Младенцу Христу, он же левой рукой свою Мать обнимает за шею.

Отличительной чертой этого иконы от всех остальных является то, что ножка Христа изогнута так, что видно его ступню.

Чудотворные списки

На протяжении всего времени было создано очень большое количество разнообразных списков Владимирской иконы. Некоторые из них приобрели также чудотворные свойства и получили особые наименования:

  • Владимирская-Волоколамская, которая была создана в 1572 году;
  • Владимирская-Селигерская, создана в 1528 году;
  • Владимирская-Оранская, датирована 1634 годом.

Все эти образы также имеют чудотворность, и все православные часто приезжают к ним, чтобы прочитать акафист Владимирской иконе Божией.

История Владимирской иконы

В легенде говорится, что данная икона была написана евангелистом Лукой, в качестве основы была использована крышка обеденного стола. За ним принимали пищу Пречистая Матерь и Иосиф Обручник. И когда Божья Матерь увидела образ, она стала очень радостной и сказала следующие слова: «Отныне ублажат Мя вси роди».

Изначально икона была в Иерусалиме, позже она переехала из этого города в Константинополь, длительное время она находилась там. Затем, Юрий Долгорукий получил эту икону в подарок от одного влиятельного патриарха.

В городе Вышгород (недалеко от Киева) совершенно недавно был построен монастырь, туда и поставили образ. Практически сразу же, икона начала прославляться разного рода чудотворными деяниями. Сын Юрия Долгорукого очень сильно возжелал иметь у себя такую икону и привез ее в город Владимир, там она обрела новый дом. Именно с тех пор она и получила название – Владимирская.

Эта икона очень часто спасала солдат, которые отправлялись на войну. В битве против волжских болгар икона Богометери помогла князю одержать нелегкую победу в бою.

Тридцатью годами позже был страшный пожар, тогда собор, в котором находилась икона, сгорел, но она сохранилась совершенно невредимой. В 1237 году на город Владимир напал Батый и полностью разорил его, но и на этот раз иконе удалось уцелеть.

Дальнейшая история иконы полностью связана с Москвой, куда она попала только в 1395 году, когда на Русь наступил хан Тамерлан. Завоеватель полностью разграбил Рязань и направил свое войско на Москву, все у себя на пути они уничтожали. Князь не теряя ни минуты, собрал большое войско и приказал им идти в атаку на встречу к захватчикам. Митрополит в это время призывал высшие силы помочь им. Тогда князь и митрополит решили перенести икону в Москву.

Когда святыня попала в Москву и ее внесли в собор, начали происходить невероятные вещи. Как гласит летопись, завоеватель просто находился на одном месте несколько недель, он не шел в наступление, но и не отступал. Но внезапно его окутал страх, он повернул назад и покинул московские пределы.

Немного позже, когда в Москве даже не ожидали нашествия, внезапно перед стенами города появилась огромнейшая армия захватчиков. Тогдашний князь понял, что ему не хватит времени и навыков собрать достойное войско, чтобы противостоять чужеземцам и просто покинул столицу вместе с семьей. Владимир Храбрый, которому внезапно пришлось управлять Москвой, был опытным полководцем и собрал большую армию, да такую, что орда не решилась на штурм Москвы. Однако они начали грабить соседние города.

В это время все православные люди молились перед Владимирской иконой, призывая Богоматерь помочь своему народу. И вновь мольбы были услышаны, Едигей (предводитель Орды) получил известия о перевороте и был вынужден покинуть русскую землю. Так Богородица еще раз спасла свой народ от врагов.

Молитва иконе Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заключение

Это очень древняя и сильная икона, она является одной из наиболее почитаемых ликов Богородицы. Трижды при помощи иконы получалось остановить чужеземных захватчиков. Огромное количество людей получили духовные и физические силы, молясь перед ней.

Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.

История иконы

Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.

Владимирская икона Божией Матери

В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

Другие чудотворные иконы Богородицы:

В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.

В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.

В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена - это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.

Читайте также статьи о молитве Пресвятой Богородице:

В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.

В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.

Икона Владимирской Божьей Матери

Пред Владимирским ликом совершались важные события России:

  • избрание патриархов;
  • приношение присяги на верность Отчизне;
  • молебны перед военными походами.

Храмы в честь Владимирской иконы Богородицы:

А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.

Иконография образа

На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном - человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.

Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.

Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.

Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно - лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.

За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.

В чем помогает Владимирский Лик

Главное - искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:

  • молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
  • избавляет молитвенника от еретических нападений;
  • оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
  • защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
  • способствует примирению с противником;
  • напутствует перед принятием сложного решения;
  • избавляет от неуверенности и сомнений;
  • дарует покой и умиротворение;
  • оберегает брак и семью от раздоров;
  • дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
  • исцеляет болезни;
  • дарует духовное и физическое прозрение;
  • помогает в трудных родах;
  • особым образом охраняет матерей и их чад;
  • исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.

Образ Владимирской Богоматери - это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.

Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Видео о Владимирской иконе Божией Матери

Двухсторонняя икона

Первая треть XII в.

  • Onasch 1961: XI–XII вв.
  • Антонова, Мнева 1963: Начало XII в.
  • Банк 1967: Первая половина XII в.
  • Каменская 1971: Начало XII в.
  • Onasch 1977: XI–XII вв.
  • Алпатов 1978: Первая половина XII в.
  • Лазарев 1986: Первая половина XII в.
  • Βοκοτοπουλος 1995: Первая треть XII в.
  • ГТГ 1995: Первая треть XII в.
  • Иконы Успенского собора 2007: Первая треть XII в.
  • Булкин 2008: Начало XII в.
  • Bayet 2009: Начало XII в.

Начало XV века. Андрей Рублев (?).

Богоматерь прижимает к себе сидящего на ее правой руке сына. Подняв по-ребячески округлое лицо, он припал к щеке склонившейся матери и обнял ее за шею. Правая рука младенца Иисуса протянута вперед и касается плеча Богоматери. Мария поддерживает левой рукой охваченного с. 58
с. 59
¦ порывистым движением ребенка, устремившего на нее широко раскрытые круглые глаза. Сомкнув тонкие губы маленького рта, Мария глядит прямо перед собой большими продолговатыми очами, как бы освещающими ее узкое, удлиненное лицо. Левая нога младенца согнута так, что видна подошва ступни 2 .

2 Эта деталь стала непременным атрибутом иконографии Владимирской Богоматери с XV в.

Владимирская икона, по данным реставрационных работ 1918 года, была записана четыре раза: в первой половине XIII века, после Батыева разорения; в начале XV века; в 1514 году, во время работ по украшению московского Успенского собора, и, наконец, в 1896 году реставраторами О. С. Чириковым и М. И. Дикаревым. Незначительные чинки производились также в 1566 году и в XVIII и XIX веках 3 . Лица, в отличие от остальных частей иконы, были записаны без наложения нового слоя левкаса, непосредственно поверх старой олифы, что способствовало их сохранности.

3 Летописи сохранили сведения о поновлениях памятника лишь в 1514 (ПСРЛ, т. XIII, Спб., 1904, «Софийская вторая летопись». - В кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853, о поновлении живописи Успенского собора) и 1566 г. («Древности Российского государства», отд. 1, М., 1849, текст, стр. 5).

К древнейшей живописи XII века относятся лица матери и младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, часть охряного с золотым ассистом хитона младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки младенца, а также остатки золотого фона с фрагментами надписи: «МР. .У».

Колорит первоначальной живописи строится на сочетании глубоких, насыщенных оттенков вишнево-красного, синего, оранжево-желтого и зеленовато-оливкового с золотом.

По зеленоватой подготовке сделан рисунок; моделировка лица исполнялась охрой с белилами и киноварью; после наложения красноватых теней нанесен еще раз слой охры, после чего написаны зеленоватые тени. Лицо ребенка сделано так же, но подготовка его светлее, а лессировок (плавей - последовательного наложения разных оттенков красок) больше.

Лицо матери выполнено прозрачной розоватой охрой, связанной при помощи тональных переходов с зеленоватыми тенями, написанными по овалу лица, на висках, под бровями и нижними веками, около носа, рта и на шее. Едва проступающий темный румянец сливается со всей цветовой гаммой. Богатые разнообразными оттенками прозрачные слои красной краски лежат на щеках, лбу, веках, бровях, вдоль носа и на подбородке. Свободные белильные мазки положены по форме носа и над левой бровью. Глаза светло-коричневые, с красной слезницей. Губы написаны киноварью трех оттенков. Чепец голубой с темно-синим, почти черным краем.

Лицо младенца выполнено также охрой, но с добавлением белил. Красноватые прозрачные тона округляют овал его лица, щеку и подбородок. На кончике носа и на губах положены мазки темной киновари, отмечающей также слезницы. Белила лежат на наиболее освещенных местах: над правой бровью, на круглящемся кончике носа и на подбородке. Более светлая, чем у матери, цветовая гамма передает детскую белизну кожи лица, маленькой кисти левой руки и части правой руки, лежащей поверх темной с. 59
с. 60
¦ материнской одежды. Глаза Иисуса исполнены коричневыми и зелеными тонами. Над выпуклым лбом сохранились светло-каштановые волосы.

На торсе младенца находится фрагмент чинки XIII века, идущий от плеча к поясу. Тут же сохранились концы пальцев левой руки Богоматери, первоначально расположенной выше и левее, чем на дошедшей до нас на этом месте живописи XVI века.

К началу XV века (около 1411 г.) относятся части одежд Богоматери и младенца слева внизу; части плеча и руки младенца, его ступни, волосы и шея; правая рука Богоматери, ее ухо, часть темно-зеленого чепца и золотой каймы мафория. На этих фрагментах останавливает внимание живописность исполнения ступней ног младенца, тонкие прозрачные плави правой руки матери, массивной шеи младенца и каштановых завитков его волос. Глубокий тон коричневого мафория, сочетаясь с зеленоватой охрой гиматия младенца, украшенного золотым ассистом, образует характерную гамму холодных красок 4 . Художником, выполнявшим реставрацию начала XV века, был, вероятнее всего, Андрей Рублев 5 .

4 Из подобных же звучных сочетаний чистых, холодных оттенков слагается колорит оборотной стороны иконы с изображением престола, исполненного, по всей вероятности, в это же время.

5 К этому выводу приводит сопоставление колорита частей Владимирской иконы, относящихся к началу XV в., с ее копией, сделанной Андреем Рублевым в 1395 г., - так называемой «запасной Владимирской

Существенно также, что рисунок ног младенца на Владимирской ГТГ близок к этим деталям фрески Андрея Рублева на алтарном пилоне Успенского соборе во Владимире. К этому выводу приводит сопоставление колорита частей Владимирской иконы, относящихся к началу XV в., с ее копией, сделанной Андреем Рублевым в 1395 г., - так называемой «запасной Владимирской », находящейся и теперь в Успенском соборе Московского Кремля.

До XVII в. уцелели сведения о том, что Рублев был автором одной из кремлевских икон Богоматери. В 1669 г. в Образной палате хранился «застенок (чехол. - В. А.) пречистые Рублева письма» (А. И. Успенский , Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII веке, М., 1902, стр. 68).

«Запасная Владимирская» написана, в отличие от композиции первоначальной древнейшей иконы, несколько укороченной: это не поясное, а скорее погрудное изображение. Обе кисти рук Богоматери находятся на одном уровне; глаза ее устремлены не прямо перед собой, а влево, в ту сторону, куда наклонена ее голова.

Рублевский вариант Владимирской получил широкое распространение в XV в. Это объясняется славой Рублева и тем, что написанное им произведение находилось в Успенском соборе Московского Кремля.

Вклады московской знати в Троице-Сергиев монастырь сохранили прекрасные образцы этого типа Владимирской (см. Ю. А. Олсуфьев , Опись икон Троице-Сергиевой лавры, Сергиев, 1920, стр. 83, вклад М. В. Образцова).

Подробную аргументацию атрибуции «запасной Владимирской» Андрею Рублеву см. В. И. Антонова , Московский художник Андрей Рублев. Доклад на сессии, посвященной 600-летию Андрея Рублева в Академии художеств СССР, прочитанный 17 сентября 1960 г.

Существенно также, что рисунок ног младенца на Владимирской ГТГ близок к этим деталям фрески Андрея Рублева на алтарном пилоне Успенского соборе во Владимире.

Третье значительное поновление Владимирской иконы в известии Софийского временника связывается с росписями Московского Успенского собора, исполненными в 1514 году. Тогда был написан дошедший до нашего времени мафорий Богоматери, ее левая рука, большая часть одежд младенца и кисть его правой руки 6 .

6 В это же время был сделан «кивот» для Владимирской, украшенный серебром и золотом.

Краски реставраций начала XV и XVI века подбирались в соответствии с колоритом сильно потемневшей к этому времени первоначальной живописи. Золотистые плави начала XV века, а также темное вохрение и глухие краски XVI века не нарушают сдержанной, почти монохромной гаммы красок памятника.

Светлая желтоватая охра начала XV века с буквами «Ө», «IC ХС» и более темная, оранжевого оттенка, охра XVI века заменили на фоне и полях утраченное первоначальное золото. Судя по характеру фона и полей, их чинили уже тогда, когда они были закрыты окладом 7 .

7 Ипатьевская летопись под 1155 г. сохранила сведения об окладе Владимирской, сделанном Андреем Боголюбским. В 1176 г. Ярополк снял с иконы ее драгоценный убор; сама она некоторое время находилась в руках Глеба Рязанского (ПСРЛ, т. I, Спб., 1846, стр. 159, 161). В 1237 г. Татары «...святую Богородицю разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгиы...» (там же , стр. 197). В 1411 г. татары царевича Талыча вновь похитили оклад Владимирской. В это время митрополит московский Фотий находился во Владимире; за ним, укрывшимся в лесах, гнались татары (ПСРЛ, т. XI, Спб., 1897, стр. 216). Возможно, что в память своего спасения Фотий сделал на Владимирскую оклад, взамен похищенного татарами: я полагаю, что именно тогда Андрей Рублев реставрировал и самую икону, находившуюся во Владимире.

До нашего времени дошли два ее убора, хранящиеся в Гос. Оружейной палате в Московском Кремле. Возможно, что первый с чеканным золотым деисусом в рост вверху, относящимся к ХIII в., соединенный с золотой басмой XV в., составлен для так называемой «запасной Владимирской» - копии, приписываемой Андрею Рублеву. Второй, до 1918 г. находившийся на первоначальной Владимирской, состоит из частей начала XV в. , сделанных, как упоминалось выше, по заказу митрополита Фотия (1410–1431, см. М. Alpatoff , Die Frühmoskauer Reliefplastik… - «Вelvedere», Wien, 1926, № 9–l0) и частей 1656–1657 гг. , исполненных мастером Петром Ивановым (см. И. Е. Забелин и братья Холмогоровы , Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, ч. I. M., 1884, стр. 30).

На оборотной стороне (начало XV в.) написан престол с орудиями страстей, покрытый красной, украшенной золотым орнаментом тканью с розовыми пробелами и синими золотными каймами. Он стоит на сиреневом с коричневыми разводами поземе, изображающем выложенный цветным мрамором пол. На престоле лежат синие гвозди, книга с синим обрезом и золотой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями крышкой, а также охряной терновый венец. Белый голубь с золотым нимбом и красными лапками стоит на книге. Над престолом возвышается оливково-зеленый в два тона крест, копье с синим острием и трость 8 . Фон бледно-желтый, поля охряные, XVI века.

8 Престол на обороте Владимирской иконы по рисунку, колориту и орнаментации схож с изображением престола в «Раздаянии вина » из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, связанного с последним этапом творчества Рублева. Манера рисовать престол вряд ли могла измениться за то десятилетие, которое разделяет сравниваемые памятники, что говорит в пользу атрибуции рассматриваемого произведения Андрею Рублеву.

Доска липовая, с более поздними наращениями со всех сторон. Внизу сохранились следы рукояти. Паволока (?), левкас, яичная темпера. Первоначальный размер 78 х 55, размер с доделками - 100 х 70. с. 60
с. 61
¦

Раскрыта в 1918 году в Комиссии по раскрытию древнерусской живописи Г. О. Чириковым.

Около 1136 года икона привезена из Константинополя вместе с иконой Богоматери Пирогощей и поставлена в Вышгороде под Киевом 9 . В 1155 году увезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи). В 1395 году принесена в Успенский собор Московского Кремля при вел. кн. Василии Дмитриевиче (ПСРЛ, т. XXV, М.–Л., 1949, стр. 222–225).

9 Между 1131 и 1136 гг. построена церковь Богоматери Пирогощей в Киеве (Н. Закревский , Описание Киева, т. 2, М., 1868, стр. 713–717).

После 1395 года икону Владимирской Богоматери вернули во Владимир 10 ; вторично ее принесли в Москву в 1480 году. Об этом сохранились следующие сведения: 1. Летописи, рассказывая об уже упоминавшемся набеге на Владимир татарского царевича Талыча в 1411 году, говорят, что в Успенском соборе татары «высекоша двери церковныа и вшедше в ню (церковь. - В. А.), икону чюдную святыя богородица одраша и такожде и прочая иконы» (ПСРЛ, т. XXV, М.–Л., 1949, стр. 240). 2. В Следованной псалтыри XVI века библиотеки Троице-Сергиевой лавры № 321 говорится под 23 июня: «...прииде чюдотворная икона пречистыя Богоматере из Володимира в град Москву 6988 (1480)». Об окончательном перемещении лишь в конце XV века говорит установление в Москве 23 июня 1480 года празднования Владимирской иконе. Так как никакого другого примечательного события в этот день не произошло, то очень вероятно, что Владимирская икона в этот день вторично прибыла в Москву, где и осталась до наших дней.

10 Возвращение Владимирской между 1395 и 1480 гг. во Владимир могло быть вызвано еще сильным в то время представлением об удельной обособленности частей будущего русского государства. Считалось, что уделы имели преимущественное право на памятники, связанные с их историей. Кроме того, Владимир - город, откуда великое княжение перешло к Москве, пользовался особым вниманием московских князей. Так, например, князь московский Василий Дмитриевич руками своих мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного возобновляет в 1408 г. росписи Успенского собора во Владимире.

Возможно, что к сделанной в Москве около 1395 г. тем же Андреем Рублевым «запасной Владимирской» относится московское летописное известие 1471 г. (ПСРЛ, т. XXII, Спб., 1901, стр. 130).

В 1480 г., когда Москва стала средоточием русского государства, а Успенский собор ее Кремля - русским пантеоном, окончательное перемещение в Москву древнейшей иконы вполне закономерно (см. об этом Л. А. Дмитриев , О датировке «Сказания о Мамаевом побоище». - В кн.: «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР», X, М.–Л., 1954, стр. 195–197).

Поступила из ГИМ в 1930 году. с. 61
¦

ГТГ 1995


с. 35 ¦ 1. БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Первая треть XII века
Константинополь
На обороте:
ПРЕСТОЛ И ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ
Начало XV века (?)
Москва

Дерево, темпера. 104 × 69; первоначальный размер 78 × 55
Инв. 14243

Изображение Богоматери поясное, типа «Умиление». Богоматерь держит младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, лицо его обращено вверх. Правая рука младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.

Общий тон карнации лика Богоматери светлый, его определяет сочетание зеленовато-оливкового санкиря, просвечивающего местами сквозь верхний слой и оставленного почти без покрытия в теневых местах, и светло-розоватого охрения. Все краски настолько сплавлены, что их переходы почти неуловимы глазом. На щеках светло-розовое охрение незаметно переходит в интенсивный румянец. Так же постепенно дается переход от розового тона, положенного поверх зеленых теней. На верхних веках розовый тон постепенно сгущается до темно-красного. Подчеркнут и плавный изгиб абриса носа.

Красным исполнены слезницы в уголках глаз, зрачки светлые, зеленовато-коричневые, с черной точкой в центре, ресницы и зрачки обведены темной полосой. Линия носа выделена двумя яркими белильными бликами. Подобный же блик света, но более мягкий, данный тонким слоем розового и белил, лежит на лбу. Маленький рот с тонкими губами написан яркой красной краской, которая имеет едва заметные переходы от светлого тона к более темному. Глубокие зеленые тени лежат вокруг глаз, около носа, над переносицей, на подбородке и по овалу лица.

Лик младенца имеет более светлый тон карнации. Манера написания его широкая и живописная. Поверх зеленоватого санкиря лежит тонкий слой охр с добавлением белил. На лбу, на правом виске, на щеке положен розовый цвет, сгущающийся к контуру, постепенным усилением красного обозначен абрис носа. Красный цвет подрумянки и контурных теней контрастирует с санкирными тенями и яркими белильными бликами на подбородке, кончике носа. Следы белильных движков видны над бровью, над губой и на щеке около глаза. Веки обведены коричневым, верхние - более темным. Зрачки светло-коричневые с темной точкой в центре.

Граница между ликами Богоматери и младенца не обозначена контурной линией, а дана цветовым сопоставлением зеленой тени на щеке младенца и розовой щеки Богоматери. Единственная контурная линия - коричневая обводка пальцев левой ручки Христа, лежащей на шее Богоматери.

Первоначально на Богоматери был вишнево-красный мафорий с темной каймой, украшенной золотыми линиями (небольшие фрагменты его видны над головой младенца), ярко-синий чепец. Хитон и гиматий Христа охристого тона с золотой линейной разделкой. Из-под рукава хитона видна белая прозрачная рубашка.

Фон был золотой (фрагменты первоначального фона видны вверху).

Лузга крутая, первоначальные поля узкие (позднее надставлены со всех сторон). Нимбы не сохранились.

Надписи. Вверху фрагменты монограммы киноварью: ΜΡ ΘΥ (от авторской живописи сохранились буквы М и остальные, фрагментарно); ниже слева поздняя монограмма киноварью: IС ХС.

Оборотная сторона. Изображен престол с розово-красным покровом, украшенным золотым орнаментом и синей каймой с золотой разделкой. На престоле лежат: закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, орнаментированном камнями и жемчугом, четыре гвоздя и терновый венец. На Евангелии - символ Святого Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. По сторонам от него копье и трость с губкой на конце.

Фон бледно-желтый, поля охряные. Позем, имитирующий мрамор, сиреневый с коричневыми линиями разводов.

Надписи. По сторонам перекрестья IС ХС; ниже НИ КА

Доска из двух частей неравной ширины. Поля иконы наращены со всех четырех сторон под оклад не позднее начала XV в. 1 . Две нижние планки составлены из четырех частей, так как заполняют промежутки между сохранившимися частями древней вилки рукояти, которая была вделана в нижнее поле. Нижняя часть ее отпилена при наращивании полей под оклад.

1 См. об этом Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 187, 238. Размеры иконы, по всей вероятности, были увеличены в начале XV в., когда при митрополите Фотии был сделан новый золотой сканный оклад для иконы Богоматери Владимирской . Он был, вероятно, выполнен приезжими греческими мастерами. В XVII в. при патриархе Никоне икона украшена (1657) золотой ризой . В 1919 при реставрации иконы оклад и риза были сняты (находятся в ГОП). Об окладах см.

  • Alpatoff M. Die frühmoskauer Reliefplastik. Beschlags der Ikone der Gottesmutter von Wladimir und ein Evangeliumdeckel des Sergiev-Troitzky Klosters. Belvedere, 1926, Nr. 9–10, p. 237–256;
  • Писарская Л. В. Памятники византийского искусства V–XV веков в Государственной Оружейной палате. М.; Л., 1964, с. 18, 19, табл. XIX–ХХV;
  • Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерусского искусства первой трети XV века // Древнерусское искусство XV - начала XVI века. М., 1963, с. 162–172;
  • Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966, табл. 291–295, с. 329, с. 23–24;
  • Grabar A. Les revêtements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975, № 41, р. 68–72, fig. 88–97;
  • Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 20, 176;
  • Рындина А. В. Памятники палеологовского стиля в московском серебре первой половины XV века: Доклад на II Международном симпозиуме по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977, с. 9;
  • Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1979, с. 28, 29, ил. XVIII, 111, 116, 117;
  • Рындина А. В. Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля (К вопросу о ювелирной мастерской митрополита Фотия) // Древнерусское искусство. Рукописная книга: Сб. статей. М., 1983, с. 146–150;
  • Бобровницкая И. А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская» // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985, с. 215–234.

Лицевая сторона. Ковчег глубокий, с крутой лузгой; левкас тонкий; паволока - под поздними вставками 2 , а также на полях иконы.

2 А. И. Анисимов предполагал, что «лики и, быть может, самые фигуры были подслоены холстом; на фоне левкас лежал непосредственно на доске». В примеч. он указывает, что характер состояния ликов, лежащих на левкасе, испещренном трещинами, по краям которых поднялся грунт, заставляет предположить наличие внизу скрепляющей паволоки. Иначе бы живопись не могла держаться и рассыпалась (Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 234). Однако исследование иконы в рентгеновских лучах показало наличие паволоки только на полях и под поздними вставками, в других местах паволоки нет. Рентгенограмма иконы выполнена М. П. Виктуриной в 1974 в ГТГ.

Оборотная сторона. Ковчег такой же, как и на лицевой, паволока тонкого плетения, левкас.

Сохранность. Лицевая сторона. От первоначальной живописи сохранились лики Марии и младенца, волосы на его лбу, часть правой руки и кисть левой; фрагменты синего чепца Богоматери, темно-красного мафория и каймы около ее правого глаза, часть охряного с золотым ассистом хитона младенца и виднеющаяся из-под него прозрачная рубашка, остатки золотого фона и букв.

Икона неоднократно поновлялась. По данным реставрационных работ 1918 3 , она прописана четыре раза: в первой половине XIII в., в начале XV в., в 1514, во время работ по украшению Успенского собора Московского Кремля, и, наконец, в 1895–1896 к коронации Николая II реставраторами О. С. Чириковым и М. И. Дикаревым 4 . Незначительные чинки производились также в 1566 и в XVIII и XIX вв.

  • ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 252;
  • Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып. 2, с. 92–107, табл. VIII, IX;
  • Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928, с. 105–189.
  • Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 179, 230, 427.

От первоначальной реставрации XIII в. сохранился фрагмент темно-пурпурного одеяния Христа ниже плеча с виднеющимися на нем кончиками двух пальцев левой руки Богоматери 5 .

5 «Частичные пробы показали, что в этом месте, под записью XIII в., сохранилась еще живопись оригинала. Последняя оставлена, однако, не раскрытой, чтобы сохранить единственный уцелевший фрагмент первой реставрации иконы» (Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 253).

Ко времени второго поновления, произведенного в начале XV в., относятся части одежд Богоматери и младенца: темный мафорий и желтый, оливкового оттенка хитон Христа с золотым ассистом (слева внизу); часть плеча и руки младенца; обе его ножки (кроме верхней части правой ступни), волосы и шея; правая рука Богоматери (до концов четырех пальцев), части мафория с желтой каймой и темного чепца (около левой ручки младенца) и фрагменты светло-желтого фона с темно- красными буквами «IС» «ХС» и «Θ».

Третье поновление относится к 1514, и фрагменты этой реставрации занимают самую большую площадь: значительная часть мафория Богоматери и ее левая рука, а также пальцы правой руки, средняя часть хитона младенца красно-коричневого цвета, правая рука Христа, часть его правой ноги и фрагменты темно-коричневого фона, в который также окрашены поля иконы.

При поновлениях иконы большая часть древней живописи не сохранилась, старый левкас вырезался и наносился новый. Исключение составляла только живопись ликов, которые были прописаны поверх старой олифы, отчего древний слой остался совершенно не поврежденным. На лике Богоматери около подбородка Христа и рядом с его левой рукой - две вставки; в основном сохранность ликов хорошая.

Оборотная сторона. Сохранилась живопись XV в., имеются незначительные выпадения с утратами живописи и левкаса, в основном в местах стыка досок. Наиболее значительные: в левом нижнем углу (три большие утраты, обнажившие паволоку); в правом нижнем углу большая левкасная вставка, идущая по стыку досок, проходит правее изображения венца через весь средник; левкасная вставка вдоль лузги у правого поля.

Реставрация. В декабре 1918 - апреле 1919 раскрыта Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова и А. И. Грищенко в Комиссии. Олифил икону Ф. А. Модоров. Схему с указанием реставрационных фрагментов живописи исполнил И. А. Баранов 6 . с. 35
с. 37
¦

  • ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 252;
  • Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып. 2, с. 82–107, табл. VIII, XX.

В 1929 Г. О. Чириковым сделана копия фрагмента древней живописи с изображением ликов Богоматери и младенца Христа (размер 27 × 19; дерево, темпера, ГТГ, инв. ДР-472).

Происхождение. Из Константинополя. Около 1130 7 привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор 8 , построенный в 1158–1161 9 . А. И. Анисимов, анализируя древнее «Сказание о чудесах Владимирской иконы...», делает предположение, что икона находилась в алтаре около престола, занимая место «запрестольного» образа 10 . После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 князь Ярополк Ростиславович снял дорогой убор с иконы 11 , и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвращает икону и убор во Владимир 12 . При взятии с. 37
с. 38
¦ Владимира татарами, во время пожара Успенского собора в 1237, собор был разграблен и с иконы Богоматери был содран оклад 13 . Книга Степенная говорит о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы Богоматери князем Ярославом Всеволодовичем 14 . В 1395, 26 августа, во время нашествия Тамерлана при князе Василии Дмитриевиче икона торжественно была перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил и покинул пределы Московского государства. Икона была помещена в кремлевском Успенском соборе, справа от царских врат 15 . Вероятно, после этого она не раз увозилась во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 отмечено особо, как второе перенесение иконы 16 . В 1812 икона Богоматери Владимирской была увезена на несколько месяцев во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву в Успенский собор, где она находилась до 1918, когда была взята для реставрации. С 1926 по 1930 находилась в ГИМ.

7 Икона привезена вместе с другой иконой Богоматери, названной Пирогощей, для которой была построена церковь. Ипатьевская летопись под 6640 (1132) годом сообщает: «В се лето заложена бысть церкви камяна святая Богородица, рекмая Пирогоща» ( Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб., 1843, с. 12) и указывает на окончание строительства ее в 6644 (1136) (Полное собрание русских летописей: Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб., 1843, с. 14). Лаврентьевская летопись говорит о закладке церкви Пирогощей в 1131 (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 132), т. е. обе иконы были привезены из Константинополя до времени построения церкви Пирогощей.

8 Лаврентьевская и Троицкая летописи под 1155 годом сообщают о перенесении Андреем Боголюбским иконы во Владимир: «Того же лета иде Андрей от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда; и вкова в ню боле триидесят гривен золота, кроме серебра и каменья драгого и жемчуга, и украсив и постави и в церкви своей Володимери» (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 148). В древнейшем «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», которое датируется второй половиной XII в., читаем: «Князю же Андрею хотяшу княжити на Ростовскую землю, и нача беседовати о иконах, поведаша ему икону в Вышгороде в женъском монастыре, пресвятыя владычицы нашея Богородицы... и прииде в церковь, и начат смотрити по иконам, сия же икона яко прешла бе всех образов. Видев ю и припаде на земли моляся глаголя: О пресвятая Богородице мати Христа Бога нашего, аще хощещи ми заступница быти Ростовскую землю, посетити новопросвещенные люди, да по твоей воли вся си будут. И тогда взем икону поеха на Ростовскую землю» ([Ключевский В.] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. (Памятники древней письменности, XXX). СПб., 1878, с. 29–31). После перенесения иконы Андреем Боголюбским она стала почитаться как палладиум города Владимира, почему и получила название Владимирской.

9 Ипатьевская летопись, говоря о строительстве Успенского собора во Владимире, называет даты: год закладки - 1158 и окончания - 1161 (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 150).

  • [Ключевский В.] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. (Памятники древней письменности, XXX). СПб., 1878, с. 31–37;
  • Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 289.
  • Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 159;
  • Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т. 1, 2, т. 1, с. 62, примеч. 7.
  • Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 161.

13 «Татарове же силою отвориша двери церковныя, и видеша обы (затворившихся с епископом Митрофаном в храме) огнем скончавшася, овы же оружием до конца смерти предаша; святую Богородицу разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгим...» (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 197).

14 «И оттоле сий чудотворный Богородичин образ подобно прежнему своего благолепия достойное украшение приемлет» (Книга Степенная. М., 1775, ч. 1, с. 541).

15 «И внеши ю [икону] в преименитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Руская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и до ныне стоит зрима и поклоняема всеми» (Книга Степенная. М., 1775, ч. 1, с. 552).

16 Подробнее см. Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 217–227. А. И. Анисимов приводит слова из Сказания действенных чинов (1627) по случаю удаления Ахмата от Угры 23 июня 1480, где говорится о вторичном принесении чудотворной иконы Богоматери Владимирской в Москву: «Слышав же сея князь великий Иван Васильевич всея Руси после во Владимир по чудотворную икону Пресвятыя Богородицы и повеле ея принеси второе на Москву, в застепление царствующему граду Москве и всей Российской земли».

Поступление. В 1930 из ГИМ.

Иконография. Лицевая сторона. Иконографический тип Богоматери, держащей на руках младенца Христа, который прижимается щекой к ее лицу, получил название «Умиление». Подобная композиция известна в раннехристианском искусстве. Широкое распространение она получила в XI в. Подробно об истории иконографического типа Богоматери «Умиление» («Елеусы») см.

  • Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902, с. 164;
  • Alpatoff M., Lazareff V. Eine byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenepoche. Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen. Berlin, 1925, Bd. 46, S. 140–155;
  • Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сб. статей. М., 1971, с. 282–290;
  • Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974, № 10, p. 8–11;
  • Grabar A. Les images de la Vierge de Tendresse. Type iconographique et thème // Зограф. Београд, 1975, № 6, с. 25–30;
  • Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 166–173, 252–258;
  • Татић-Ђурић М. Богородица Владимирска // Зборник за ликовне уметности. Београд, 1985, [вып.] 21, с. 29–50.

Оборотная сторона. Престол с Евангелием (Престол уготованный - «Этимасия») символизирует незримое присутствие Бога и толкуется на основе текстов Священного писания и комментариев Отцов церкви в зависимости от того, с каким изображением связан этот образ.

Престол прообразует и Тайную вечерю, и Гроб Христа, и его воскресение, и второе пришествие в день Страшного суда; крест, трость, копие и гвозди - искупительные страдания Христа. Престол с изображением Евангелия и голубя рядом с крестом и орудиями страстей символически представляет Троицу. Изображение Этимасии в монументальных росписях часто помещалось в апсиде (особое распространение это получило в XII в.) и раскрывало смысл евхаристической жертвы (Bogyay 1960 , S. 58–61; Бабич 1966 , с. 9–31). Оборотная и лицевая стороны иконы имеют единое символико-догматическое содержание. Крест и орудия страстей раскрывают скорбный смысл образа Богоматери, указывая на грядущие страдания Христа.

  • Bogyay 1960 = Bogyay, T. von. Zur Geschichte der Hetoimasie. Akten des XI Internationalen Byzantinischen Kongresses. München, 1958. München, 1960, S. 58–61.
  • Бабич 1966 = Бабић Г. Христолошке распре у XII веку и поjави византиских церква. Архиjереjи службе пред хетимасиjом и архиjереjи службе пред агнецом // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1966, бр. 2, с. 9–31 (на сербохорватск. яз.).

Атрибуция. Лицевая сторона. По церковному преданию икона Богоматери Владимирской написана самим евангелистом Лукой. Л. А. Успенский говорит об иконах, приписываемых евангелисту Луке: «Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом» (Успенский Л. 1989 , с. 29).

А. И. Анисимов относил икону ко второй половине XI в. (Анисимов 1928/1 (1983), с. 183, 184; Анисимов 1928/3 (1983), с. 272). В. И. Антонова датировала началом XII в. (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 5). В последующих работах В. Н. Лазарев и А. Грабар называли время исполнения - первая половина XII в. (Lazarev 1967, p. 204, 257, nota 82; Grabar 1974, p. 8–11). Ясно одно - икона написана до ее перенесения в Киев, т. е. до 1130.

  • Успенский 1989 = [Успенский Л. А.] Богословие иконы православной церкви / Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат. [М.], 1989.
  • Alpatoff, Lazareff 1925 (1978/1) = Alpatoff M., Lazareff V. Лазарев 1978/1, с. 9–29.
  • Анисимов 1928/1 (1983) = Анисимов А. И. Анисимов 1983, с. 165–189.
  • Анисимов 1928/3 (1983) = Анисимов А. И. Анисимов 1983, с. 191–274.
  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е.
  • Lazarev 1967 = Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967.
  • Grabar 1974 = Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974, № 10, p. 8–11.

Оборотная сторона. Вероятно, икона уже в XII в. была двусторонней. Об этом говорит характер ковчега и лузги, такой же, как на лицевой стороне иконы. Известны многочисленные примеры древних изображений креста на обороте икон Богоматери (см. Sotiriou 1956–1958, fig. 146–149; Grabar 1962, p. 366–372). Возможно, что с самого начала на обороте иконы «Богоматерь Владимирская» было изображение престола с Евангелием, креста и орудий страстей, которое поновлялось при поздних реставрациях. Сходная иконография встречается в византийском искусстве XII в. (см. Крест с эмалевыми изображениями из ризницы собора в Козенице, на котором помещено в круге под «Распятием» изображение престола с красным покровом, копием и тростью по бокам, на нем - гвозди, чаша и Св. Дух в виде голубя (Talbot Rice 1960 , tabl. XXIV). Исследователи, писавшие об иконе, датировали живопись оборота началом XV в. и связывали ее со временем второго поновления лицевой стороны, т. е. с эпохой Андрея Рублева. Подробное обоснование этой точки зрения дал А. И. Анисимов (Анисимов 1983, с. 186, 187, 262–266), его поддержали В. И. Антонова и Н. Е. Мнева, считая, что поновление лицевой и оборотной сторон начала XV в. выполнены Андреем Рублевым (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 5).

  • Sotiriou 1956–1958 = Sotiriou G. et M. Icones de Mont Sinai. Athénes, 1956–1958, t. 1, 2.
  • Grabar 1962 = Grabar A. Sur les icones bilaterales // Cahiers archéologiques. Paris, 1962, vol. 12, p. 366–372.
  • Talbot Rice 1960 = Talbot Rice D. The Art of Byzantium. New York, 1960.
  • Анисимов 1983 = Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983.
  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. М., 1963. Т. 1–2.

Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV в. Фон и буквы прописаны в более позднее время, возможно, в конце XIX в.

Выставки.

  • 1920 Москва;
  • 1926 Москва;
  • 1974 Москва, № 7;
  • 1975 Ленинград / 1977 Москва, № 468 (не экспонировалась).

Литература.

  • Снегирев 1842 , с. 13, 14 = Снегирев И. М. Памятники Московской древности [...]. М., 1842
  • Сахаров 1849 , с. 20 = Сахаров И. Исследование о русском иконописании. СПб., 1849, кн. 2
  • Снегирев 1849 , с. 3–7, табл. 1 = [Снегирев И.] Древности Российского государства. М., 1849, ч. 1
  • Ширинский-Шихматов 1896 , табл. 26 = Большой Успенский собор в Москве. Собрание фототипических снимков / Изд. кн. А. Ширинского-Шихматова. М., 1896
  • Ровинский 1856 (1903) , с. 13 = Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Записки Имп. Археологического общества. СПб., 1856, т. 8, с. 1–196. Переиздано под названием: Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903
  • Кондаков 1911 , с. 172, рис. 119 = Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1911
  • Alpatoff, Lazareff 1925 (1978/1) , S. 140–155 = Alpatoff M., Lazareff V. Eine byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenepoche. Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen. Berlin, 1925, Bd. 46, S. 140–155. Переиздано: Лазарев 1978/1, с. 9–29
  • Wulff, Alpatoff 1925 , S. 62–66, Taf. 22, 23 = Wulff O., Alpatoff M. Denkmäler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlicher Folge. Hellerau; Dresden, 1925
  • Грабарь 1926 (1966) , с. 52, 55 (примеч. 64), 60, 71, 84, 101–103, рис. с. 108 = Грабарь И. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов // Вопросы реставрации. М., 1926, вып. 1, с. 7–112. Переиздано: Грабарь 1966, с. 112–208
  • Анисимов 1926/1 , № 1, с. 12, 13 = Анисимов А. И. Путеводитель по выставке памятников древнерусской иконописи / Государственный исторический музей. М., 1926
  • Анисимов 1928/1 (1983) , с. 93–107 = Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып. 2, с. 93–107. Переиздано: Анисимов 1983, с. 165–189
  • Анисимов 1928/2 (1983) , с. 110, 111, рис. с. 99 = Анисимов А. И. Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации / Центральные государственные реставрационные мастерские. М., 1928, вып. 2, с. 102–180. Переиздано: Анисимов 1983, с. 275–350
  • Анисимов 1928/3 (1983) = Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928. Переиздано: Анисимов 1983, с. 191–274
  • Grabar 1930 (1966) , р. 29–42 = Grabar Y. Sur les origins et l’evolution du type iconographique de la Vierge Eleusa // Melanges Charles Diehl. Studies sur l’histoire et sur L’Art de Byzance. Paris, 1930, vol. 2, p. 29–42. Переиздано: Грабарь 1966, с. 209–221
  • Bréhier 1932 , р. 160, р1. XX, XXVII = Bréhier L. Les icones dans l’histoire de L’Art Byzance et la Russie // L’Art byzantin chez les Slaves. Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th. Uspenskij. Paris, 1932, 1, p. 150–173
  • Кондаков 1933 , с. 217–220 = Кондаков Н. П. Русская икона. Т. 4: Текст, ч. 2. Прага, 1933
  • Путеводитель 1934 , с. 13, 14, ил. 1 = Третьяковская галерея: Путеводитель по искусству феодализма / Сост. Н. Коваленская. М., 1934, вып. 1
  • Каталог ГТГ 1947 , с. 16, табл. 2 = Государственная Третьяковская галерея: Каталог художественных произведений, находящихся в экспозиции. М., 1947
  • Лазарев 1947–1948 (1986) , т. 1, с. 125, табл. XXXVIII; т. 2, табл. 198 = Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.; Л., 1947–1948, т. 1–2. Переиздано: *Лазарев 1986
  • Алпатов 1948 , с. 230; 1955, с. 69, 84 = Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М., 1948, т. 1
  • Антонова 1948 , с. 44–52, 85–91, 200–217 = Антонова В. И. Памятники живописи Ростова Великого. (Фонд диссертаций РГБ). М., 1948
  • Лазарев 1953/1 , с. 442, 443 (рис.), 444 (табл.), 446, 462, 494, 496 = Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1953, т. 1, с. 442–504
  • Onasch 1955 , S. 51–62 = Onasch K. Die Icone der Gottesmutter von Wladimir in der Staatlichen Tretiakov-Galerie zu Moskau // Wissenschaftliche Zeitschrift der Martin-Luther Universität. Halle-Wittenberg Jahrg. V. 1955. Heft I, S. 51–62
  • Свирин 1958/2 , с. 3, табл. 3, 4 = [Свирин А. Н.] Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи: Альбом. М., 1958
  • Антонова 1961 , с. 198–205 = Антонова В. И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. М., 1961, т. 18, с. 198–205
  • Антонова, Мнева 1963 , т. 1, № 5, с. 56–64, табл. 7–10 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т. 1, 2
  • Перцев 1964 , с. 91, 92 = Перцев Н. В. О некоторых приемах изображения лица в древнерусской станковой живописи XII–XIII вв. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964, [вып.] 8, с. 89–92
  • Банк 1966 , ил. 223, 224, с. 315, 370 = Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966
  • Lazarev 1967 , p. 204, 257 (nota 82), fig. 325, 326 = Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967
  • Вздорнов 1970/3 , с. 26, 27, 36, ил. 1, 2 = Вздорнов Г. И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи // Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи / Всесоюзная конференция. Москва, 18–20 ноября 1968. Доклады, сообщения, выступления. М., 1970, с. 18–95
  • Лазарев 1971/1 , с. 282–290 = Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сб. статей. М., 1971
  • Grabar 1974 , p. 8–11 = Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974, № 10, p. 8–11
  • Лазарев 1978 , с. 9–29 = Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. М., 1978
  • Толстая 1979 , с. 14, 28, 29, 32, 37, 42, 43, 46, 56, 62, 63, табл. XVIII, ил. 73, 111, 116, 117 = Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1979
  • Яковлева 1980 , с. 39 = Яковлева А. И. Приемы личного письма в русской живописи конца XII - начала XIII века // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII веков. М., 1980, с. 34–44
  • Татич-Джурич 1985 , с. 29–50 = Татић-Ђурић М. Богородица Владимирска // Зборник за ликовне уметности. Београд, 1985, [вып.] 21, с. 29–50 (на сербохорватск. яз.)
  • Лазарев 1986 , с. 94, 98, 112, 113, 227, ил. 325, 326. = Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986

С. 38
¦

В православии существует древняя традиция иконопочинтания, которая приносит несомненное благо верующим и связана с многочисленными и разнообразными чудесами. Особым почтением среди православных христиан пользуется икона Владимирская Божья матерь, в чем помогает и почему так ценится.

История

Кто создатель. Есть некоторое количество образов, которые, согласно преданию, написаны самим апостолом Лукой, автором одной из книг Евангелия. Этот образ получил благословение самой Пречистой Девы и написан на доске, которая раньше служила Христу, а также Марии и Иосифу обеденным столом. Поэтому на нем особая благодать, и он обладает такой огромной ценностью.

Основные исторические вехи:

  • до середины пятого века пребывает на территории Иерусалима, потом перевозится в Константинополь;
  • остается в Византии до 12 века, но константинопольский патриарх дарит образ Юрию Долгорукому, который привез икону в Киев;
  • период разнообразных чудес, о которых узнает сын Долгорукого Андрей Боголюбский. Отправившись в Вышгородский монастырь, князь забирает священный лик, по пути приезжает во Владимир, где ему является видение Богородицы. Здесь он приказывает поставить новый храм;
  • икона Владимирская получает свое нынешнее имя, творит разнообразные чудеса, не раз спасает Русь;
  • Андрей Рублев делает список (в 1408 году), который остается храме города Владимир, оригинал в 1480 году увозят в Москву и размещают на территории Успенского собора;
  • В 1918 образ перенесли в Третьяковскую галерею, в 1999 в храм святителя Николая.

Такова официальная история иконы Владимирской Божьей Матери, которая в большей степени интересна для ученых. Помимо этого существует и совершенно другая, которая интересна для верующих. Сохранилась эта историческая мозаика отдельными крупицами в рассказах и свидетельствах народа.

Описание образа

Существует четыре основных иконографических образа Богородицы: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Акафистный, которые используются для создания святынь. На Владимирской иконе Божией Матери мы видим тип Елеуса или Умиление, который характеризуется прильнувшими друг к другу Богомладенцу и Богородице. Они соприкасаются щеками и заключают друг друга в объятья.

Формальный и примитивный уровень понимания дает вполне понятное значение – отношения между матерью и ребенком, нежность материнской любви. Конечно, таким символом не следует пренебрегать, так как он сам по себе является весьма значимым для осмысления. Тем не менее, не нужно забывать о роли изображаемых фигур: перед нами не просто люди, а святые, хотя они изображаются в человеческом обличии.

Обратите внимание! Особенностью изображения является мелкая деталь – ступни Спасителя. Одна из них развернута к зрителю, который может созерцать пяточку младенца Христа. Этим элементом отличается икона Владимирской Богоматери.

Символическое описание:

  • изображаемые прижимаются щеками: Пречистая Дева символизирует собой человечество, а Христос представляет Господа, к которому стремится каждый человек. Таким образом изображается божественная любовь и близкие отношения между Создателем и чадом Его;
  • одежды Марии: нижняя часть синего оттенка символизирует небесную чистоту, верхняя — красная, указывает на царственность положения Марии и страдания Богородицы;
  • золотые элементы одежды тоже указывают на царственность, символ божественной благодати.

Богородица также может символически представлять собой не только человечество и человека в отдельности, но и церковь. Это подчеркивает одна деталь: Мария имеет на одежде нарукавники, которые надевают священники. Богородица представляет собой равноапостольную церковь, которая позволяет человечеству идти к Господу.

Полезное видео: о владимирской иконе Божией Матери

Чудеса

Перед тем как рассматривать, в чем помогает этот образ, нужно описать кратко известные чудеса, которые совершались на протяжении длительной истории Руси. Об этом может рассказать Википедия, эти факты являются общеизвестными. До сих пор чудеса, связанные с этой иконой помогают верующим.

Обратите внимание! Владимирская икона Божьей Матери представляет собой один из ключевых образов для русского православия.

Перед ним молились сотни тысяч верующих веками и простые люди и аристократы, перед ним постигали веру великие подвижники и люди мирские, по молитвам русских людей Дева Мария творила чудеса и оберегала родную землю от всяческих невзгод.

Известные чудесные события:

  1. В 1395 году пречистая Дева явилась во сне Тамерлану, который на тот период завоевал огромное количество земель, заставила его отступить и не захватывать Русь.
  2. В 1451 году татары снова стояли под стенами города, но Иона, который на тот период был митрополитом, пронес вдоль городских стен икону Божией Матери вославу Божию, дабы уберечь город. Ночью татары услышали непонятный шум и посчитали, что это приближающееся войско Василия Дмитриевича. Вражеские полчища охватил страх, они отступили от стен города и ушли восвояси.
  3. Стояние не реке Угре 1480 года. Согласно преданию, чудотворная Владимирская икона Божией Матери была взята на реку перед началом предполагаемой битвы. Войска русских и татар 9 месяцев стояли на противоположных берегах реки, не решаясь начать наступление. Перед битвой русские принесли на свой берег икону и, спустя короткое время, татары отступили.
  4. Спасение Москвы. В начале 16 века нашествие татар могло полностью погубить Москву, но одна из монахинь увидела сон об иконе и грехах жителей столицы. В итоге утром горожане и священники собрались в храме, чтобы молить Богоматерь о помощи. В итоге татары снова отступили.
  5. Обретение царя. С иконой под предводительством митрополита ходили к Борису Годунову, чтобы он стал новым царем.
  6. Освобождение от поляков. В 1613 году в город вошли освободительные войска, которые встречали именно с этим ликом.

Помимо этого икона Владимирской Божьей Матери активно использовалась при коронации различных монарших особ. Люди замечали разнообразные чудеса, которые достигались молитвой перед образом или омовением водой, которая до этого омывала его. Эти факты фиксировались в различных церковных книгах.

Познавательно! Что такое : когда и как правильно молиться

Как молиться

Многие православные видели как минимум фото или репродукцию этого образа. Он имеется во многих храмах. О чем молятся Владимирской иконе Божией: верующие просят о собственных нуждах, не забывают о собственной земле и других православных, которым пригодится заступничество Богородицы.

Перечислим самые распространенные поводы:

  • укрепление в вере в минуты сомнений, когда есть потребность в том, чтобы укрепить веру, углубить собственное религиозное чувство;
  • об исцелении от недугов душевных и телесных, Дева Мария непрестанно молится Господу и является великой заступницей, которая помогает обрести просящим здоровье;
  • об избавлении от греха — это то, в чем помогает образ особенно, каждый верующий может прийти, чтобы раскаяться и получить прощение;
  • чтобы просить за страну и православную веру – такая молитва является традиционной и практикуется на протяжении многих веков;
  • перед принятием решения, когда требуется о чем-то поразмыслить и получить какой-то ценный совет, после молитвы Богородице лучшее решение само посещает разум верующего.

В красном углу дома обычно стоят образы Спасителя и Богородицы – таков неотъемлемый минимум. Можно установить Владимирскую Божью Матерь работы Андрея Рублева либо в более раннем иконописном варианте. Лик является весьма универсальным и может принести пользу верующему.

По предыдущему описанию известно, как выглядит икона: отличительной особенностью является ступня Христа, которая обращена в сторону зрителя. По этой детали легко увидеть искомый образ, придя в храм и вознести молитву.

Для этого нужно приходить до или после службы, дабы иметь возможность поставить свечку и прочитать молитву нужное количество раз.

Также возможна келейная молитва, то есть дома, перед образом, который находится в комнате. Эта практика является неотъемлемой для православного, уединенная молитва приносит существенные духовные блага.

Вот некоторые советы по этой практике:

  • перед началом следует очистить собственный ум, настроиться на молитву, отрешиться от земных забот;
  • перед образом по возможности вначале зажигается свечка или лампадка;
  • нужно обеспечить уединение и полное спокойствие, чтобы не отвлекаться и сосредоточиться на словах молитвы;
  • лучше всего, когда молитва читается на память, но также может использоваться молитвослов или просто удобная распечатка;
  • также допускается молитва своими словами, которая начинается с традиционного обращения «О Всемилостивая Госпоже Богородице».

Полезное видео: история Владимирской иконы Божьей Матери

Вывод

Когда чудотворная Владимирская икона Божией Матери становится частью регулярной молитвенной практики, верующий приобретает особую связь с этим образом. Устанавливается как бы незримая связь с остальным православным миром, этот лик как бы пронизывает собой столетия православной веры и заключает в себе своеобразную квинтэссенцию этой традиции. В нем заключены глубокие архетипы, с помощью него в мир нисходит благодать, это чистое окно, через которое верующие могут заглянуть в духовный мир.

Вконтакте

В мире существует множество различных образов Девы Марии, появившихся в самое разное время. Все они почитаются христианами и считаются чудотворными. Но наиболее почитается Владимирская икона Божьей Матери, которая имеет довольно интересную историю происхождения, ей приписываются многочисленные чудесные деяния. От всех остальных она отличается не только манерой написания, но и своим значением для христиан.

Если верить истории, то первым образом Богородицы стал портрет, написанный святым Лукой на доске от стола, за которым трапезничали маленький Иисус, Дева Мария и Иосиф. Когда Матерь Божья увидела сие произведение, она благословила его и пообещала, что отныне все ее образа будут приносить в мир только небесную благодать.

Владимирская икона долгое время находилась в Иерусалиме. Но во времена правления Феодосия Младшего ее перенесли в столицу Византийского государства - Константинополь. Спустя век икона была передана в дар Юрию Долгорукому. На территории Руси она длительное время хранилась в Вышгорском женском монастыре. Именно от туда по всему свету разнеслась молва о ее чудодейственной силе.

Образ пробыл в монастыре до 1155 года, когда Андрей Боголюбский приказал перевести ее в город Владимир. Здесь для образа был воздвигнут всемирно известный Успенский собор. А сама икона с тех пор получила название Владимирской Богородицы. Именно в это время для образа был изготовлен драгоценный оклад из золота и серебра, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга.

Владимирская икона Богоматери с древних времен охраняла войска Руси во время набегов захватчиков . Основными примерами ее чудесного заступничества можно назвать победу Андрея Боголюбского над булгарами и поражение войска Тамерлана. Во время нашествия последнего, образ был принесен в один из храмов Москвы и перед ним читался акафист всеми монахами и служителями. Хан Тамерлан устрашился силы Владимирской Богородицы и отступил перед ее властью. Историки говорят, что во сне хану приснился спускающийся с горы отряд в блестящих доспехах, над которым парила Владимирская Богоматерь и осеняла войска своим благословением.

День, когда икона была привезена в Московский храм, с тех пор отмечается как праздник Сретения. Этот день обычно приходится на 8 сентября или 26 августа по старому стилю. А в память о чуде, сотворенном Богородицей, был поставлен Сретенский собор и монастырь.

В жизни каждого человека могут случиться самые разные ситуации, которые требуют немедленного решения. Если обычные и привычные способы не дают нужных результатов, то люди обращаются к Богородице, которая все слышит, видит и всегда приходит на помощь молящимся .

Владимирская Богородица сотворила очень много чудес. Но самыми известными и не поддающимися толкованию являются следующие:

Чудеса творила не только сама икона, но и многочисленные списки с нее, которые распространены по всему свету. Об этих чудесах слагают легенды, которые подтверждают силу Владимирской Богородицы.

Эта святыня стала свидетельницей множества событий в России. Она смогла пройти с войсками все военные походы, была на коронации императоров. Перед нею происходило наречение многих патриархов. Молитвы читают ей в момент, когда требуется унять злобу врагов, убрать их гнев и устранить страх тех, кто идет в военный поход.

Множество прихожан обращались к Богородице с мольбами о принятии судьбоносного решения или для того, чтобы она даровала силы в получении желаемого. Именно она помогает избавиться от многих болезней и исцелиться даже самым тяжелобольным людям. Икона Владимирской Божьей матери помогает:

  • укрепить веру и обрести силы для того, чтобы справиться с любой бедой;
  • исцелиться от слепоты и болезней сердца;
  • избавиться от греховных помыслов и дурных намерений;
  • принять важное и судьбоносное решение, когда человек не может понять, как ему поступить в той или иной ситуации.

Значение Владимирской иконы Божьей Матери всегда было велико для всех русских людей. Она помогает в самые тяжелые времена, когда ждать защиты и помощи более неоткуда. Но можно сказать, что такая икона не единственная. И здесь будет заключаться ошибка - этот образ сильно отличается от остальных с подобным контекстом.

Если исходить из типа написания, то она относится к разновидности «Ласкающая». Этот образ относится к самым лиричным из всех возможных написаний лика Богородицы. Одной рукой Богоматерь держит младенца, прижимая его к себе и защищая от всего мира. Их лица прильнули друг к другу, что открывает совершенно иную сторону общения матери и сына. На этой иконе они предстают не Богоматерью и Богомладенцем, а простыми матерью и сыном, которые бесконечно любят друг друга.

На полотне изображены только мать и младенец. Ни ангелов, ни архангелов, никого более не нет на полотне. Голова Богородицы наклонена к младенцу, а он обнимает ее за шею рукою. Отличительной чертой иконы является то, что нога младенца изогнута и видна его ступня.

Основной молитвой к лику Владимирской Богородицы является следующая:

Сегодня оригинал образа находится в Толмачах в музее при храме Святителя Николая. Но даже зная, где располагается оригинальная икона, не стоит торопиться в путь к ней на поклон. Можно обратиться с молитвой к любому из списков, которые располагаются во многих храмах России.

Для каждого русского человека имеет огромное значение Владимирская икона. Помогает она в самых неожиданных и сложных ситуациях. Поэтому во многих домах есть образ Богородицы, перед которым ставятся свечи и возносятся молитвы о ниспослании здоровья близким и родным людям.