Есть ли жизнь в Долине смерти? Хальмер-Ю. Образы ядерной зимы Хальмер-Ю - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты

Хальмер-Ю – это один из городов-призраков на Урале. Здесь, в красивом месте посреди тундры, близ уральских гор стоят навсегда покинутые людьми многоквартирные дома, административные здания и промышленные объекты. Любители урбантрипа здесь почувствуют себя, как в раю.

Координаты для GPS-навигатора

67.94424004834782, 64.73661371923828

Город-призрак Хальмер-Ю на карте

Хальмер-Ю находится в Республике Коми, примерно в 60-70 километрах к северо-востоку от города Воркута. Название бывшего поселка переводится с ненецкого как «река в долине смерти» или «мертвая река». Любопытно, что в прошлом у ненцев это место считалось священным. Сюда везли хоронить умерших.

В 1942 году геологи открыли в этом месте богатые залежи угля. О той первой в этих местах геологической экспедиции можно было бы написать целый роман. Из-за непогоды, работавшие здесь геологи, оказались напрочь отрезанными от Воркуты. Попытки найти и спасти людей одна за другой оканчивались неудачей. Так, предпринималась попытка хотя бы доставить пропитание для геологов на оленях, но из сотни оленей почти все погибли. Из-за вмерзшего в лед ягеля им нечего было есть. Лишь 14 оленей вернулись живыми обратно в Воркуту, так и не добравшись до «долины смерти». Только спустя несколько месяцев, в январе, геологов удалось отыскать и спасти. Все они находились в состоянии крайнего истощения и уже не могли самостоятельно передвигаться.

Однако, в следующем году здесь уже жило две с половиной сотни человек. Проводилась разведка ценного для страны месторождения. Значение залегавшего здесь угля марки К14, необходимого в коксохимическом производстве, в годы войны было огромно. Здесь были пробурены три глубоких шурфа, а также была заложена разведочно-эксплуатационная штольня.

В 1951 году в Хальмер-Ю началось строительство капитальной шахты. В 1957 году шахта была введена в эксплуатацию. Условия работы горняков при этом были не из простых. Большие сложности создавались из-за крутого залегания пластов. В среднем на шахте добывалось 250 тонн угля в сутки, что совсем немного для промышленности.

Численность населения Хальмер-Ю в прошлом составляла от 4 до 7,7 тысяч человек. В поселке была развитая социальная сфера. Здесь были Дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодежи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины. Кроме того, здесь находилась самая северная в Коми метеостанция.

Хальмер-Ю соединялся с Воркутой железной дорогой — узкоколейкой. В прошлом между Хальмер-Ю и Воркутой дважды в день ходил железнодорожный состав. А вот автодороги здесь не было. До наших дней сохранились насыпь железной дороги (она служит дорогой для едущих сюда людей), полуразрушенное здание вокзала, остатки локомотива.

После перехода страны к рыночной экономике для поселка настали сложные времена. В конце 1993 года было решено ликвидировать шахту из-за убыточности и истощения запасов. К 1996 году был ликвидирован и сам поселок. Людей переселили в Воркуту и в другие регионы России. Впрочем, далеко не все хотели покидать родные места. Часть людей выселяли из Хальмер-Ю силой – ОМОН вышибал двери квартир и выводил жителей в наручниках, сопровождая в Воркуту. С тех пор в тундре остались стоять жилые в прошлом дома, административные и производственные здания. С 2000-х годов поселок используют в качестве военного полигона.

Бывшие жители этого населенного пункта до сих пор с ностальгией вспоминают свою родину. Отличное доказательство этому – сразу несколько сайтов в интернете, объединяющих живших здесь людей. Для многих бывших хальмерюсцев это место продолжает оставаться самым красивым и любимым. Некоторые из них время от времени приезжают в поселок, в котором они родились и выросли. Посещают родные места, находят дома и квартиры, в которых когда-то жили…

Сейчас в «долине смерти» остались лишь полуразрушенные коробки домов с сотнями пустых «глазниц», заброшенные детские площадки, кое-где лежат оставленные здесь навсегда детские игрушки и вещи. Сейчас уцелели лишь каменные здания, а все деревянные постройки сожжены мародерами и военными.

Кроме самого города-призрака интерес для туристов представляет окружающая его красивейшая северная природа. Живописная тундра, богатая ягодами, читая река с многочисленной рыбой. От поселка отлично видны возвышающиеся на горизонте заснеженные уральские горы.

В 25 километрах к северу от поселка находится один из самых крупных водопадов в европейской части нашей страны – водопад Хальмер-Ю. Высота падения воды здесь достигает 10 метров. Этот водопад является памятником природы.

Как доехать до Хармель-Ю?

Хальмер-Ю находится в 70 км к северо-востоку от города Воркута в Республике Коми. Дороги как таковой сюда нет. Можно проехать лишь на вездеходах или хороших внедорожниках по насыпи бывшей узкоколейки. Да и та местами сильно размыта. До Воркуты ходят пассажирские поезда. Также в Воркуте есть аэропорт.


Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9
Автор фотографии: gromozeka07b9

Автор фотографии: romavredina
Автор фотографии: romavredina

Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин
Автор фотографии: Алексей Дивин

Хальмер-Ю - мертвый город-призрак, бывший посёлок городского типа в Республике Коми, Россия.

Происхождение названия Хальмер-Ю.

«Хальмер-Ю» в переводе с языка кочевых оленеводов ненцев - «Река в долине смерти». Еще один вариант перевода - «Мёртвая река». Ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Название «Хальмер-Ю» образовано из ненецких слов: «Халь»-Долина, «Мер»-смерть, «Ю»- река.

История возникновения.

Угольные пласты на реке Хальмер-Ю были открыты летом 1942 года, экспедицией геолога Г. А. Иванова. Обнаруженный уголь нового месторождения относился к марке «К», самой ценной для коксохимического производства. На месте будущего посёлка решено было оставить группу рабочих для определения параметров месторождения. Но плохая погода конца осени и начала зимы отрезала геологов от Воркуты. Было предпринято несколько попыток обнаружить группу и спасти людей. Глубокой осенью была сделана попытка доставить продовольствие на оленях. Из ста оленей в Воркуту вернулись только четырнадцать, остальные погибли в пути. Ягель оказался вмёрзшим в лёд, и почти все олени гибли от голода. С самолётов обнаружить две небольшие палатки не получалось. В январе на поиск группы из Воркуты отправили отряд лыжников. Группа рабочих была найдена в состоянии крайнего истощения и была транспортирована в Воркуту.

Разведку нового месторождения решили продолжить. Работы были продолжены весной 1943 года под руководством лауреата Государственной премии СССР Г. Г. Богдановича. За лето удалось создать необходимую материальную базу. Уже к осени в поселке жило около 250 человек. В поселке работали радиостанция, столовая, пекарня, баня, на зиму был заброшен необходимый запас продовольствия. Восемь буровых бригад одновременно проходили три глубоких шурфа. Для обеспечения посёлка топливом на другом берегу реки Хальмер-Ю заложили разведочно-эксплуатационная штольню.

В 1957 году заработала самая северная шахта треста «Воркутауголь», а с ней и городок Хальмер-Ю. В 1957 году в поселок Хальмер-Ю поехали добывать уголь со всех республик СССР - выработка была стабильной и составляла 250 тонн угля за день.

Инфраструктура.

Хальмер-Ю быстро рос и вскоре в нем жили 7 тыс. человек. Местный коксующийся уголь был не только отличного качества и лучшим в мире, но и самым дорогим в СССР: за труд в глубочайших шахтах заполярья шахтеры получали зарплаты с 80%-ной северной надбавкой. Если горняк в Кузбассе получал 900 рублей в месяц, рабочий шахты в Хальмер-Ю - больше 1600.
К середине 1980-х в Хальмер-Ю был образован поселковый совет, работала пекарня, мясо поступало с местных свиноферм, в поселке было 2 детских сада и музыкальная школа. В бураны, когда дома заносило снегом, школьные задания для школьников диктовались по радио. Протяженность улиц городка составляла почти 20 км.

Хальмер-Ю был соединен с внешним миром подъездным железнодорожным путём длиной 60 км, ведущем в город Воркуту.

Закрытие Хальмер-Ю.

С распадом СССР 25 декабря 1993 года правительство РФ (Постановление № 1351 «О ликвидации шахты „Хальмер-Ю" производственного объединения „Воркутауголь" и мерах социальной защиты населения поселка Хальмер-Ю Республики Коми») из-за большой себестоимости добываемого угля признали шахту убыточной и подлежащей ликвидации вместе с поселком, так как угольные шахты были градообразующим предприятием. Согласно постановлению от 25 декабря 1993 года правительства РФ , жителям предоставлялось право на компенсацию для приобретения нового жилья и на бесплатный проезд к новому жилью. Но из-за гиперинфляции деньги быстро обесценивались и проедались - пропивались. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. Зимой 1995 года в поселке отключили и закрыли котельную. Тогда жители стали греться «козлами» и не спешили покидать дома с мебелью и ремонтом - обещанного жилья жители так и не получили.

Окончательное выселение Хальмер-Ю делалось ОМОНом - вышибались двери, людей насиьно сажали в поезд до Воркуты. Не всем переселенцам дали благоустроенное жилье, некоторые получили недостроенные квартиры, другие были переселены в общежития и гостиницы Воркуты. В умершем Хальмер-Ю объявлялись мародеры, которых ловил ОМОН.

Официально поселок был закрыт 1996г.

Последний поезд до райцентра ушел из Хальмер-Ю в октябре 1995 года. Затем рельсы были демонтированы и железнодорожное сообщение прекратилось.

Хальмер-Ю в настоящее время.

В настоящее время на месте мертвый город-поселок Хальмер-Ю превращен в военный полигон «Пембой» (назван по названию одноименной горы).

17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.

В октябре 2012 года во время испытания зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) Панцирь-С1 в реальных условиях Заполярья на полигоне «Пембой» под Воркутой был произведён успешный перехват воздушных целей – крылатых ракет.

В 1959 году рабочие посёлки Хальмер-Ю и Цементнозаводский с прилегающей к ним территорией залегания угольного пласта: Воргашорского, Сырягинского и Хальмер-Юского угольных месторождений были переданы из Ненецкого НО в Коми АССР .

Население

Происхождение названия

СМИ

С 1 января 1958 года по 1 октября 1959 года в Хальмер-Ю издавалась районная газета Большеземельского района Ненецкого национального округа «Угольщик Заполярья» .

Настоящее время

После закрытия посёлка территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160 , на борту которого находился Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин , произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю .

В конце 2013 года около шахты № 2 создан вагон-городок полевого лагеря ПФ «Томскгазгеофизика» ООО «Георесурс» (генподрядчик ООО «Шелл Нефте Газ Девелопмент») с целью проведения разведочного бурения на углеводородное сырьё в течение 2014 года.

Напишите отзыв о статье "Хальмер-Ю"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хальмер-Ю

Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!

2017-07-30 09:10:31

Если однажды в интернете вам встретится человек, утверждающий, что Владимир Путин лично бомбил российский город, не спешите объявлять его сумасбродным политическим провокатором: это отчасти правда. Только не город, а посёлок городского типа. И не населённый людьми, а отселённый за 10 лет до этого. Дело было в августе 2005 года во время учений на военном полигоне, который когда-то был шахтёрским посёлком и назывался Хальмер-Ю. Но обо всём по порядку.

Руины бывшего посёлка городского типа Хальмер-Ю находятся в 60 км к северо-востоку от Воркуты, республика Коми. Название бывшего поселка переводится с ненецкого как «река у кладбища»: ещё до появления посёлка ненцы считали это место священным и хоронили здесь умерших.

2.


Как и все населённые пункты в этой части Коми, Хальмер-Ю своим рождением обязан каменному углю. В 1942 году геологическая партия Г.А. Иванова обнаружила в этом месте богатые залежи угля высокого качества. Эта экспедиция чуть было не закончилась трагично: из-за непогоды геологи оказались отрезанными от Воркуты, а спасатели смогли добраться до них лишь спустя несколько месяцев.

3.


Численность населения Хальмер-Ю составляла от 4 до 7,7 тысяч человек, причём количество жителей начало снижаться не в перестроечные времена, а ещё начиная с 1959 года.

По меркам крайнего Севера в посёлке жилось неплохо: дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодежи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины. Кроме того, здесь находилась самая северная в Коми метеостанция.

4.


Самый северный в республике Коми гастроном в советские годы был популярен не только у жителей шахтёрского посёлка, но и у оленеводов со всех окрестностей: они скупали здесь крупы, консервы и водку на месяцы вперёд.

5.


В конце 1993 года шахту было решено ликвидировать из-за убыточности и истощения запасов. Постановление о ликвидации шахты, подписанное премьер-министром Виктором Черномырдиным, вышло 25 декабря 1993 года. А раз нет шахты, то нет и посёлка! В соответствие с этим документом, жителям посёлка полагалась компенсация на приобретение жилья из расчёта 18 квадратных метров на каждого члена семьи в размере 250 тысяч рублей рублей в ценах II квартала 1993 года с последующей индексацией.

Кроме того, правительство обязалось оплатить стоимость провоза личного имущества в размере не более одного крытого вагона на семью, а выбывающим за пределы региона полагалась единовременная выплата в размере четырёхмесячной заработной платы.

6.


Социолог Владимир Ильин в своей работе «Власть и уголь: Шахтёрское движение Воркуты: 1989-1998 годы» отмечает, что закрытие Хальмер-Ю стало чересчур дорогим мероприятием для российского бюджета. Кроме того, в результате несогласованной работы различных ведомств, ликвидация посёлка опередила подготовку базы для переселения его жителей, поскольку ответственные министерства затянули с выделением средств.

7.


К концу октября 1995 года было полностью прекращено финансирование программы переселения, отключена котельная. Около сотни оставшихся семей отапливали жильё с помощью буржуек и электронагревательных приборов.

8.


Окончательная ликвидация Хальмер-Ю проводилась в 1995 году силами ОМОНа. По воспоминаниям очевидцев, силовики вышибали двери, сгоняли последних жителей в вагоны и вывозили в Воркуту. Как утверждается, переселенцы не торопились покидать Хальмер-Ю, так как новое жилье им ещё на тот момент не предоставили, а некоторые семьи получили недостроенные квартиры. В итоге их временно пришлось разместить в общежитиях и гостиницах Воркуты.

9.


Руины школы.

10.


11.


Руины, которые мы видим сейчас - далеко не весь Хальмер-Ю. Большую часть посёлка составляли деревянные дома. Но при отселении все их сожгли, о них напоминают разве что трубы и остовы печей

12.


13.


Патриотичные жители часто возвращаются в Хальмер-Ю, особенно летом.

14.


Впрочем, даже зимой сюда можно добраться автостопом и это легче, чем можно подумать: прямо мимо посёлка Постоянный (часть Хальмер-Ю) проходит трасса зимника Воркута - Усть-Кара (побережье Карского моря), а водители грузовиков и вездеходов из соображений северной взаимовыручки охотно берут пассажиров на борт

15.


16.


С прошлого десятилетия Хальмер-Ю - часть военного полигона под условным названием «Пембой», где испытывают крылатые ракеты. Территория не огорожена и не охраняется: случайные зеваки в этих далёких краях - большая редкость.

17.


Остатки шахты. Строительство шахты началось в 1951 году, она была введена в эксплуатацию в 1957. Проектная мощность составляла 600 тыс. тонн угля в год, однако, она так и не была достигнута. При проектировке были допущены просчёты, от чего уже в первые годы эксплуатации шахты возникла необходимость в её реконструкции.

Горные работы на шахте прекращены в 1994 году, а к апрелю 1996 года она была ликвидирована. Разборка зданий и сооружений на промплощадке шахты не производилась.

18.


19.


Бывшее здание вокзала. Единственной связью с «большой землёй» была однопутная узкоколейка до Воркуты. Поезд из 2-3 пассажирских и 1-2 почтово-багажных вагонов ходил дважды в день, время в пути 2,5 часа. Последний поезд по этому маршруту прошёл 30 октября 1995 года.

20.


Сейчас железная дорога разобрана, её насыпь - единственный более-менее надёжный способ попасть в посёлок-призрак.

21.


Во время вездеходной экспедиции в Арктику в 2006 году


Фотографии из Хальмер-Ю на конкурсе «Молодые фотографы России-2017».

26.


На фото, кстати, тот самый ДК, по которому, по самой распространённой версии, стрелял президент Путин. Но есть также версии, что стрелял он вообще по другим сооружениям, а не по ДК.

Насчёт надписи тоже не всё ясно: то ли её нанесли как ответ на тот самый выстрел стратегического бомбардировщика Ту-160 с президентом на борту, то ли она была здесь ещё в конце девяностых, когда здание начало разваливаться.

27.


фото 1997 года: дома ещё относительно целые, посёлок напоминает сегодняшнюю Воркуту

28.


29.


30.


31.


32.

P.S. Сюжет о закрытии посёлка на воркутинском ТВ. 1996 год

33.

P.P.S.: мрачноватый трек о посёлке от отечественного дарк-эмбиент-исполнителя Velehentor

Крайний Север постсоветской России невозможно представить без городов-призраков, процветавших при СССР, но не выдержавших столкновения с капитализмом. Следом за работой, будь то выведенный гарнизон, опустевший порт или вставший рудник, разрушалась инфраструктура, лопались котельные, оскудевал завоз, и в конце концов одни посёлки были стихийно покинуты до последнего жителя, а другие "закрыты", то есть упразднены и расселены централизовано: холодный Крайний Север дал тогда не меньший поток беженцев, чем горячие точки Кавказа... Десятки мёртвых селений продолжают стоять в безлюдной и чистой земле, постепенно разрушаясь от ветров и морозов, и пожалуй самый известный из северных городов-призраков - Хальмер-Ю близ Воркуты, самый дальний из её шахтёрских посёлков, не входивший даже в . Впервые о поездке туда я задумывался ещё студентом, лет десять назад, ну а теперь он стал первым пунктом нашего внедорожного полярного путешествия на показанных зверь-машинах.

Для начала можно вспомнить, не зря расположенная ЗА станцией Песец на Печорской магистрали. В 1931 году на Полярном Урале, то есть в глубочайшем тылу СССР, геолог Георгий Чернов нашёл целый бассейн чрезвычайно качественного угля, на котором уже год спустя возник первый в черте Воркуты. Затем был "Воркутлаг" - один из крупнейших и известнейших островов ГУЛага, была Северо-Печорская магистраль, были поставки угля в Москву и Ленинград, позволившие столицам продержаться пока немец оккупировал Донбасс, и было, наконец, послевоенное превращение Воркуты из "столицы зеков" в "столицу мира" с потрясающим сплетением судеб: я помню, как в 2011 году в купе воркутинского поезда со мной ехали белорус, литовец, русская немка и украинец с Луганска... Я прозвал Воркуту тогда Полярной Одессой - несмотря на мрачность своих пейзажей, это город интересных, тёплых и неунывающих людей, где каждый гопник обещал защитить меня от любых других гопников. И хотя со времён распада СССР население Воркуты уменьшилось в полтора раза (со 100 до 60 тысяч в самом городе, со 180 до 110 тысяч во всей агломерации), а из 17 шахт осталось пять, Воркута даёт почти четверть добычи коксующихся углей России, а жизнь в этом идёт своим чередом.
Печорская магистраль ( || || ) для пассажира заканчивается вокзалом на южной окраине Воркуты (где в этот раз я провёл почти сутки в комнатах отдыха, ожидая прибытия экспедиции), но железные дороги вьются и дальше, и по ним снуют локомотивы в раскраске "Северстали" - ныне Воркута является по сути дела колонией Череповца, снабжающей углём его гигантский металлургические комбинат.

Печорская магистраль ныне не обрывается, а закольцовывается, пронизывая посёлки Воркутинского кольца, в 1990-2000-х годах фактически разомкнувшегося - остались Северный на востоке и Воргашор на западе, а между ними теперь лишь призрачные Юршор и Промышленный. Мы выехали на кольцо "по северу", и пейзажи индустриального района в голой, холодной и отравленной промышленными выбросами тундре не спутаешь ни с чем:

Это для нас руины, а для кого-то здесь жил Петрович:

Здесь кто-то впервые услышал, что снег и лёд - это та же вода, и несколько дней не мог в это поверить, забыв про игрушки и ставя стакан со снегом на батарею под строгим взглядом воспитательницы.

Здесь кто-то вышел в магазин да попал в пургу и битых два часа блуждал кругами, пока не упёрся в стену и не дополз по ней до ближайшего подъезда, откуда лишь через пару дней, как ветер стих, сумел вернуться домой:

Здесь кто-то пил с друзьями портвейн и думал о том, что не полезет в шахту, а уедет в Ленинград и вернётся сюда в отпуске покрасоваться:

А оттуда кто-то уезжал 30 октября 1995 года, напоследок от отчаяния спалив свой опустевший дом на переднем плане:

Собственно, пустынный вид Хальмер-Ю пусть не вводит в заблуждение: мотки труб как на кадре выше - это ни что иное как коммуникации разрушенных деревянных домов, составлявших большую часть посёлка.

Частым гостем здесь были и оленеводы, для которых в Хальмер-Ю находился в первую очередь ближайший магазин, откуда они за раз сметали месячные запасы крупы, чая, сахара, хлеба и водки.

Нарты встречались с автобусом:

А на площади у Дворца стоял ледовый городок, к весне черневший от копоти шахт:

К шахтам мы и решили ехать, побродив по посёлку, и я настаивал на более крупной Первой, но штабной вездеход без предупреждения укатил на Вторую, и так как водители всех трёх машин собирались там же пообедать - нам осталось лишь следовать за ним мимо рухнувшего моста Кладбищенской реки:

Руины Аварийного с хорошо заметным зданием шахтной конторы. В основном воркутинские шахты ликвидировались почти бесследно - террикон сбрасывался обратно в стволы, конструкции разбирались. А здесь вот хотя бы постройки обеих шахт так и стоят:

Рядом ещё террикон и заснеженные вездеходы:

Да балки геологов, вероятно не пустующие летом:

Вокруг и внутри конторы всё в следах, и мы поняли, что просто сюда приходил песец:

Я думал залезть на верхний этаж и поснимать оттуда, но накренившаяся лестница к этому не располагала:

Вид из окна на двор шахты:

Снег, руины, яркое солнце... Такой мне всегда представлялась ядерная зима:

А наши вездеходы, ждавшие снаружи, своим видом в стиле "Безумного Макса" вполне довершают постапокалиптическую атмосферу... Обратите внимание на следы - от дороги до дверей конторы не было наста, и преодолевали эти полсотни метров мы минут 15.

Вид Постоянного со второй шахты. Небо на фотографии, кстати, не фотошопное - тут действительно такой не вполне земной свет:

Что-то едет по зимнику:

С закатом поднялся ветер и резко похолодало - от -30 с ветром не очень-то помогало даже всё то, что мы накупили перед дорогой, а коллеги по экспедиции вспоминали, как в прошлом году попали на ветреные -50: "Такого, я тебе скажу, никому не пожелаю!". Вездеходы собрались у края посёлка и готовились ехать дальше, а мы с Ольгой пошли посмотреть на вокзал - до него от посёлка ещё пара километров, и если издалека казалось, что он рядышком с военным городком, вблизи мы обнаружили, что военный городок от него ещё дальше посёлка. Сам вокзал - скромная сталинка, но именно здесь, а не в Воркуте, настоящий конец Печорской магистрали:

На холодном ветру у фотоаппарата замёрзли акумуляторы и смазка объектива, и я с немалым трудом, обмараживая руки без перпечаток, сумел сделать лишь пару кадров. В зал ожидания без крыши, но с защищавшими от ветра стенами я заскочил погреться:

Вид вокзала со стороны "площади":

Какое-то ещё пристанционное здание напротив.

Поезд из 2-3 пассажирских и 1-2 почтово-багажных вагонов ходил в Воркуту дважды в день утром и вечером, шёл 2,5 часа, и был единственным путём во внешний мир - аэродром в Хальмер-Ю вроде бы когда-то и был, но нынешнее поколение хальмерюнцев его не помнит. В поезде был даже видеосалон, где пассажиры могли скоротать время в пути, а расположение вокзала так далеко от жилых кварталов пусть не удивляет - поезд шёл как маршрутка и останавливался там, где его ждали.

А иногда пурга перерубала на несколько дней и эту тонкую нить. Снега под Воркутой немногим меньше, чем на Камчатке, и даже интересно, в чём связь между количеством снега и прочностью уз уехавших на материк.

У вокзала нас подхватили тронувшиеся с посёлка вездеходы и мы поехали к Карскому морю.

В следующей части - полярное село Усть-Кара и нелёгкий путь до неё.