Л.с. моисеева фонетика

2. Сказка.

Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.

3. Теория.

А поможет нам в этом учебник. Упр 180 .Схема на доске и в тетради параллельно с чтением теоретического материала в учебнике.

4. Тренировочные упражнения. Упр 183.

Читаем,пробуем выполнить.

Какие парные согл.вы знаете? (б/п, д/т, в/ф, г/к, д/т,з/с)

Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам пришла шифровка, но т.к. это секретное письмо, то понять ничего невозможно. Я прошу вашей помощи.

Шифровка

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Т ом № ж есть пот к орой. Зеленая т верь налево. Д ам будет много к остей. Моя т очка Д ома в в ате. Ш аль, что из-за т ел не могу тебя встретить.

Б ока. С ахар

Итак, на какие же 2 группы делятся согласные?(звонкие/глухие)

Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих?

А ещё на какие 2 группы можно поделить согласные? (мягкие/твёрдые).

5. А что-то мы про гласные забыли совсем.

Давайте вспомним и выполним упр 185 .(На доске и в тетради). Задание упражнения определите, какой звук произносится на месте пропуска. А какую букву нужно писать?[a]рехи- о рехи

Каким правилом пользовались,записывая слова?

6. Димамическая пауза.

А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики.

Д, О,Б,Р,У,А,К,Т,Э,Л,Н,Ы.

7. Характеристика звуков.

Мы с вами знаем, что прямой связи между значением слова и его написанием нет, но иногда поэтам удаётся подбором слов с определёнными звуками добиться «оживления» слов. Давайте послушаем, что мы слышим при звучании следующих слов.

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит,
Шорох по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши –ши.
-Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.

Какой звук преобладает? Охарактеризуйте.

]- согласный,глухой,твёрдый.

Т.е. у каждого звука есть своя характеристика и она нам представляется в каком разборе слова?

СТРАНИЦА- разбор у доски и в тетрадях.

8. Итог урока.

Сколько гласных и согласных а слове СТРАНИЦА?

Согласные преобладают. Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово?

А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о слове.

Отгадайте названия мультфильмов:

Л дн к в й п р д Молодцы!

Фонетика

1. Определите звуковой состав слов.

Гриб, съезд, маяк.

2. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) Лень, степь, ехать, шесть;

2) вперед, поет, мед, желудь;

3) салют, вьюга, жюри, люди;

4) пять, мять, земля, объявит.

3. Определите звуковой состав каждого слова.

Столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог.

4. Письменно покажите, какими звуками различаются данные слова.

Цел - цель, угол - уголь, мал - мял, вел - вол, люк - лук, был - бил.

5. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

6. Напишите слова, которые имеют следующий звуковой состав: [гвос’т’], , [уч’э бн’ик].

7. Найдите «лишние» слова:

1) коробка, дуб, пруд, молотьба;

2) мороз, хоровод, варежка, просьба.

8. Расставьте ударения в словах:

1) кварталы, шофер, принял, щавель, повторит, баловать;

2) алфавит, арбуз, понял, создала, значимый;

3) партер, положил, средства, красивее, документ, километр;

4) кухонный, завидно, торты, принять, краны;

5) начать, звонит, включит, свекла, магазин.

9. Составьте по два словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, реки, доски, волны.

10. Определите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в словах.

Сожа леть, же них, танце вать, ле сок, по лет, ря бина.

11. Верно ли затранскрибированы слова? Если неверно, исправьте.

[П’а]тнадцать, [жа]леть, [ч’и]рта, [то]вар, [ч’а]сы.

12. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сj’эст], [парок]?

13. Какие слова произносятся так: [грус’т’], [л’эс’тт’]?

14. Определите, сколько раз встречается звук [с] в предложении.

Сеня в сени сено нес - щекотало щеки, нос.

15. Определите, сколько раз встречается звук [ш] в предложении.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

16. Определите, сколько раз встречается звук [ж] в предложении.

Тихонько жук жужжит, визжит и дрожит.

17. Прочитайте отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии». Какой художественный прием использовал поэт, чтобы передать стук колес на стыках рельсов?

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.

18. Прочитайте стихотворение И.Л. Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?

Била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бой!

19. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Барто «Играв слова». Какой прием использует поэтесса?

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» -

Тебе послышится: «ку-ку».

А скажешь слово «листопад» -

И листья падают, летят,

И, словно наяву, ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву.

20. Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Дождь». Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, как сочетанием звуков, их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

21. На каких особенностях русского произношения основана рифма В.В. Маяковского?

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится?

22. На утреннике, посвященном русскому языку, надо было прочитать стихи. Ребятам предложили четверостишие Н.А. Асеева:

Умолкнут все звуки былого,

Промчатся все признаки мимо.

Лишь вечно горящее слово

Навеки неиспепелимо!

Игорь прочитал «было[г]о», а Лида - «было[ва]». Кто прав?

23. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?

Лог, гол, люк, лед, пара.

24. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

Из слова лен - цифру;

Из слова лей - название дерева;

Из слова лоб - название настила;

Из слова люк - большой мешок;

Из слова ток - домашнее животное;

Из слова шел - неправду;

Из слова шей - просьбу;

Из слова куб - связку, охапку чего-либо;

Из слова тол - прибор для измерения глубины моря;

Из слова лед - материал для крыши.

25. Слово атлас может быть прочитано как а́тлас и атла́с.

Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. Сколько слов у вас получилось?

26. Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш . Правильно ли выполнено задание?

27. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число?

28. Что надо сделать со звуком в слове кость , чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

29. Какие слова зашифрованы на доске? Права ли Лида? О каком свойстве русских согласных идет речь?

Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг».

Ну и придумала! - сказали ребята. - Это же надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!

Лида ответила:

Во-первых, это не я придумала: вы все знаете эту строчку. А во- вторых, чтобы ее прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики.

30. Какие особенности русских согласных мы используем, изменяя слова: точка в дочка , уточка в удочка, прутик в прудик ?

31. М.В. Ломоносов писал:

Великая Москва в языке столь нежна,

Что «а» произносить за «о» велит она.

Какое языковое явление имел в виду великий ученый? Отмечается ли оно в наше время?

32. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Прислушайтесь: в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких - другие звуки?

Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.

33. Определите, какие слова «лишние»:

1) конечно, нарочно, игрушечный;

2) что, чтобы, нечто;

3) чувство, баловство, да здравствует;

4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

34. Назовите согласные звуки, написание которых в приведенных ниже словах расходится с произношением.

Хвастун, ошибка, вязкий, молотьба, мясной, повстречать, помощник, зверек, дождь.

35. Одинаково ли произносится гласная и в данных словах? Объясните.

Малина и машина, носик и ножик, микадо и цикада.

36. Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег ?

37. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

1) театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук;

2) галерея, фойе, филиал, статуя, фиалка, сауна, лауреат, баюшки-баю.

38. Почему следующие слова читаются справа налево не совсем так, как слева направо?

Летел, довод, комок, потоп, доход.

39. Какие согласные звуки являются общими для слов:

1) городской, вокзал;

2) мягкий, мех;

3) конечно, кошка?

40. Есть ли одинаковые согласные звуки в словах:

1) горячий бульон;

2) вкусные тефтели?

41. В слове всплеск на один гласный приходится шесть согласных. Подберите еще несколько подобных слов с 4-5 согласными на один гласный.

1) завис...л
2) повес...ла
3) постро...ла
4) грез...ли о счастье

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) закашл...ли
2) высме...ли
3) разве...лось
4) замасл...лась

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) зате...ли ссору
2) эконом...ла
3) занавес...ли
4) ненавид...л

4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква А?

1) много знач...ла
2) сосредоточ...лась
3) слыш...ла
4) высуш...ла

5. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) отча...лся
2) сброс...ли сверху
3) обид...лась
4) леле...ли надежду

6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) просроч...ла
2) почу...л
3) мет...л в начальники
4) увид...л

7. В каком глаголе на месте пропуска не пишется буква И?

1) разве...л по полю семена
2) выскоч...л из-за угла
3) ознаком...ли
4) потревож...ли

8. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) увелич...ла
2) прикле...ла
3) выгляд...ла хорошо
4) потрат...ла

9. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) вытерп...ла
2) выкат...л из подвала бочку
3) разруш...ли
4) выкрут...лся

10. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Я?

1) поразмысл...л
2) посе...ли
3) выстрел...ли
4) расчист...лось

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

расст...лать скатерть
разб...ру вещи
проб...рался сквозь заросли
выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
бл...снуть на солнце
зат...реть пятно
зам...рли в ожидании
соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
отп...реть замок
бл...стала красотой
хорошее соч...тание
зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
наб...рать союзников
подж...гать дома
ст...реть линию
сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
ум...рающий лебедь
переб...рёт крупу
оп...реться на друга
забл...стеть на свету
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
раст...рание красок
зап...рать кабинет
зам...реть от страха
изб...рательный бюллетень
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
подб...решь литературу
выж...гание по дереву
разд...рать добычу
нап...рать на мост
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
приж...гать йодом
подт...рать пол
отм...рающие обычаи
прид...рется к неточностям
9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
предпоч...тает знать правду
пробл...ски
предприн...матель
нач...нает ходить
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
поб...рушка
зан...маться
соб...рет сведения
напом...нать о сроках

слова)ТЯнул,гОра,дЕла,жить.ПруД,броВЬ,ноЖ,круГ,мороЗ.СкоБка,завяЗка,лоЖка,проСЬба.
2.Запишите слова,обозначая звуки по образцу на полях.(обрацез:[а] вОда,[с]воЗ.
Заранее спасибо!:-)

1. Укажите вариан в котором на месте пропуска пишется буква О: А) Я не распол...гаю свободным времнем. Б) Надо изл...гать свои мысли кратк

В) Изл...жение было написано хорошо.

Г) На юного музыканта возл...гали большие надежды.

2. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква А:

А) Мы вым...кли под дождем.

Б) Обм...кните перо в чернила.

В) Вым...кшую рожь пересеяли.

Г) Для компресса нельзя пользоваться пром...кающей бумагой.

3. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

А) Бл...стит на солнце паутина.

Б) Пост...ли скатерть на стол.

В) Ослепительно бл...снула молния.

Г) Оратор не бл...стал красноречием.

4. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется удвоенная согласная:

А) криста...льный

Б) пе...симизм
В) пятито..нка
Г) опере...тка

5. Укажите вариант, в котором на месте пропуска ничего не пишется:

А) корыс...ный
Б) невес...ка
В) искус...ный
Г) хлес...нуть

6. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква С:

А) ра...задорить
Б) ра...стегнуть
В) ра...знакомиться
Г) бе...законный

7. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква З:

8. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

А) пр...мьера
Б) пр...легли
В) пр...дел
Г) беспр...станно

9. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

А) пред...сторический
Б) без...сходный
В) по...нтересоваться
Г) под...тожить

10. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Е:

А) в меш...чек
Б) пирож...к
В) пастуш...нок
Г) за пожарищ...м

11. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется две буквы Н:

А) льви...ый
Б) карти...ый
В) кури...ый
Г) голуби...ый

12. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется одна буква Н:

А) оловя...ая
Б) чугу...ая
В) земля...ой
Г) бесчисле...ые

13. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

А) кол...т
Б) завод...т
В) зелене...т
Г) перевяж...т

14. Укажите вариант, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А) Тесно торчали на грядках, перепутанные горохом, бурые листья.
Б) Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

В) За столом рылся в книгах, приехавший недавно, счетовод.
Г) Все вернувшиеся из отпуска хорошо отдохнули.

15. Укажите вариант, в котором представлено раздельное написание:

А) (Не)доумевая, он взглянул на собеседника.
Б) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
В) Детям (не)когда погулять.
Г) Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.

16. Укажите вариант, в котором представлено деепричастие совершенного вида:

А) украшая
Б) зачерпнув
В) спрыгивая
Г) бросая

17. Укажите вариант, в котором представлено деепричастие несовершенного вида:

А) разорвав
Б) сделав
В) разбивая
Г) задумавшись

18. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква А:

А) вых...д
Б) д...лекий
В) футб...лист
Г) б...льница

19. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква О:

А) с...довник
Б) гр...циозный
В) вп...дать
Г) п...ляночка

20. Укажите вариант, в котором дано верное толкование фразеологизма:

КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАВИТЬ

А) разобрать каменную стену
Б) разрушить полностью, до основания что-либо
В) криво сложить камни
Г) неправильно возвести каменную стену

21. Укажите вариант, в котором надо поставить две запятые:

А) Мелькал откос покрытый жёлтыми цветами.
Б) С площадок трапов в подъезды домов вели висячие мостики увитые плющом.
В) Коля прошёл мимо неё к парадной двери забитой фанерой и оглянулся.
Г) Иногда с неба слетали берёзовые листья превращённые в пепел.

22. Укажите вариант, в котором верно указаны цифры, где надо поставить запятые:

В НЕБЕ(1) ЗАТЯНУТОМ ДЫМОМ(2) СОЛНЦЕ ВИСЕЛО(3) КАК БАГРОВЫЙ ПАУК(4) НА ПЛОТНОЙ СЕДОЙ ПАУТИНЕ.

А) 1,3
Б) 1,2,3
В) 3
Г) 1,4

23. Укажите вариант, в котором неверно расставлены знаки препинания:

А) Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
Б) Раздвинув их, следопыт увидел коробку.
В) Ингус, часто останавливался, обнюхивая землю.
Г) По ночам, несмотря на звёздное небо, сырая тьма ложилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы.

24. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Ы:

А) изоляц...я
Б) информац...я
В) ц...ркуль
Г) сестриц...н

25. Укажите вариант, в котором указан глагол, не образующий деепричастия несовершенного вида:
А) читают
Б) ткут
В) кричат
Г) имеют

26. Укажите вариант, в котором представлено раздельное написание:

А) (без)просвета
Б) (в)обхват
В) (в)сласть
Г) (в)охапку

27. Укажите вариант, в котором представлено раздельное написание:

А) (в)попытках
Б) (по)совести
В) (в)разброс
Г) (до)чиста

28. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Ь:

А) тысяч...
Б) муж...
В) сып...ся
Г) врач...

29. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Ь:

А) кровел...щик
Б) цирюл...ник
В) клеил...щик
Г) загон...щик

30. Укажите вариант, в котором допущена орфографическая ошибка:

А) утварь
Б) скочок
В) сочетать
Г) полог

1.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется непроверяемая безударная гласная теория,молчать,фамилия,взрастить 2.укажите вариант

в котором на месте пропуска пишется непроверяемая безударная буква

дробить,оправдать,газета,толстяк

3.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется чередующаяся бузударная гласная

кончается,восток,колосья,касаясь

4.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется буква З

и...черпаемый,ра..твориться,бе...рассудство,бе...шовный

5.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется буква ы

сверх...нициатива,от..грать,пост..мпрессионизм,по..скать

6.укажите вариант в котором допущена орфографическая ошибка

въездная,примечание,фельетон,объятия

7.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется одна буква н

выкраше..ый,небеле..ый,высуше..ый,отутюже...ый

8.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется две н

ржа...ой,взволнова..ый,краше..ый,пчели..ый

9.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется буква е

к молодеж..,о взморь..,о мари..,к акаци..

10.укажите вариант в котром на месте пропуска пишется буква я

они дремл..т,они изменя..т,они похвал.т,они дыш..т

11.укажите вариант в котором представлено слитное написание

(без)удержу,(на)отмашь,9на)выбор,(под)стать

12.укажите вариант в котором представлено раздельное написание

(в)ровень,9по)скольку,(до)отказа,(до)толне

13.укажите вариант в котром на месте пропуска пишется удвоенная согласная

бе..тарифный,бе..овестный,бе..характерный,бе...численный

14.укажите вариант в котором допущена орфографическая ошибка

подынтегральное,межиздательский,предиюльский,взимать

15.укажите вариант в котром представлено дефисное написание

(пол)километра,(пол)огурца,(пол)второго,(пол)год

16.укажите вариант в котором представлено слитное написание

(социал)демократический,(бледно)розовый,(древне)русский,(вагонно)паровозный

17.укажите вариант в котором представлено разносклоняемое имя сущ

поле,темя,дедушка,икона

18.укажите вариант в котром на месте пропуска пишется ь

развед..чик,смен..щик,пил..щик,перепис...чик

19.укажите вариант в котором допущена ошибка при образовании степени сравнения

умнейший,более сильнейший,наилучший,хуже

20.укажите вариант в котором представлено обощенно личное предложение

пауза,любишь кататься люи и саночки возить,ропот и шиканье,скоро пойдешь гулять

Среди других норм русского произношения, которые достаточно часто вызывают затруднения, можно выделить следующие.

1. Произношение местоимения что и производных от него.

Литературной нормой является произношение [ш то]. Произношение [ч о] считается диалектным и просторечным; [ч то] - характерно для речи петербуржцев, но оно также относится к внелитературным. Так же произносится большинство производных от этого местоимения - что-то, что-нибудь, чтобы .

Исключение составляет неопределённое место-имение с приставкой не- , в котором звучит [ч] , - нечто .

2. Произношение сочетания -чн- в середине слова.

Большинство слов с этим словосочетанием звучит так же, как и пишется (с согласным [ч] ): конечный, правомочный .

    Однако в ряде слов произносится [ш] на месте ч . Это так называемое старомосковское произношение. Оно было распространено в XIX и в первой половине XX века. И сейчас в речи коренных москвичей можно заметить достаточно устойчивую традицию к произношению сочетания чн как [шн] (например, часто произносят: съемоч[ш] ная группа ). Но такое произношение не является нормативным, хотя и не является такой грубой ошибкой, как произношение [ч] в местоимении что .

    В настоящее время число слов, в которых сохраняется произношение [ш] в литературном языке, стремительно сокращается. Оно остается обязательным в словах:

    конеч[ш] но, нароч[ш] но, скуч[ш] но, скуч[ш] ный, скуч[ш] новатый, пустяч[ш] ный, прачеч[ш] ная, очеч[ш] ник, очеч[ш] ный, сквореч[ш] ник, сквореч[ш] ница, сквореч[ш] ный, яич[ш] ница, девич[ш] ник.

    В ряде слов произношение [ш] является основным литературным вариантом, а произношение [ч] допустимо:

    булочная, двоечник, троечник.

    Варианты с [ш] и [ч] равноправны в словах:

    копеечный, порядочный.

    У существительного горничная , у прилагательного коричневый основным вариантом произношение является вариант с [ч] , тогда как произношение [ш] допустимо, но расценивается как устаревшее. То же самое можно сказать о словах калачный, калачник . В основном [ш] произносится в поговорке: с суконным рылом в калач[ш] ный ряд .

3. Неоправданный пропуск звуков в отдельных словах. Достаточно частотно в просторечии происходит неоправданный пропуск гласных и согласных звуков, а иногда и целых сочетаний звуков.

Обратите внимание на произношение слов, в которых достаточно регулярно неоправданно утрачивается выделенный гласный: комбине зон, проволо ка, пери петия, наё м, иши ас, фамили я.

    В просторечии достаточно часто встречается произношение существительных бюллете нь, брело к, вале т в косвенных падежах без гласных [о] и [е]. Для многих русских слов характерна беглость гласных в косвенных падежах (день - дня, молоток - молотка ). Но данные существительные иноязычные и этой закономерности не подчиняются. Надо произносить:

    нет бюллете ня, больничные бюллете ни; два брело ка, красивые брело ки, нет вале та, сбросить вале ты.

Обратите внимание также на произношение слов, в которых достаточно часто неоправданно опускаются выделенные гласные, согласные и сочетания звуков: апоп лексический, времяпре провождение, в скипятить, ког да, компост ировать, троллей бус, щиколот ка, штопо р и др.

    Как отмечалось, в разговорной речи (при неполном, не ораторском типе произношения) допускается «проглатывание» отдельных звуков, но в официальной обстановке, в ораторском типе произношения это недопустимо.

4. Неоправданная вставка гласных и согласных звуков в словах.
Не менее часто в просторечии наблюдается неоправданная вставка гласных и согласных звуков.

    Лишний согласный н могут произносить между выделенными буквами в словах:

    беспрецед ентный, инцид ент, желат ин, констат ировать, компромет ировать, пид жак;

    лишний согласный л - между выделенными буквами в слове благослове ние ;

    лишнюю гласную - в словах:

    безудержн ый, будущ ий, всеведущ ий, рубл ь, журавл ь, пригоршн я.

    Достаточно много ошибочных вставок гласных наблюдается в заимствованных, старославянских и книжных словах:

    джентл ьмен (неправильно - дженте льмен ), перс пектива (неправильно - пере спектива ).

    Достаточно часто в речи наблюдается неоправданная вставка согласного т в словах досо чка, ср ам , согласного д в слове нр ав . В просторечии очень распространена неоправданная вставка согласного к в прилагательном осл излый (покрытый слизью).

    Причиной неоправданной вставки гласного, согласного может служить неправильно понятая этимология (происхождение) слова или трудное для произношения сочетание звуков. Например, для русского языка нехарактерно большое стечение согласных - это может приводить к ошибочной вставке гласного звука. С другой стороны, для русского языка нехарактерно так называемое зияние, то есть расположение в ряд нескольких гласных звуков. Поэтому в просторечии в заимствованных словах между двумя гласными может вставляться согласный звук.

    Ср.: радив о вместо литературного - радио .

    Иногда неоправданная вставка звука связана с неправильно понятой словообразовательной структурой слова, с неверным сближением данного слова с другими словами, близкими по значению.

    Например, существительное грейпфрут часто произносят с лишним согласным к в конечном слоге, неправильно сближая его с родовым понятием фрук т . Аналогичными причинами является ошибочная вставка согласного б в глаголы ос меять (неправильно - об смеять ), ос мотреться (неправильно - об смотреться ): в данном случае приставка о- ошибочна подменена близкой по значению приставкой об- . По той же причине в просторечии часто произносится лишний согласный д в глаголе пос кользнуться (неправильно - под скользнуться ). Теми же причинами вызвано ошибочное произношение вместо существительного склянка формы - сте клянка .

    Хотелось бы подчеркнуть, что неправильное произношение основывается на неправильном понимании словообразовательной структуры слова. Не случайно это может получить отражение и на письме. В этих словах достаточно часто делают орфографические ошибки.

5. Неоправданная замена одного звука другим.
Это явление обычно наблюдается в заимствованных, книжных и устаревших словах, этимология которых говорящему неизвестна и ошибочно связывается с каким-то другим словом русского языка. Этим, например, вызвано произношение [ы] вместо [и] в греческом по происхождению слове ви сокосный . Никакого отношения к прилагательному высокий оно не имеет. Разными по значению являются и существительные: бид он для молока и бет он для строительства . Теми же причинами вызвано неправильное произношение таких заимствованных слов, как плек сиглас (в просторечии - плест иглас ), ренегат (неверно мн. ч. - ренегад ы ).

    Иногда замена и перестановка звуков может быть вызвана ассоциациями, которые говорящему кажутся не слишком «приличными».

    Ср.: ошибочное произношение слова дур шлаг как дру шлаг .

    Помимо этого просторечная замена одного звука другим может быть вызвана удобством произношения.

    Например, очень часто в речи необразованных людей допускается замена звука [м] на [н] при особом сочетании звуков: трам вай, ком плимент, ам бар, им бирь, плом бировать, сом бреро, сом нам була . Произношение тран вай или кон плимент не только недопустимо, но и свидетельствует об очень низкой культуре говорящего. Возможна и обратная замена. Так, частотной является ошибочное произношение - ком форка вместо нормативного - кон форка .

    Достаточно часто в речи наблюдается ошибочная замена твёрдого согласного на мягкий (например, произношение клизь ма вместо нормативного - клиз ма ), и наоборот, замена мягкого согласного на твёрдый (например, вместо нормативных - насущ ный, мощ ность, общ ность - произношение - насуш ный, мош ность, обш ность ).

    Так, к разряду просторечных относится произношение вводного слова значить (Значить, так было надо ) вместо нормативного - значит .