Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Александр петров мой дворец Что приготовил бог любящим его

Что хотел сказать Соломон этими словами? О чем призывал задуматься?

Некоторые понимают этих слова буквально. Т.е. Соломон восхвалял Бога как искусного Творца, создавшего такие сложные органы чувств. Но если понимать это только так, то возникают другие вопросы:

  • Почему он просто не написал, что человека создал Бог?
  • Почему он использовал эти органы, а не другие?
  • Почему для восхваления Бога как Творца он не приводил более сложные вещи, такие как небеса и земля или галактика?

На самом деле и глаз и ухо выбраны не случайно.

Это органы чувств, с помощью которых мы познаем мир и получаем практически всю информацию. Однако видеть и слушать в Библии связаны не просто с физическими явлениями, но с мудростью, со способоностью анализировать и делать правильные выводы, с проницательностью и т.д.

Почему не просто глаз, а глаз "видящий"? Не просто ухо, а ухо "слышащее"? Потому что можно иметь глаза, но не видеть, и иметь уши, но не слышать. Конечно же не в буквальном, а в духовном смысле.

13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете , и глазами смотреть будете - и не увидите , 15. ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем , и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат … (Св. Евангелие от Матфея 13:13-16)

В каком смысле "ухо слышащее и глаз видящий" создал Господь?

Это означает, что истинную мудрость может дать только Бог. И стали мы верующими и "нашли" его только благодаря его милости, а не по собственному уму.

2. И созвал Моисей всех сынов Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; 3. те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; 4. но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать . (Книга Второзаконие 29:2-4)

9. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 10. А нам Бог открыл это Духом Своим ; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. (Первое послание к Коринфянам 2:9,10)

17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах …(Св. Евангелие от Матфея 16:17)

44. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец , пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. (Св. Евангелие от Иоанна 6:44)

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не

приходило то на сердце человеку, что

приготовил Бог любящим Его

1-е Послание апостола Павла к Коринфянам 2,9

И вознес меня в духе на… высокую гору, и

показал мне великий город, святой

Иерусалим, который нисходил с неба от Бога

Апокалипсис 21,10

Над небом голубым

Есть город золотой

Анри Волохонский

Новый день грянул бравурными аккордами Первого концерта Чайковского. С тех пор, как я обнаружил в нашей стереосистеме функцию будильника, просыпаюсь уже не под звон, режущий нервы и ухо, а под великую музыку. Рука сама нащупала на черном корпусе кнопку сети, указательный палец скользнул по ней – и музыка весеннего пробуждения улетела. Осталась липкая знойная тишина, которая не успокоила и не обрадовала.

О, эта многоликая и таинственная тишина! Когда ты в порядке, она приходит желанной гостьей, окутывает твои плечи невесомым пледом, окружает тебя уютом оазиса в пустыне и разливает в душе сладость нектара. Сегодня ничего подобного не наблюдалось, из чего я сделал вывод, что наступила пора сделать что-нибудь такое, что привнесло бы в моё размеренное существование пульсацию жизни, которая только что звучала из колонок музыкального центра.

В тот утренний час, пока я сидел на краю кровати и разглядывал тапочки, жизнь представилась мне отнюдь не привычным восхождением по ступеням вверх, но застывшей на поверхности лесного болота зеленоватой ряской. Пока я чистил зубы и пил кофе, мои глаза рыскали по дому, мой все еще дремлющий разум вяло искал что-то, о чем и сам не догадывался.

– Если ты сходишь за квасом, – раздался мягкий голос Нюры из-за спины, – я приготовлю окрошку.

Присел я на минутку и решил привести в порядок свой разум, о поверхность которого только что ударился камень внешнего раздражителя, издевательски попрыгал, рассеивая по зеркалу теплой густой воды растекающиеся круги смятения. Наконец, камешек ушел под воду, круги на воде растаяли и установился первозданный покой. А что, может быть, в этом есть какой-то подспудный смысл? Не всегда плохо то, что мы не планируем, если принять чьё-то решение как должное, как шанс. Что ж, пусть будет так.

– Может, на всякий случай, тебе шубу прихватить?

«На дворе тридцать один градус жары, какая там шуба!» – хотелось воскликнуть, лицедейски воздев руки к потолку. Но, взглянув на лицо Нюры, я понял, что это была шутка: если ты будешь так долго собираться и ходить за квасом, может наступить зима, и в таком случае тебе понадобится шуба, чтобы не замерзнуть – вот, что пытались сообщить мне ироничная улыбка, выгнутые дугой густые брови и поза одалиски, прислонившейся к дверному косяку с подергиванием ноги в домашнем шлепанце виде мордочки Микки Мауса.

Чтобы довести шутку до логического конца, мне теперь придется взять с собой шубу. Вообще-то это меховое изделие согласно этикетке называлось «Тулуп овчинный, выделанный», но мы уважительно называли именно так: шуба. Сколько раз гостям преподносилась фраза: «Ах, какая у нас шикарная шуба!», после чего они фантазировали на тему переливчатости меха, густоты подшерстка, ну и конечно – цены с большим количеством нулей. Когда же им приносили старенький тулуп, вздох облегчения прохладным ветерком пролетал по воздуху гостиной, где возвышался стол с гостями и салатами. Давно замечено: людям больше нравится не завидовать чужому богатству, а сочувствовать нищете. Шуба наша тихо и мирно висела круглый год на вешалке у входной двери. Мы её не прятали в шкаф, потому что часто пользовались: то укутывали ею кастрюлю с гречневой кашей, то прохладными ночами я накидывал её на плечи, когда выходил на балкон, то укрывал мерзнущие ноги жены, а то лежал на уютно-мягком и упругом меху и смотрел в потолок, что-нибудь обдумывая.

Я стоял у раскрытого шкафа и, задумчиво покачиваясь корпусом, выбирал одежду, более всего подходящую к условиям предстоящей экспедиции. На самом деле, кто знает, что может случиться, как изменятся погодные условия или в какую переделку могу я попасть. Время на дворе непростое, если судить по телевизионным новостям, которые врываются в дом, приносят страх и желание зарыться поглубже в землю. После долгих примерок я выбрал брезентовый костюм грибника и туристические ботинки на рифленой подошве. В рюкзак засунул туго скрученную шубу, японскую палатку, по карманам рассовал нож, консервы, спички, соль и бородинский хлеб, оставшийся от вчерашнего горохового супа. Потом подумал и на всякий случай прихватил зубную щетку.

Нюра наблюдала за моими действиями с невозмутимостью палача, терпеливо пережидающего последние шаги приговоренного. Я с благодарностью улыбнулся и в который раз отдал ей должное: только эта женщина с поистине ангельским характером могла столько лет терпеть в доме столь непрактичное существо как я. Потом еще подумал и прихватил термос с крепким чаем, рулон туалетной бумаги, дневник, карту, справочник туриста и роман Стругацких «За миллиард лет до конца света» – именно эта книга более всего соответствовала задачам экспедиции: там такой же зной и люди в экстремальных условиях поиска истины.

Итак, свершилось! Седьмого августа в девять часов пятьдесят две минуты с трехлитровой банкой в руках и с рюкзаком за плечами я вышел из дому. О чем не преминул сделать первую запись в дневнике. У нашего подъезда я обнаружил одинокую лавочку. Странно, подумал я, помнится, лавочек было как минимум две – это во-первых. А во-вторых, на них чуть не круглые сутки сидели бабушки, мамаши, а после их ухода – мужчины, употребляющие разного рода напитки. Оглядевшись, я обнаружил новый монолитный дом, который успели не только построить, но и заселить. Эта высотная башня занимала место прежнего зеленого сквера с качелями-каруселями и столом для «дворянского собрания» Раньше именно там засиживались мужчины за игрой в домино. И мамаши с детьми там же играли и гуляли. Здесь у подъезда по большей части сидели бабушки, соблюдая высокие нормы морали и нравственности граждан. Попробуй, пройти сквозь строй бдительных старушек, если ты покачиваешься от алкогольной интоксикации или, скажем, сопровождаешь нелегальную подружку, ввиду отъезда жены в отпуск! Уже через минуту после твоего преступления весь двор, вся общественная и партийная организация ЖЭКа будут мучительно решать, как спасти человека от алкоголизма или семью от развала.

Сидеть на скамейке оказалось весьма удобно: обзор хороший, тень от деревьев, аромат цветов от палисада, опять же доносятся мирные беседы жильцов из открытых окон – всё это располагало к длительной засаде с целью серьезного сбора разведданных. Вот на роликах катаются подростки, которых раньше можно было попросить слетать в булочную за батоном. Вон там, за углом соседнего дома, выглядывает ярко-синим мазком река, а над крышей дома левее возвышается странное циклопическое сооружение. Где же я его видел? А!.. Это же одна из высоток Москва-Сити! Оказывается, это ни сновидение кремлевского мечтателя, ни фотография Нью-Йорка, а самая натуральная реальность. Зато голубятня во дворе соседнего дома еще стоит! И если прищуриться, можно разглядеть белых голубей с роскошными хвостами за сетчатой стенкой второго этажа. А вот еще один штрих из далёкого прошлого: в окне первого этажа виднеется фотоувеличитель для печати фотографий в домашних условиях. Когда-то и у меня был такой, да выпросил один приятель на недельку, и не вернул. Нет, что ни говори, а у меня очень выгодная диспозиция. Да.

– Здорово, сосед! – услышал я чей-то громкий голос, невольно вздрогнул и оглянулся.

. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости.

«И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие» . Апостол словом называет красноречие, а премудростию – искусство в слове и говорит: «Я, пришедши к вам, не воспользовался ни тем, ни другим».

. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

«Не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» . Кстати употребил слово: "не судих" , давая сим знать, что мог предложить им слово и о богословии, однако же преподал одно учение о Домостроительстве, хвалясь Владычним страданием.

. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

«И аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас» . Подвергался поруганиям, истязаниям, заключениям в узы.

. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

«И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы» . Потому что свидетельством проповеди служило чудотворение Духа. Весьма прилично Апостол наряду с немощию страданий поставил и силу Духа.

. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

«Да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет» . Для того именно Владыка не позволил нам пользоваться красноречием, чтобы вера ваша оказалась не подлежащею подозрению, как не силою слова увлеченная, но путеводимая силою Духа.

. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих.

«Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих» . Поелику в сказанном прежде сего проповедь назвал буйством, употребляя название, данное неверными, то по необходимости показывает, что она для приявших истинную и совершенную веру действительно есть и именуется премудростию. "Князьями" же "века" называет софистов, стихотворцев, философов и риторов, как приобретших красноречием знаменитость в настоящей жизни.

. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил прежде веков к славе нашей.

«Но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави прежде век в славу нашу» . Не то говорит Апостол, что "глаголем" в тайне, но что сообщаем людям премудрость, сокровенную в тайне, которую не по какому-либо раскаянию домостроительствовал ныне, но издревле и изначала предуставил, устрояя тем нашу славу, потому что не спасение только, но и славу подает верующим.

. Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

«Юже никтоже от князей века сего разуме: Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» . Князьями века сего назвал Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других начальников иудейских; говорит же, что они не знали Божией тайны и потому распяли Владыку. Посему-то и распинаемый Господь сказал: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (). А если бы знали, что спасительное страдание рассеет их по вселенной, спасение же дарует язычникам, то не отважились бы предать Господа на страдание. Посему и Владыка признал их достойными снисхождения. Но когда, по Воскресении Его из мертвых, по Вознесении на небеса, по Сошествии Всесвятого Духа, после многоразличных чудотворений апостольских, пребывали они в неверии, тогда предал осаде. Господом же славы назвал Распятого не потому, что страдание приписывает Божеству, но потому, что хочет показать чрезмерность беззакония согрешивших.

. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил любящим Его.

«Но якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова любящым Его» (). Поелику Апостол упомянул о неведении иудеев и сказал, что тайна Домостроительства была сокрыта, то по необходимости присовокупил, что о чем никто не слышал, чего никто никогда не видел и не помышлял самый ненасытимый ум, то уготовал всяческих имеющим к Нему горячую любовь. О свидетельстве же не должно сомневаться , ибо достаточно и того, что блаженный язык изрек: «якоже есть писано» . А книга Паралипоменон извещает нас, что написаны были и другие многие пророчества.

. А нам открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

«Нам же открыл есть Духом Своим» . Достаточно и сего в доказательство истины свидетельства, ибо приявший откровение Духа Божия в сем же откровении приял и знание о свидетельстве.

«Дух бо вся испытует, и глубины Божия» . Сказал: "испытует" , подразумевая не неведение, но точное ведение. Ибо вскоре говорит то же и о Боге: «Испытаяй сердца» . Но если во втором месте означается неведение, то и в первом также. А если во втором ведение, то подобно сему и в первом. Как ведение показывает равенство, так неведение – неравенство. Ибо окажется и не ведущим сердец человеческих, и Дух – глубин Божиих. И еще: если испытывать есть знак неведения, а испытывает Он все, то будет значить, что не ведает и всего. Но о сем пространнее говорено нами было в других местах. Посему обратимся к толкованию.

. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

«Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» . Апостол показал, что испытание – признак не неведения, ибо присовокупил, что Он также «весть Божия» , как мы знаем собственные помыслы.

. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.

«Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам» . Апостол показал, что Всесвятой Дух не есть часть твари, но от Бога имеет существование. Ибо сие выражает словами: «Мы же не Духа мира прияхом» , то есть прияли не духа сотворенного и не чрез Ангела сообщено нам откровение тайн, но Сам от Отца исходящий Дух научил нас сокровенным тайнам.

. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

«Яже и глаголем не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго» . Поэтому не имеем нужды в человеческой мудрости; для нас достаточно учения Духа.

«Духовная духовными сразсуждающе» . Ибо имеем свидетельство Ветхого Завета и им подтверждаем Завет Новый, потому что и Ветхий духовен. В намерении указать прообразы наших таин представляем на среду агнца и кровь, которою помазуются Праги, переход чрез море, токи из камня, подаяние манны и тысячи подобных событий, – и сими прообразами доказываем истину.

. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

«Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть: и не может разумети, зане духовне востязуется» . Апостол человеком "душевным" называет того, кто довольствуется одними собственными своими помыслами, не допускает учения Духа и не может познать оного.

. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

«Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» . Ибо кто сподобился благодати Духа, тот сам в состоянии учить других, а в обучении другими не имеет нужды.

. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

«Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и?» «Мы же ум Христов имамы» . Апостол достаточно доказал, что Божественное учение ни в чем не имеет нужды. Ибо если не только всяческих не имеет ни в чем нужды, но и премудрость Его непостижима, а сию премудрость сообщил Он и нам, то и мы не имеем нужды в учении так называемых мудрецов.