Государственно-политическое развитие германии после второй мировой войны. Германская Демократическая Республика (ГДР): история, столица, флаг, герб

Германия в 1945 году

На последнем этапе второй мировой воны территория фашистской Германии освобождалась всеми прогрессивными силами. Особая роль принадлежала Советскому Союзу, США, Великобритании и Франции. После подписания капитуляции в мае 1945 года нацистское правительство было отправлено в отставку. Управление страной передавалось Межсоюзническому контрольному совету.

Для совместного контроля над Германией страны-союзники разделили её территорию на четыре оккупационные зоны для перевода на рельсы мирной жизни. Разделение выглядело следующим образом:

  1. Советская зона включала Тюрингию, Бранденбург и Мекленбург;
  2. Американская зона составляла из Баварии, Бремена, Гессена и Вюртемберга-Гогенцоллерна;
  3. Британская зона охватывала Гамбург, Нижнюю Саксонию, Шлезвиг-Гольштейн и Северную Рейн-Вестфалию;
  4. Французская зона образовывалась из Бадена, Вюртемберга-Бадена и Рейнланд-Пфальца.

Замечание 1

В особую зону выделялась столица Германии город Берлин. Хотя он располагался на землях, отошедших к Советской оккупационной зоне, управление им передавалось Межсоюзнической комендатуре. В нём же расположился главный орган управления страной – Союзнической контрольный совет.

Управление оккупационными зонами проводили зональные военные администрации. Они выполняли властные полномочия до избрания временного правительства и проведения общегерманских парламентских выборов.

Образование ФРГ

В последующие три года происходит сближение западных зон оккупации (американской, британской и французской). Военные администрации проводит постепенное восстановление представительных органов (ландтагов), проводят реформы и восстанавливают историческое территориальное деление германских земель. В декабре 1946 года английская и американская зоны объединяются и образуют Бизонию. Были созданы единые органы управления и объединённый орган верховной власти. Его функции стал выполнять Экономический Совет, избранный ландтагами в мае 1947 года. он был наделён полномочиями принимать общие для всех земель Бизонии финансово-экономические решения.

На территориях, оказавшихся под контролем западных держав, стал осуществляться «план Маршалла».

Определение 1

План Маршалла – программа оказания помощи США европейским странам для послевоенного восстановления экономики. Получил название по имени инициатора – государственного секретаря США Джорджа Маршалла.

Он послужил объединяющим фактором. В Бизонии были созданы новые органы власти: Верховный суд и Совет земель (правительственная палата). Центральная власть была передана Административному Совету, отчитывающемуся о своих действиях Экономическому Совету. В 1948 году французская оккупационная зона присоединилась к Бизонии, образовав Тризонию.

Лондонская встреча шести стран-победительниц (США, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Франция) летом 1948 года завершилась принятием решения о создании отдельного Западногерманского государства. В июне этого же года на территории Тризонии была осуществлена денежная реформа и начала разработка конституции. В мае 1949 года была одобрена западногерманская конституция, закреплявшая федеративное устройство государства. На следующей сессии государств-победителей в июне 1949 года раскол Германии был признан официально. Новое государство получило название Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ФРГ вошли три четверти всех немецких территорий.

Образование ГДР

Параллельно проходило образование государства в Советской оккупационной зоне. Советская военная администрация (СВАГ) объявила о ликвидации Прусского государства и восстановила ландтаги. Постепенно вся полнота власти передавалась Немецкому народному конгрессу. СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) инициировала в мае 1949 года принятие конституции советского типа. Был образован межпартийный Национальный фронт демократической Германии. Это послужило основой провозглашения 7 октября 1949 года восточногерманского государства ГДР (Германской Демократической Республики).

ГДР, государство в Центральной Ев-ро-пе в 1949-1990, на тер-ри-то-рии современных зе-мель Бран-ден-бург, Мек-лен-бург-Пе-ред-няя По-ме-ра-ния, Сак-со-ния, Сак-со-ния-Ан-хальт, Тю-рин-гия Фе-де-ра-тив-ной Рес-пуб-ли-ки Гер-ма-ния.

Сто-ли-ца - Бер-лин (Вос-точ-ный). Нас. ок. 17 млн. чел. (1989).

ГДР воз-ник-ла 7.10.1949 на тер-ри-то-рии Со-вет-ской зо-ны ок-ку-па-ции Гер-ма-нии как вре-мен-ное гос. об-ра-зо-ва-ние в от-вет на уч-ре-ж-де-ние в мае 1949 на ба-зе амер., брит. и франц. зон ок-ку-па-ции (см. Три-зо-ния) се-па-рат-но-го зап.-герм. гос-ва - ФРГ (под-роб-нее см. в стать-ях Гер-ма-ния, Бер-лин-ские кри-зи-сы, Гер-ман-ский во-прос 1945-90). В адм. от-но-ше-нии с 1949 она де-ли-лась на 5 зе-мель, а с 1952 - на 14 ок-ру-гов. Вост. Бер-лин имел ста-тус отд. адм.-терр. еди-ни-цы.

В по-ли-тич. сис-те-ме ГДР ли-ди-рую-щую роль иг-ра-ла Со-циа-ли-сти-че-ская еди-ная пар-тия Гер-ма-нии (СЕПГ), об-ра-зо-вав-шая-ся в 1946 в ре-зуль-та-те слия-ния на тер-ри-то-рии Сов. зо-ны ок-ку-па-ции Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Гер-ма-нии (КПГ) и Со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской пар-тии Гер-ма-нии (СДПГ). В ГДР дей-ст-во-ва-ли так-же тра-ди-ци-он-ные для Гер-ма-нии пар-тии: Хри-сти-ан-ско-де-мо-кра-тич. со-юз Гер-ма-нии, Ли-бе-раль-но-де-мо-кра-тич. пар-тия Гер-ма-нии и вновь соз-дан-ные Нац.-демо-кра-тич. пар-тия Гер-ма-нии и Де-мо-кра-тич. кре-сть-ян-ская пар-тия Гер-ма-нии. Все пар-тии объ-е-ди-ня-лись в Де-мо-кра-тич. блок и за-яв-ля-ли о при-вер-жен-но-сти идеа-лам со-циа-лиз-ма. Пар-тии и мас-со-вые ор-га-низа-ции (Объ-е-ди-не-ние сво-бод-ных нем. проф-сою-зов, Со-юз сво-бод-ной нем. мо-ло-дё-жи и др.) вхо-ди-ли в Нац. фронт ГДР.

Выс-шим за-ко-но-дат. ор-га-ном ГДР бы-ла Нар. па-ла-та (400 деп., 1949-63, 1990; 500 деп., 1964-89), из-би-рав-шая-ся пу-тём все-об-щих пря-мых тай-ных вы-бо-ров. Гла-вой гос-ва в 1949-60 яв-лял-ся пре-зи-дент (эту долж-ность за-ни-мал со-пред-се-да-тель СЕПГ В. Пик). После смер-ти В. Пи-ка пост пре-зи-ден-та был уп-разд-нён, кол-лек-тив-ным гла-вой гос-ва стал из-би-рае-мый Нар. па-ла-той и под-от-чёт-ный ей Гос. со-вет, воз-глав-ляв-ший-ся пред-се-да-те-лем (пред-се-да-те-ли Гос. со-ве-та: В. Ульб-рихт, 1960-73; В. Штоф, 1973-76; Э. Хо-нек-кер, 1976-89; Э. Кренц, 1990). Выс-шим ор-га-ном ис-пол-нит. вла-сти был Со-вет ми-ни-ст-ров, ко-то-рый так-же из-би-рал-ся Нар. па-ла-той и был под-от-чё-тен ей (пред-се-да-те-ли Со-ве-та ми-ни-ст-ров: О. Гро-те-воль, 1949-64; В. Штоф, 1964-73, 1976-89; Х. Зин-дер-ман, 1973-76; Х. Мод-ров, 1989-90). Нар. па-ла-та из-би-ра-ла пред. Нац. со-ве-та обо-ро-ны, пред. и чле-нов Вер-хов-но-го су-да и ге-не-раль-но-го про-ку-ро-ра ГДР.

Нор-маль-ное функ-цио-ни-ро-ва-ние силь-но по-стра-дав-шей от во-ен. дей-ст-вий эко-но-ми-ки Вост. Гер-ма-нии, а за-тем ГДР с са-мо-го на-ча-ла бы-ло ос-лож-не-но вы-пла-той ре-па-ра-ций в поль-зу СССР и Поль-ши. В на-ру-ше-ние ре-ше-ний Бер-лин-ской (Пот-сдам-ской) кон-фе-рен-ции 1945 США, Ве-ли-ко-бри-та-ния и Фран-ция со-рва-ли ре-па-рац. по-став-ки из сво-их зон, в ре-зуль-та-те че-го прак-ти-че-ски вся тя-жесть ре-па-ра-ций лег-ла на ГДР, из-на-чаль-но ус-ту-пав-шую в эко-но-мич. от-но-ше-нии ФРГ. На 31.12.1953 сум-ма ре-па-ра-ций, вы-пла-чен-ных ФРГ, со-став-ля-ла 2,1 млрд. нем. ма-рок, в то вре-мя как ре-па-рац. пла-те-жи ГДР за тот же пе-ри-од со-ста-ви-ли 99,1 млрд. нем. ма-рок. До-ля де-мон-та-жа пром. пред-при-ятий и от-чис-ле-ний из те-ку-щей про-дук-ции ГДР дос-тиг-ла в нач. 1950-х гг. кри-тич. объ-ё-мов. Не-по-мер-ный груз ре-па-ра-ций, на-ря-ду с ошиб-ка-ми ру-ко-во-дства СЕПГ во гла-ве с В. Ульб-рих-том, взяв-шим курс на «ус-ко-рен-ное по-строе-ние со-циа-лиз-ма», при-ве-ли к пе-ре-на-пря-же-нию эко-но-ми-ки рес-пуб-ли-ки и вы-зва-ли от-кры-тое не-до-воль-ст-во на-се-ле-ния, ко-то-рое про-яви-лось в хо-де со-бы-тий 17.6.1953. Вол-не-ния, на-чав-шие-ся как за-бас-тов-ка вос-точ-но-бер-лин-ских стро-ит. ра-бо-чих про-тив уве-ли-че-ния норм вы-ра-бот-ки, ох-ва-ти-ли б. ч. тер-ри-то-рии ГДР и при-об-ре-ли ха-рак-тер ан-ти-пра-ви-тель-ст-вен-ных вы-сту-п-ле-ний. Под-держ-ка СССР по-зво-ли-ла вла-стям ГДР вы-иг-рать вре-мя, пе-ре-стро-ить свою по-ли-ти-ку и за-тем са-мо-стоя-тель-но в ко-рот-кий срок ста-би-ли-зи-ро-вать по-ло-же-ние в рес-пуб-ли-ке. Был про-воз-гла-шён «но-вый курс», од-ной из це-лей ко-то-ро-го яв-ля-лось улуч-ше-ние ус-ло-вий жиз-ни на-се-ле-ния (в 1954 ли-ния на пре-иму-ще-ст-вен-ное раз-ви-тие тя-жё-лой пром-сти бы-ла тем не ме-нее вос-ста-нов-ле-на). Что-бы ук-ре-пить эко-но-ми-ку ГДР, СССР и Поль-ша от-ка-за-лись от взи-ма-ния с неё ос-тав-шей-ся час-ти ре-па-ра-ций на сум-му 2,54 млрд. долл.

Ока-зы-вая под-держ-ку пра-ви-тель-ст-ву ГДР, ру-ко-во-дство СССР, од-на-ко, про-во-ди-ло курс на вос-ста-нов-ле-ние еди-но-го герм. гос-ва. На Бер-лин-ском со-ве-ща-нии ми-ни-ст-ров ино-стран-ных дел че-ты-рёх дер-жав 1954 оно вновь вы-сту-пи-ло с ини-циа-ти-вой обес-пе-че-ния един-ст-ва Гер-ма-нии как ми-ро-лю-би-во-го, де-мо-кра-тич. гос-ва, не уча-ст-вую-ще-го в во-ен. сою-зах и бло-ках, и вне-сло пред-ло-же-ние об-ра-зо-вать врем. об-ще-гер-ман-ское пра-ви-тель-ст-во на ос-но-ве до-го-во-рён-но-сти ме-ж-ду ГДР и ФРГ и воз-ло-жить на не-го про-ве-де-ние сво-бод-ных вы-бо-ров. Соз-дан-ное по ре-зуль-та-там вы-бо-ров об-ще-гер-ман-ское Нац. со-б-ра-ние долж-но бы-ло вы-ра-бо-тать кон-сти-ту-цию объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии и сфор-ми-ро-вать пра-ви-тель-ст-во, пра-во-моч-ное за-клю-чить мир-ный до-го-вор. Од-на-ко пред-ло-же-ние СССР не по-лу-чи-ло под-держ-ки со сто-ро-ны зап. дер-жав, на-стаи-вав-ших на член-ст-ве объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии в НАТО.

По-зи-ция пра-ви-тельств США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции в герм. во-про-се и по-сле-до-вав-шее в мае 1955 всту-п-ле-ние ФРГ в НАТО, прин-ци-пи-аль-но из-ме-нив-шее во-ен.-по-ли-тич. си-туа-цию в Центр. Ев-ро-пе, ста-ли при-чи-ной на-чав-ше-го-ся пе-ре-смот-ра ру-ко-во-дством СССР ли-нии в во-про-се объ-е-ди-не-ния Гер-ма-нии. Су-ще-ст-во-ва-нию ГДР и раз-ме-щён-ной на её тер-ри-то-рии Груп-пы сов. войск в Гер-ма-нии ста-ло при-да-вать-ся зна-че-ние центр. эле-мен-та в сис-те-ме обес-пе-че-ния без-опас-но-сти СССР на ев-роп. на-прав-ле-нии. Со-циа-ли-стич. об-ществ. уст-рой-ст-во ста-ло рас-смат-ри-вать-ся как до-пол-нит. га-ран-тия от по-гло-ще-ния ГДР зап.-герм. гос-вом и раз-ви-тия со-юз-нич. от-но-ше-ний с СССР. В авг. 1954 сов. ок-ку-пац. вла-сти за-вер-ши-ли про-цесс пе-ре-да-чи ГДР гос. су-ве-ре-ни-те-та, в сент. 1955 Сов. Со-юз под-пи-сал с ГДР фун-дам. до-го-вор об ос-но-вах от-но-ше-ний. Па-рал-лель-но про-во-ди-лась все-сто-рон-няя ин-те-гра-ция ГДР в эко-но-мич. и по-ли-тич. струк-ту-ры со-дру-же-ст-ва ев-роп. со-циа-ли-стич. го-су-дарств. В мае 1955 ГДР ста-ла чле-ном Орг-ции Вар-шав-ско-го до-го-во-ра.

Об-ста-нов-ка во-круг ГДР и внутр. си-туа-ция в са-мой рес-пуб-ли-ке во 2-й пол. 1950-х гг. про-дол-жа-ли ос-та-вать-ся на-пря-жён-ны-ми. На За-па-де ак-ти-ви-зи-ро-ва-лись кру-ги, ко-то-рые бы-ли го-то-вы пой-ти на при-ме-не-ние во-ен. си-лы в от-но-ше-нии ГДР с це-лью её при-сое-ди-не-ния к ФРГ. На ме-ж-ду-нар. аре-не пра-ви-тель-ст-во ФРГ с осе-ни 1955 на-стой-чи-во про-во-ди-ло ли-нию на изо-ля-цию ГДР и вы-сту-па-ло с пре-тен-зи-ей на еди-но-лич-ное пред-ста-ви-тель-ст-во нем-цев (см. «Халь-штей-на док-три-на»). Осо-бен-но опас-ная си-туа-ция скла-ды-ва-лась на тер-ри-то-рии Бер-ли-на. Зап. Бер-лин, на-хо-див-ший-ся под управ-ле-ни-ем ок-ку-пац. ад-ми-ни-ст-ра-ций США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции и не от-де-лён-ный от ГДР гос. гра-ни-цей, фак-ти-че-ски пре-вра-тил-ся в центр под-рыв-ной дея-тель-но-сти про-тив неё как эко-но-ми-че-ской, так и по-ли-ти-че-ской. Эко-но-мич. по-те-ри ГДР из-за от-кры-той гра-ни-цы с Зап. Бер-ли-ном в 1949-61 со-ста-ви-ли ок. 120 млрд. ма-рок. Че-рез Зап. Бер-лин за тот же пе-ри-од ГДР не-ле-галь-но по-ки-ну-ло ок. 1,6 млн. чел. Это бы-ли в осн. ква-ли-фи-цирован-ные ра-бо-чие, ин-же-не-ры, вра-чи, обу-чен-ный мед. пер-со-нал, учи-те-ля, про-фес-со-ра и др., уход ко-то-рых серь-ёз-но ос-лож-нял функ-цио-ни-ро-ва-ние все-го го-сударст-вен-но-го ме-ха-низ-ма ГДР.

Стре-мясь ук-ре-пить безо-пас-ность ГДР и раз-ря-дить об-ста-нов-ку в Центр. Ев-ро-пе, СССР в но-яб. 1958 вы-сту-пил с ини-циа-ти-вой пре-дос-та-вить Зап. Бер-ли-ну ста-тус де-ми-ли-та-ри-зов. воль-но-го го-ро-да, т. е. пре-вра-тить его в са-мо-сто-ят. по-ли-тич. еди-ни-цу, имею-щую кон-тро-ли-руе-мую и ох-ра-няе-мую гра-ни-цу. В янв. 1959 Сов. Со-юз пред-ста-вил про-ект мир-но-го до-го-во-ра с Гер-ма-ни-ей, ко-то-рый мог быть под-пи-сан ФРГ и ГДР ли-бо их кон-фе-де-ра-ци-ей. Од-на-ко пред-ло-же-ния СССР вновь не по-лу-чи-ли под-держ-ки со сто-ро-ны США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции. 13.8.1961 по ре-ко-мен-да-ции Со-ве-ща-ния сек-ре-та-рей ком-му-ни-стич. и ра-бо-чих пар-тий стран Вар-шав-ско-го до-го-во-ра (3-5.8.1961) пра-ви-тель-ст-во ГДР в од-но-сто-рон-нем по-ряд-ке вве-ло ре-жим гос. гра-ни-цы в от-но-ше-нии Зап. Бер-ли-на и при-сту-пи-ло к ус-танов-ке по-гра-нич-ных за-гра-ж-де-ний (см. Бер-лин-ская сте-на).

Со-ору-же-ние Бер-лин-ской сте-ны за-ста-ви-ло пра-вя-щие кру-ги ФРГ пе-ре-смот-реть свой курс как в герм. во-про-се, так и в от-но-ше-ни-ях с со-циа-ли-стич. стра-на-ми Ев-ро-пы. По-сле авг. 1961 ГДР по-лу-чи-ла воз-мож-ность от-но-си-тель-но спо-кой-но-го раз-ви-тия и внутр. кон-со-ли-да-ции. Ук-ре-п-ле-нию по-ло-же-ния ГДР спо-соб-ст-во-вал её До-го-вор о друж-бе, взаи-мо-по-мо-щи и со-труд-ни-че-ст-ве с СССР (12.6.1964), в ко-то-ром не-при-кос-но-вен-ность гра-ниц ГДР объ-яв-ля-лась од-ним из осн. фак-то-ров ев-роп. безо-пас-но-сти. К 1970 эко-но-ми-ка ГДР по осн. по-ка-за-те-лям пре-взош-ла уро-вень пром. про-из-ва Гер-ма-нии 1936, хо-тя чис-лен-ность её на-се-ле-ния со-став-ля-ла лишь 1/4 на-се-ле-ния быв. рей-ха. В 1968 бы-ла при-ня-та но-вая Кон-сти-ту-ция, ко-то-рая оп-ре-де-ли-ла ГДР как «со-циа-ли-сти-че-ское го-су-дар-ст-во не-мец-кой на-ции» и за-кре-пи-ла ру-ко-во-дя-щую роль СЕПГ в гос-ве и об-ще-ст-ве. В окт. 1974 в текст Кон-сти-ту-ции бы-ло вне-се-но уточ-не-ние о на-ли-чии в ГДР «со-циа-ли-сти-че-ской не-мец-кой на-ции».

При-ход к вла-сти в ФРГ в 1969 пра-ви-тель-ст-ва В. Бранд-та, встав-ше-го на путь уре-гу-ли-ро-ва-ния от-но-ше-ний с со-циа-ли-стич. стра-на-ми (см. «Но-вая вос-точ-ная по-ли-ти-ка»), сти-му-ли-ро-вал по-те-п-ле-ние со-вет-ско-за-пад-но-гер-ман-ских от-но-ше-ний. В мае 1971 на пост 1-го сек-ре-та-ря ЦК СЕПГ был из-бран Э. Хо-нек-кер, ко-то-рый вы-ска-зы-вал-ся за нор-ма-ли-за-цию от-но-ше-ний ГДР с ФРГ и за про-ве-де-ние эко-но-мич. и со-ци-аль-ных ре-форм в це-лях ук-ре-п-ле-ния со-циа-лиз-ма в ГДР.

С нач. 1970-х гг. пра-ви-тель-ст-во ГДР на-ча-ло раз-ви-вать диа-лог с ру-ко-во-дством ФРГ, что при-ве-ло к под-пи-са-нию в дек. 1972 до-го-во-ра об ос-но-вах от-но-ше-ний ме-ж-ду дву-мя го-су-дар-ст-ва-ми. Вслед за этим ГДР бы-ла при-зна-на зап. дер-жа-ва-ми, а в сент. 1973 при-ня-та в ООН. Зна-чит. ус-пе-хов рес-пуб-ли-ка до-би-лась в эко-но-мич. и со-ци-аль-ной сфе-рах. Сре-ди стран - чле-нов СЭВ её пром-сть и с. х-во дос-тиг-ли наи-выс-ших по-ка-за-те-лей про-дук-тив-но-сти, а так-же са-мой вы-со-кой сте-пе-ни на-уч.-тех-нич. раз-ви-тия в не-во-ен-ном секто- ре; в ГДР был са-мый вы-со-кий сре-ди со-циа-ли-стич. стран уро-вень по-треб-ле-ния на ду-шу на-се-ле-ния. По по-ка-за-те-лям пром. раз-ви-тия в 1970-х гг. ГДР вы-шла на 10-е ме-сто в ми-ре. Од-на-ко, не-смот-ря на зна-чит. про-гресс, по уров-ню жиз-ни к кон. 1980-х гг. ГДР всё же серь-ёз-но от-ста-ва-ла от ФРГ, что не-га-тив-но от-ра-жа-лось на на-строе-ни-ях на-се-ле-ния.

В ус-ло-ви-ях раз-ряд-ки ме-ж-ду-нар. на-пря-жён-но-сти в 1970-80-х гг. пра-вя-щие кру-ги ФРГ проводили в отношении ГДР политику «из-ме-не-ния че-рез сбли-же-ние», делая осн. ак-цент на рас-ши-ре-ние эко-номич., куль-тур-ных и «че-ло-ве-че-ских кон-так-тов» с ГДР без при-зна-ния её пол-но-цен-ным гос-вом. При ус-та-нов-ле-нии ди-пло-ма-тич. от-но-ше-ний ГДР и ФРГ об-ме-ня-лись не по-соль-ст-ва-ми, как это при-ня-то в ми-ро-вой прак-ти-ке, а по-сто-ян-ны-ми пред-ста-ви-тель-ст-ва-ми с ди-пло-ма-тич. ста-ту-сом. Гра-ж-да-не ГДР, по-па-дая на зап.-герм. тер-ри-то-рию, по-преж-не-му без вся-ких ус-ло-вий мог-ли стать гра-ж-да-на-ми ФРГ, ока-зать-ся при-зван-ны-ми на служ-бу в бун-дес-вер и пр. Для гра-ж-дан ГДР, по-се-щав-ших ФРГ, со-хра-ня-лась вы-пла-та «при-вет-ст-вен-ных де-нег», сум-ма ко-то-рых к кон. 1980-х гг. со-став-ля-ла 100 ма-рок ФРГ на ка-ж-до-го чле-на се-мьи, вклю-чая мла-ден-цев. Ак-тив-ную ан-ти-со-циа-ли-стич. про-па-ган-ду и кри-ти-ку по-ли-ти-ки ру-ко-во-дства ГДР ве-ли ра-дио и те-ле-ви-де-ние ФРГ, пе-ре-да-чи ко-то-рых при-ни-ма-лись прак-ти-че-ски на всей тер-ри-то-рии ГДР. По-ли-тич. кру-ги ФРГ под-дер-жи-ва-ли лю-бые про-яв-ле-ния оп-по-зи-ци-он-но-сти у граж-дан ГДР и по-ощ-ря-ли их бег-ст-во из рес-пуб-ли-ки.

В ус-ло-ви-ях ост-ро-го идео-ло-гич. про-тиво-бор-ст-ва, в цен-тре ко-то-ро-го на-хо-ди-лась про-бле-ма ка-че-ст-ва жиз-ни и де-мо-кра-тич. сво-бод, ру-ко-во-дство ГДР пы-талось рег-ла-мен-ти-ро-вать «че-ло-ве-че-ские кон-так-ты» ме-ж-ду дву-мя го-су-дар-ст-ва-ми пу-тём ог-ра-ни-че-ния по-ез-док гра-ж-дан ГДР в ФРГ, осу-ще-ст-в-ля-ло с по-мо-щью ор-га-нов гос. безо-пас-но-сти («шта-зи») уси-лен-ный кон-троль над на-строе-ния-ми на-се-ле-ния, пре-сле-до-ва-ло дея-те-лей оп-по-зи-ции. Всё это лишь уси-ли-ва-ло на-рас-тав-шую с нач. 1980-х гг. внутр. на-пря-жён-ность в рес-пуб-ли-ке.

Пе-ре-строй-ку в СССР боль-шин-ст-во на-се-ле-ния ГДР встре-ти-ло с во-оду-шев-ле-ни-ем, в на-де-ж-де на то, что она бу-дет спо-соб-ст-во-вать рас-ши-ре-нию де-мо-кра-тич. сво-бод в ГДР и сня-тию ог-ра-ни-че-ний на по-езд-ки в ФРГ. Од-на-ко ру-ко-во-дство рес-пуб-ли-ки не-га-тив-но от-не-слось к про-цес-сам, раз-во-ра-чи-вав-шим-ся в Сов. Сою-зе, рас-смат-ри-вая их как опас-ные для де-ла со-циа-лиз-ма, и от-ка-за-лось встать на путь про-ве-де-ния ре-форм. К осе-ни 1989 си-туа-ция в ГДР ста-ла кри-ти-че-ской. На-ча-лось бег-ст-во на-се-ле-ния рес-пуб-ли-ки че-рез от-кры-тую пра-ви-тель-ст-вом Венг-рии гра-ни-цу с Ав-ст-ри-ей и на тер-ри-то-рию по-сольств ФРГ в вост.-ев-роп. стра-нах. В го-ро-дах ГДР про-хо-ди-ли мас-со-вые де-мон-ст-ра-ции про-тес-та. Пы-та-ясь ста-би-ли-зи-ро-вать об-ста-нов-ку, ру-ко-во-дство СЕПГ 18.10.1989 объ-я-ви-ло об ос-во-бо-ж-де-нии Э. Хо-нек-ке-ра от всех за-ни-мае-мых им долж-но-стей. Но и сме-нив-ший Хо-нек-ке-ра Э. Кренц не смог спа-сти по-ло-же-ние. 9.11.1989 в ус-ло-ви-ях адм. не-раз-бе-ри-хи про-изош-ло вос-ста-нов-ле-ние сво-бод-но-го пе-ре-дви-же-ния че-рез гра-ни-цу ГДР с ФРГ и кон-троль-но-про-пу-ск-ные пунк-ты Бер-лин-ской сте-ны. Кри-зис по-ли-тич. сис-те-мы пе-ре-рос в кри-зис гос-ва. 1.12.1989 из Кон-сти-ту-ции ГДР был уда-лён пункт о ру-ко-во-дя-щей ро-ли СЕПГ. 7.12.1989 ре-аль-ная власть в рес-пуб-ли-ке пе-ре-шла к соз-дан-но-му по ини-циа-ти-ве Еван-ге-лич. церк-ви Круг-ло-му сто-лу, в ко-то-ром по-ров-ну бы-ли пред-став-ле-ны ста-рые пар-тии, мас-со-вые ор-га-ни-за-ции ГДР и но-вые не-фор-маль-ные по-ли-тич. ор-га-ни-за-ции. На со-сто-яв-ших-ся 18.3.1990 пар-ла-мент-ских вы-бо-рах СЕПГ, пе-ре-име-но-ван-ная в Пар-тию де-мо-кра-тич. со-циа-лиз-ма, по-тер-пе-ла по-ра-же-ние. Ква-ли-фи-цир. боль-шин-ст-во в Нар. па-ла-те по-лу-чи-ли сто-рон-ни-ки вхо-ж-де-ния ГДР в со-став ФРГ. Ре-ше-ни-ем но-во-го пар-ла-мен-та был уп-разд-нён Гос. со-вет ГДР, а его функ-ции пе-ре-да-ны Пре-зи-диу-му Нар. па-ла-ты. Гла-вой коа-лиц. пра-ви-тель-ст-ва был из-бран ли-дер хри-сти-ан-ских де-мо-кра-тов ГДР Л. де Мезь-ер. Но-вое пра-ви-тель-ст-во ГДР объ-я-ви-ло ут-ра-тив-ши-ми си-лу за-ко-ны, за-кре-п-ляв-шие со-циа-ли-стич. гос. уст-рой-ст-во ГДР, всту-пи-ло в пе-ре-го-во-ры с ру-ко-во-дством ФРГ об ус-ло-ви-ях объ-е-ди-нения двух го-су-дарств и 18.5.1990 под- пи-са-ло с ним гос. до-го-вор о ва-лют-ном, эко-но-мич. и со-ци-аль-ном сою-зе. Па-рал-лель-но ве-лись пе-ре-го-во-ры пра-ви-тельств ФРГ и ГДР с СССР, США, Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей и Фран-ци-ей по про-бле-мам, свя-зан-ным с объ-е-ди-не-ни-ем Гер-ма-нии. Ру-ко-во-дство СССР во гла-ве с М. С. Гор-ба-чё-вым прак-ти-че-ски с са-мо-го на-ча-ла со-гла-си-лось с ли-к-ви-да-ци-ей ГДР и член-ст-вом объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии в НАТО. По собств. ини-циа-ти-ве оно по-ста-ви-ло во-прос о вы-во-де с тер-ри-то-рии ГДР сов. во-ин-ско-го кон-тин-ген-та (с сер. 1989 он име-но-вал-ся Зап. груп-пой войск) и обя-за-лось осу-ще-ст-вить этот вы-вод в сжа-тые сро-ки - в те-че-ние 4 лет.

1.7.1990 всту-пил в дей-ст-вие гос. до-го-вор о сою-зе ГДР с ФРГ. На тер-ри-то-рии ГДР начало дей-ст-во-вать зап.-герм. эко-но-мич. пра-во, а пла-тёж-ным сред-ст-вом ста-ла мар-ка ФРГ. 31.8.1990 пра-ви-тель-ст-ва двух герм. го-су-дарств под-пи-са-ли до-го-вор об объ-е-ди-не-нии. 12.9.1990 в Мо-ск-ве пред-ста-ви-те-ли шес-ти го-су-дарств (ФРГ и ГДР, а так-же СССР, США, Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции) по-ста-ви-ли свои под-пи-си под «До-го-во-ром об окон-ча-тель-ном уре-гу-ли-ро-ва-нии в от-но-ше-нии Гер-ма-нии», в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым дер-жа-вы - по-бе-ди-тель-ни-цы во 2-й ми-ро-вой вой-не зая-ви-ли о пре-кра-ще-нии «сво-их прав и от-вет-ст-вен-но-сти в от-но-ше-нии Бер-ли-на и Гер-ма-нии в це-лом» и пре-дос-та-ви-ли объ-е-ди-нён-ной Гер-ма-нии «пол-ный су-ве-ре-ни-тет над свои-ми внут-рен-ни-ми и внеш-ни-ми де-ла-ми». 3.10.1990 до-го-вор об объ-е-ди-не-нии ГДР и ФРГ всту-пил в си-лу, за-пад-но-бер-лин-ская по-ли-ция взя-ла под ох-ра-ну пра-ви-тельств. уч-ре-ж-де-ния ГДР в Вост. Бер-ли-не. ГДР как гос-во пре-кра-ти-ла своё су-ще-ст-во-ва-ние. Пле-бис-ци-та по это-му во-про-су ни в ГДР, ни в ФРГ не про-во-ди-лось.

Дополнительная литература:

Ис-то-рия Гер-ман-ской Де-мо-кра-ти-че-ской Рес-пуб-ли-ки. 1949-1979. М., 1979;

Geschichte der Deutschen Demokratischen Republik. B., 1984;

Со-циа-лизм на-цио-наль-ных цве-тов ГДР. М., 1989;

Bahrmann H., Links C. Chronik der Wende. B., 1994-1995. Bd 1-2;

Lehmann H. G. Deutschland-Chronik 1945-1995. Bonn, 1996;

Modrow H. Ich wollte ein neues Deutschland. B., 1998.

Иллюстрации:

В Пре-зи-диу-ме Объе-ди-ни-тель-но-го (Уч-ре-ди-тель-но-го) съез-да СЕПГ.Бер-лин. 21. 4.1946. Сле-ва - В. Пик, спра-ва - О. Гро-те-воль. Архив БРЭ;

17 ию-ня 1953 в Вост. Бер-ли-не. Архив БРЭ;

Па-рад бое-вых ра-бо-чих дру-жин в Вост. Бер-ли-не. Ав-густ 1961. Архив БРЭ;

Флаг Германской Демократической Республики. Архив БРЭ;

Берлин. Па-но-ра-ма Алек-сан-дер-плац. Архив БРЭ.

После капитуляции Германии восточные районы страны — Саксония, Тюрингия, Мекленбург и Бранденбург - с территорией 108 тыс. кв. км и населением в 17 млн человек отошли к зоне оккупации СССР. Берлин находился в советской зоне оккупации, но по решению Потсдамской конференции он был разделен на четыре зоны, три из которых были под контролем западных держав.

В конце июня - июле 1945 г. в восточной Германии оформились основные политические партии - коммунистическая (КПГ), социал-демократическая (СДПГ), Христианско-демократический союз (ХДС) и Либерально-демократическая (ДЦПГ). В апреле 1946 г. КПГ и СДПГ объединились в единую партию под названием Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Конечной целью партии являлось строительство социализма в Германии.

Провозглашение ГДР

По приказу СВАГ (Советская военная администрация Германии) было экспроприировано имущество германских монополий, военных преступников, фашистской партии. На этой основе был создан фундамент государственной собственности. Были созданы органы местного самоуправления, где ведущую роль играла СЕПГ. В декабре 1947 г. в Берлине состоялся I Немецкий народный конгресс, который выступил за единство Германии и положил начало движению за ее демократическое переустройство. II Немецкий народный конгресс в 1948г. избрал Немецкий народный совет в качестве исполнительного органа движения. В мае 1949 г. III Немецкий народный конгресс одобрил текст конституции, который должен был стать основой послевоенного государственного устройства Германии. 7 октября 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика. Практически все руководящие посты были заняты представителями СЕПГ. Президентом республики стал Вильгельм Пик - ветеран революционного движения в Германии, премьер-министром - Отто Гротеволь. Немецкий народный совет был преобразован во временную Народную палату (парламент), которая приняла конституцию страны. Конституция утвердила в качестве основы государственной власти диктатуру пролетариата. Кроме СЕПГ, в ГДР были еще три политические партии - ХДС, Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ) и Национал ь- нодемократическая партия (НДПГ). Некоторые из них существовали формально, а другие не имели никакого влияния. Вскоре и с ними было покончено. В ходе политической борьбы ХДС и ЛДПГ прекратили существование. За их ликвидацией последовали выборы в Народную палату ГДР, на которых Демократический блок, где руководящая роль принадлежала представителям СЕПГ, одержал победу.

Строительство социализма

В июле 1950 г. III съезд СЕПГ одобрил пятилетний план экономического развития. За годы пятилетки было восстановлено 79 и построено 100 новых предприятий, среди них верфи в Ростоке, Висмаре, Штральзунде и Варнемюнде, два крупных металлургических комбината. Такое гигантское строительство напоминало СССР конца 20-х - начала 30-х годов. Однако уже вскоре выяснилось, что в ГДР нет средств на продолжение такого строительства. Пришлось сократить ассигнования на социальные цели. В стране продовольствие распределялось по карточкам, зарплата находилась на низком уровне. Начавшееся кооперативное движение в деревне окончательно погубило народное хозяйство страны.

На фоне экономических успехов (Федеративная Республика Германии 1949-1990) положение ГДР (Германская Демократическая Республика 1949-1990) казалось катастрофическим. В республике началось недовольство существующим режимом, которое 16-17 июня 1953 г. переросло в открытое выступление против существующего строя. По всей стране состоялись демонстрации, была прекращена работа. В городах громили и поджигали магазины. Против восставших было применено оружие. Через три дня восстание было подавлено и порядок восстановлен. Эти выступления были оценены как «фашистский путч», организованный «провокаторами» из ФРГ.

Тем не менее руководство ГДР вынуждено было пойти на уступки: увеличилось производство товаров широкого потребления, немного снизились цены, а СССР отказался от дальнейшего взимания репараций. Вместе с тем был взят курс на ускоренное развитие социалистических основ экономики. В течение 50-х годов проводилась «социализация» промышленности, в результате которой она была национализирована, а частный капитал - ликвидирован. Началась сплошная коллективизация деревни. 1960 год был назван «социалистической весной в деревне», когда было ликвидировано свободное фермерство, а на его место пришли сельскохозяйственные производственные кооперативы. 84% всех сельскохозяйственных площадей уже обрабатывались кооперативами.

Развитие экономики страны

В результате принятых мер удалось преодолеть экономический кризис и увеличить количественные показатели. За период с 1960 по 1983 г. валовая продукция промышленности выросла в 3,5 раза. Особенно высокими темпами развивались новые отрасли промышленности, имеющие важное значение для научно-технического прогресса. На их долю приходилось примерно 40% всех производимых товаров. В промышленности развертывалась комплексная автоматизация. Была создана собственная промышленность электронно-вычислительных машин. По объему производства ГДР вошла в первую десятку промышленно развитых стран мира и по этому показателю занимала пятое место в Европе.

Быстрый рост промышленного производства сопровождался столь же быстрым ростом государственного сектора в экономике. Проведенные в 1972 г. структурные преобразования в промышленности привели к тому, что доля государства в валовом промышленном производстве возросла с 83 до 99%. В результате вся промышленность стала работать на вал, т. е. на количественные показатели. Большая часть предприятий была нерентабельна, и убытки покрывались за счет других предприятий. Быстрый рост промышленного производства шел главным образом за счет тяжелой промышленности (здесь за 23 года производство выросло в 4 Раза), а производство предметов потребления возросло всего в 2,5 раза.

В то же время сельское хозяйство развивалось чрезвычайно медленными темпами.

Объединение Германии

В мае 1971 г. первым секретарем СЕПГ был избран Эрих Хонеккер. Ему удалось улучшить экономическое положение страны и повысить жизненный уровень населения. Но это не оказало влияния на дальнейшее развитие страны. Народ требовал Демократизации. Повсюду в стране проходили демонстрации с требованием провести демократические реформы, подлинно свободные всеобщие выборы. Началось массовое бегство населения из страны. За 10 лет- с 1970 по 1980 г. - население ГДР сократилось почти на миллион человек: все они бежали в ФРГ.

Хонеккер Эрих (1912-1995) - председатель Государственного совета ГДР (1976-1989), генеральный секретарь ЦК СЕПГ (1976-1989). В октябре 1989 г. снят со всех постов, в декабре исключен из СЕПГ.

Руководство ГДР установило «драконовский» режим на границе, закрыв страну от внешнего мира колючей проволокой. Был дан приказ стрелять по всем беженцам, независимо от пола и возраста. Были усилены пограничные посты. Но это не помогло предотвратить массовый исход из ГДР.

7 октября 1989 г., когда руководство ГДР собиралось торжественно отметить 40-летие первого в истории Германии социалистического государства, по стране прокатились массовые митинги и демонстрации, требовавшие отставки Э. Хонеккера, объединения Германии и ликвидации власти СЕПГ.

7-9 октября 1989 г. в Берлине, Дрездене, Лейпциге и других городах на улицы вышли десятки тысяч людей, требовавших коренных изменений в стране. В результате разгона демонстрации полицией было арестовано 3 тыс. человек. Однако это не остановило движение против существующего строя. 4 ноября 1989 г. на улицы Берлина вышло более 500 тыс. человек.

Выборы, проведенные на многопартийной основе 18 марта 1990 г., привели к победе партию ХДС. Она получила 41% голосов, социал-демократы - 21%, а СЕПГ - всего 16%. Было создано новое коалиционное правительство, состоявшее из представителей ХДС и социал-демократов. Правительство сразу же выдвинуло вопрос об объединении Германии. Начались переговоры между ФРГ и СССР о решении германской проблемы, и 12 сентября 1990 г. канцлер Г. Коль и президент СССР М. Горбачев подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Одновременно был решен и вопрос о выводе советских войск из Германии до конца 1994 г. 3 октября 1990 г. Германия стала единой.

Последствия объединения страны

Последствия такого стремительного объединения были тяжелыми для обеих частей Германии. На всем пространстве бывшей ГДР произошла деиндустриализация, напоминавшая общий обвал промышленности. Вся система экономики ГДР оказалась убыточной и неконкурентоспособной. Даже после принятых правительством ФРГ мер по поддержке промышленности восточных территорий ее продукция не нашла сбыта на западногерманском рынке, не говоря уж о мировом. В то же время все рынки восточной Германии были поглощены западногерманскими промышленниками, которые таким образом получили новые возможности для своего развития.

Для ФРГ самой серьезной проблемой стало восстановление на твердой рыночной основе восточное германской промышленности. Государство ежегодно вынуждено давать 150 млрд марок субсидий для ее подъема. Другой проблемой явилась безработица, около 13% трудоспособного населения восточной Германии являются безработными, не считая тех, кто работает неполный рабочий день или чье место искусственно дотируется специальными государственными программами.

Резюме

1945 г - Восточный Берлин - в советской зоне оккупации, Западный Берлин - под контролем западных государств
июль 1945 г. - образование партий КПГ, СДПГ, ХДС и ЛДПГ; апрель 1946 г. - КПГ и СДПГ объединяются и образуют СЕПГ
имущество германских монополий национализировано и передано в государственную собственность
7 октября 1949 г. - провозглашение ГДР. Президент - В. Пик
50-е годы - экономические трудности, переход к карточной системе, сокращение ассигнований на социальные нужды
60-е годы - национализация всей промышленности, сплошная коллективизация в деревне. Экономический кризис преодолен
70-е годы - по объему производства ГДР входит в первую десятку промышленно развитых стран и занимает пятое место в Европе
май 1971 г. - во главе страны Эрих Хонеккер. Попытки улучшить экономическое положение. Демонстрации с требованием демократизации
массовое бегство в ФРГ
7 октября 1989 г - массовые митинги: требование объединения Германии и ликвидации власти СЕПГ
18 марта 1990 г. - выборы на многопартийной основе
3 октября 1990 г. - объединение Германии. Решение проблем восстановления промышленности ГДР

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

ГДР в 50-90-х годах. Обновлено: Декабрь 6, 2016 Автором: admin

Лондонское совещание западных держав по Германии в 1948 г. дало толчок ускорению мероприятий по созданию конституции будущего независимого государства Западной Германии. 1 сентября 1948 г., после официального слияния трех западных оккупационных зон в одну, в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет с правами временного законодательного органа западногерманских земель. Его руководителем стал известный политик, юрист по образованию, 73-летний Конрад Аденауэр. Он имел репутацию умеренного франкофила и патриота «Европейской Германии». К. Аденауэр не любил воинственный и реваншистский прусский дух, считая его причиной бед Германии. В 1945 г. после оккупации страны союзными войсками К. Аденауэр возглавил Христианско-демократический союз, ставший наиболее влиятельной политической партией страны.
1 мая 1949 г. Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 г. были проведены выборы в новый западногерманский парламент - Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства - Федеративной Республики Германии. Первым главой ее правительства (канцлером) стал К. Аденауэр. Бундестаг принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 г. Этот шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был негативно воспринят в СССР, который отказался признать западногерманское государство.
После провозглашения ФРГ руки Москвы в германском вопросе были развязаны. Теперь ее было невозможно обвинить в инициации раскола Германии, ответственность за который легла на США. В течение 1945-1949 гг. в восточном секторе шли процессы денацификации и консолидации левых сил вокруг коммунистов. Сама компартия Германии в советской зоне в 1946 г. была объединена с социал-демократической партией в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Деятельность старых антифашистских некоммунистических партий - Христианско-демократического союза, Либерально-демократической партии - не запрещалась. Они сохранились впоследствии и в ГДР в качестве союзных коммунистам партий. Административная структура в восточном секторе Германии была готова к преобразованию в систему государственного управления.
7 октября 1949 г. собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР). Советский Союз признал ГДР и установил с ней дипломатические отношения. Его примеру последовали другие государства народной демократии. Президентом ГДР стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик. В 1950 г. ГДР подписала с Польшей договор о признании существующей между двумя государствами границы, а с Чехословакией - декларацию об отсутствии взаимных территориальных претензий и о признании переселения немецкого населения с территории Чехословакии необратимым.

2. ФРГ и «план Маршалла»

Особое место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия. Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор Мюнхенского университета Л.Эрхард. В трудах по экономическим вопросам ив своей практической деятельности он выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию. Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе. Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу.

План Маршалла построен таким образом, что не только обеспечивает импорт товаров в Германию, но и создает основу для новой капиталовооруженности. Весь субсидируемый импорт после продажи товаров немецким производителям или потребителям образует многомиллиардный фонд в немецкой валюте, который, посколькуречь идет о кредитах, ввиду их долгосрочного характера первое время можно не переводить за границу.

В первый год осуществления плана Маршалла для соблюдения баланса ввоза и вывоза в экспорте будет преобладать вывоз сырья. В экспорте предварительная выдача лицензий должна быть заменена на последующий контроль за сдачей в банк иностранной валюты. В импорте необходимо ввести валютные сертификаты таким образом, чтобы внешнеторговые банки могли открывать аккредитивы.

Необходимость поддерживать в силу внешних причин дуализм централистской экономики и экономики с федеральной структурой означает противоречие хозяйственной политики в самой себе, ибо децентрализованное плановое хозяйство невозможно. Это противоречие снимется передачей органам самоуправления большей экономической самостоятельности, а государство после проведения денежной реформы займется проведением внешнеэкономических, высших целей, определение которых есть дело государственной политики».

Таким образом, история экономического возрождения Германии после второй мировой войны представляет собой один из примеров успешной реализации идей либерализации экономики при сбалансированном участии государства в экономической жизни страны и обеспечении социального характера экономических преобразований. Необходимыми условиями успеха послевоенного восстановления Германии стали внешние (план Маршалла) и внутренние (политическая стабильность политическая поддержка реформ, денежная реформа, либерализация цен и торговли, в том числе внешней, направленное и ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь) факторы.

Послевоенное восстановление Германии заложило фундамент для «экономического чуда» - быстрого роста немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых годах, обеспечило положения ФРГ в Европейской экономике на протяжении всей второй половины ХХ века, и стало экономической основой объединения Германии в конце ХХ века.

3. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны»

Одним из основных событий в распаде мировой системы социализма и пересмотра итогов Второй мировой войны стало «объединение Германии», а если говорить точнее – совершенный ФРГ аншлюс ГДР при подстрекательстве США и попустительстве горбачевского руководства СССР.

После войны Германия и Австрия (в 1938-1945 годах входившая в состав Германии) были поделены на зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией. При этом Австрия после ухода союзных войск осталась единым нейтральным государством, не входящим ни в какие военные блоки. Аналогичным образом планировалось поступить и с Германией. Но западным империалистам была не нужна демократическая нейтральная Германия. В 1949 году американская, английская и французская зоны оккупации Германии были объединены в «тризонию», которая быстро преобразовалось в государство ФРГ и вошло в агрессивный блок НАТО. В качестве ответной меры СССР был вынужден в своей зоне оккупации создать ГДР, вошедшую позже в блок Варшавского договора. При этом руководство СССР вплоть до 1953 года настаивало на плане создания единой демократической Германии, и уже только при Хрущеве признало факт раскола Германии и дало добро на строительство социализма в ГДР.

Таким образом, инициатором раскола Германии в 1940-х годах были именно западные «демократии» - если бы тогда Германия осталась единой, она бы неизбежно оказалась под влиянием СССР. И, напротив, те же самые западные «демократии», которые в 1949 году раскалывали Германию, в 1989 году потребовали ее объединения, когда силы социализма ослабли.

В конце 1989 года, когда во многих странах Восточной Европы социализм уже был свергнут, в ГДР политическая система еще оставалась незыблемой, что не могло не вызывать неудовольствия у антикоммунистических элементов. В сообщении министерства безопасности («штази») говорилось о нарастающем стремлении отдельных лиц дестабилизировать политическую ситуацию в стране и в конечном итоге изменить систему общественных отношений. В записке указывалось и приблизительная цифра представителей оппозиционных групп и движений: около 2500 человек.

Непосредственным поводом для кризиса стало то, что в начале мая Венгрия открыла границу с Австрией. Это не прошло незамеченным, тысячи людей ринулись через Венгрию в Австрией, а затем в ФРГ. В конце июля неофициальная статистика зафиксировала безвизовой выезд 150 граждан ГДР, к середине августа поток увеличился до 1600 человек,а к концу сентября количество уехавших составило 25000. Еще тысячи и тысячи, не желавших возвращаться в ГДР оставались и в Варшаве, они обращались в посольство ФРГ с просьбой предоставить им политическое убежище.

6 октября 1989 года отмечалось 40 лет со дня создания ГДР. В своей речи к этой дате тогдашний руководитель ГДР и правящей в ней Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ) Эрих Хоннекер обрисовал положение в стране как полнейшую идиллию; заголовок же, его торжественой речи звучал так: "То Великое, что было сделано, было сделано народом и для народа". Вместо того чтобы критически взглянуть на сложившуюся в стране ситуацию и, может быть, погасить искры, которые грозят превратиться в бушующие пламя, Эрих Хоннекер, ограничился приевшимися и ничего не отражающими лозунгами типа "Всегда вперед и только вперед". ГДР, говорил он подхолит к порогу 2-го тысячелетия с убеждением, что социализму принадлежит будущее, даже если "влиятельные силы ФРГ" и предчувствуют шанс одним махом результаты второй мировой войны и всего послевоенного развития"

Тем временем в городе проходила многотысячная антиправительственная демонстрация. Полиция пыталась разогнать демонстрантов, однако все было бесполезно: люди прибывали и пребывали. Демонстранты пытались апеллировать к приехавшему тогда с визитом в ГДР М.С.Горбачеву. Hарод скандировал: "Горби, Горби!"

Лишь 11 октября Политбюро ЦК СЕПГ проявило первые признаки озабоченности положением в стране. Оно опубликовало заявление, в котором впервые можно было разглядеть попытку проанализировать действительное положение в стране. 17 октября 1989 года на заседании Политбюро Эрих Хонеккер был смещен со своего поста Генерального секретаря СЕПГ. Hа его место был избран член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон Кренц. Он был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро, однако это касалось исключительно лиц, представленных в нем, но ни в коей мере не изменения общей политической стратегии. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником и преспешником Хонеккера.

Впрочем ряд историков сходится на мнении, что если бы те шаги, которые предпринял Кренц, были бы сделаны несколькими неделями (не говоря уже месяцами) раньше, то они вероятно были бы восприняты как решительные меры и горячо приветствовались бы: буквально на следующий день после своего избрания Кренц встречался с ведущими представителями церкви участвовал в дискуссии с представителями рабочего класса по вопросу сложившейся политической обстановки.

За день до грандиозной демонстрации 4 ноября 1989 года в Берлине, которая послужила сигналом к началу крушения существующей системы Эгон Кренц выступил по телевидению с предложением отдельных уступок. Но это не помогло. Демонстрация, длившаяся несколько дней, закончилась тем, что 9 ноября была снесена Берлинская стена, разделявшая восточные районы Берлина (столицу ГДР) и «Западный Берлин», сформированный из американской, английской и французской зон оккупации Берлина.

Ночью с 7 на 8 декабря 1989 года начал свою работу внеочередной съезд СЕПГ. Партия отмежевалась от т.н. «тоталитарного прошлого», провозгласила себя «цивилизованной социал-демократической партией западного образца» и переименовалась в Партию демократического социализма (ПДС). 9 декабря Эгон Кренц был отправлен в отставку.

Сразу же после крушения социалистической системы в ГДР встал вопрос о ее объединении с ФРГ и договор об установлении единства Германии» был подписан 31 августа 1990 года в Берлине.


Похожая информация.


Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.