Библейские вопросы для детей: обзор всей Библии. Копилочка - библейские вопросы Православная викторина для детей подростков воскресной

Любовь Ткачева

Викторина была проведена в воскресной школе , по прошедшему курсу "Ветхий завет "

Приняли участие дети в возрасте от 7 до 12 лет.

Цель викторины : повторение, закрепление пройденного материала.

Ход викторины : Делим ребят на две команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, если задается вопрос 1 команде и она отвечает правильно, команда получает 2 балла, если 1 команда не отвечает, то у 2 команды есть возможность ответить и заработать 1 балл.

1 тур. Ответьте на вопросы.

1. Как по другому называется библия? (Священное писание)

2. Как с греческого языка переводится слово "вестник", "посланец"? (Ангел)

3. Какой по счету день Бог назвал днем покоя и заповедал посвящать этот день на служение Богу и ближним? (7 день)

4. В переводе на русский язык, имя Адам? (Первый человек)

5. В переводе на русский язык имя, Ева? (Жизнь)

6. Кого Бог обещал прислать на землю для спасения людей? (Спасителя)

2 тур. Узнай картинку.

1. Кто изображены на картинке? (Каин и брат его Авель)

2. Кто и что изображены на картинке? (Ной и его ковчег)

3. Значение этой картинки? (Радуга в небе, это значит что больше не будет всемирного потопа)

4. Что это? (Вавилонская башня)

5. Кто изображен на картинке? (Дочь фараона нашедшая младенца Моисея)

6. Кто и что за чудо изображены? (Чудо Моисея и спасение евреев из Египта)

7. Что за надписи изображены? (10 заповедей)

8. Какой день сотворения господня изображен на картинке(7 день созданный богом)

9. Кто это, ответь те пожалуйста? (Введение Марии во храм или 3 летняя Мария)

При ответе команды давали пояснение к каждой картинке.

3 тур. Иконы.

1. Как называется эта икона? (Ангел хранитель)

2. Название иконы? (Сергий Радонежский)

3. Назовите икону? (Покров Пресвятой Богородицы)

4. Какая икона изображена? (Введение Богородицы во храм)

5. Назовите эту икону? (Неополимая купина)

6. Назовите эту икону? (Вера, Надежда, Любовь и мать их София)

После названия икон ребята рассказывали о святых изображенных на иконе и их истории, тем самым закрепляя свои знания.

Викторина на этом закончена , подвели итоги наградили победителей сладкими призами.

Публикации по теме:

«Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина» Подготовительная к школе группа «Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина» Участниками викторины стали воспитанники подготовительной к школе группы, в количестве 16.

«Угадай-ка!» Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы Задачи: 1. Закреплять счётные умения. 2. Закреплять знание числового ряда, чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20. 3. Закреплять.

Стало уже доброй традицией и духовной потребностью отмечать православные праздники, в том числе всеми любимый праздник Рождество Иисуса.

Интеллектуальная викторина «К школе готов» Интеллектуальная викторина «К школе готов». Цель: Активизация знаний детей, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие всех познавательных.

Наступил Светлый праздник «Рождество Христово». Во всех православных храмах прошли праздничные богослужения. С сегодняшнего дня начинаются.

Викторина о животных для детей (6–7 лет) в подготовительной к школе группе Цели: Привитие интереса к природе и животному миру, развитие любознательности. Предварительная работа: Смотрели фотографии животных, были.

Викторина «Сказочный мир» для подготовительной к школе группы Викторина «СКАЗОЧНЫЙ мир" Викторина проводится как соревнование между командами. На обсуждение каждого вопроса отводится 15 секунд, За каждый.

Сценарий мероприятия в воскресной школе «Знатоки Православной культуры» Каждая команда имеет колокольчик для того, чтобы позвенеть, когда ответ готов; фломастер для написания ответов. Ход проведения мероприятия Наша викторина посвящена Ветхому и Новому...

Сценарий мероприятия в воскресной школе «Знатоки Православной культуры» Каждая команда имеет колокольчик для того, чтобы позвенеть, когда ответ готов; фломастер для написания ответов. Ход проведения мероприятия Наша викторина посвящена Ветхому и Новому Заветам, православным народным праздникам, храмам г. Сызрани 1. Задание «Отгадай-ка» Взрослым и детям – Всем людям на планете Нравится загадки Отгадывать, поверьте! Ребята, сейчас вы услышите очень интересные загадки на Библейские темы. Отвечать команды будут по очереди. Если вы не знаете отгадку, ответить может другая команда за дополнительный балл. Главное условие – не подсказывать! Приготовились? Внимание… 1. Бог сказал: «Мы сотворим Человека словом сим Из обычной красной глины И дадим мужское имя». И Господь по слову дал Имя первенцу________ 2. Змей успел шепнуть жене, Что познать они с Адамом Могут и добро, и зло. Вот уж вправду «повезло», Что растет в Эдеме древо! Плод с него и съела________ 3. Каин, Авель были братья, Н

Сценарий мероприятия в воскресной школе «Знатоки Православной культуры» Каждая команда имеет колокольчик для того, чтобы позвенеть, когда ответ готов; фломастер для написания ответов. Ход проведения мероприятия Наша викторина посвящена Ветхому и Новому Заветам, православным народным праздникам, храмам г. Сызрани 1. Задание «Отгадай-ка» Взрослым и детям – Всем людям на планете Нравится загадки Отгадывать, поверьте! Ребята, сейчас вы услышите очень интересные загадки на Библейские темы. Отвечать команды будут по очереди. Если вы не знаете отгадку, ответить может другая команда за дополнительный балл. Главное условие – не подсказывать! Приготовились? Внимание… 1. Бог сказал: «Мы сотворим Человека словом сим Из обычной красной глины И дадим мужское имя». И Господь по слову дал Имя первенцу________ 2. Змей успел шепнуть жене, Что познать они с Адамом Могут и добро, и зло. Вот уж вправду «повезло», Что растет в Эдеме древо! Плод с него и съела________ 3. Каин, Авель были братья, Но любви, могу сказать я, Между ними было мало. И тогда-то, вот что стало: Зло в душе набрало сил – Каин Авеля ____________ 4. Сей корабль огромный, славный, Спас в беде народ избранный,

Сквозь потоп направил бег, Ну а звался он____________ 5. По морю плывет ковчег, Но заветный виден брег. Ной с семьею очень рад, Видит гору ___________ 6. Семицветная дуга Нам видна издалека. Каждый скажет, все века Радугой звалась дуга. О Завете говорит Той дуги веселый вид. С Богом заключен завет, Что вперед на сотни лет Никогда уж больше Бог Не пошлет земле _________ 7. Бог смешал людей языки, Потому что Он великий. Люди думали, что им Можно многое самим. Например, построить град С башней до небесных врат, Град разрушился потом Имя вспомним со стыдом, Ведь за гордость назван он Был когда-то __________ 8. Чтоб не плавать без ветрил, Чтоб маяк пред вами был, Исполнялась жизни мера, Нам нужна лишь наша _____ 9. Вот мученье так мученье! Не дается мне ученье! Я не плачу, я креплюсь. Часто Господу молюсь. Пусть пока что я невежда, Но во мне живет __________ 10. Рос я крепеньким, довольным, Зубки резались не больно, Потому что был храним

Добрым __________ моим! 11. Светится она, теплится, А вокруг стоят сестрицы, Огонечками горят, Золотятся и парят, И я тоже так хочу, Поскорей зажечь _________ 12. Как-то вечером на святки Славить к нам пришли ребятки. У волхва-то борода, А в руке его - _________ 13. Что за праздник настает? К нам березка в храм идет! Пол цветами и травой, Словно луг покроется, И наступит _______ 14. Я теперь от колбасы Прячусь словно от осы. Горы плюшек и пирожных Обхожу я осторожно. Запеканка и гуляш, Я до четверга не ваш! И совсем я не болею – Просто я сейчас__________ 15. Что за весть была такая: Не простая, а благая, То от Бога, неспроста, Деве, что родит_________ 2 задание «Словарная работа» А для этого заданья Пригодится вам вниманье. Прочитайте значение слова. Выберите правильный ответ.

Обведите его кружочком. Если вы будете готовы ответить, звените в колокольчик, который лежит у вас на столах. 1. Как в Ветхом Завете называется райский сад, где жили Адам и Ева? – Едем – Эдем – Адам 2. Кто такие «мытари», упоминаемые в Евангелиях наряду с грешниками? – палачи – судьи – сборщики налогов 3. Какая античная мера веса благодаря Евангельской притче стала означать выдающиеся способности, дарования? – сикль – талант – ассарий 4. Как называлась пещера, в которой появился на свет Иисус Христос? – вертеп – шалаш – пещера 5. Как называется верующий человек, путешествующий по святым местам? – странник – паломник – путник 6. Как называется христианское церковное богослужение в православном храме? – месса – проповедь – литургия 7. Как называется канун христианского праздника Рождества или Крещения? – сочельник – предпраздничный день – суббота

3. Задание «Музыкальная шкатулка» Внимание! Сейчас прозвучат отрывки из 4 музыкальных произведений, Определите порядок их звучания и поставьте в квадратик нужную цифру. Рождественская колядка Молитва «Отче наш» Тропарь Молитва «Царю небесный» 4. Задание «Храмы города Сызрани». Дорогие ребята, вы, конечно же, знаете, что в наши дни идет большое строительство православных храмов. Почти в каждом районе города Сызрани есть такой храм. Все они имеют свое имя. Имя храму даётся в честь какого-нибудь праздника, или в честь святого, или в честь иконы Божией Матери. Знаете ли вы, какие храмы действуют в Сызрани и в честь кого они освящены? Это мы узнаем, когда вы выполните следующее задание. Каждая команда получает одинаковые листы с заданием. Около названий храмов поставьте цифру, указывающую, в каком порядке расставлены их фотографии. Внимание на экран. Время ограничено. У вас есть 1 минута. Длинный сигнал означает: время вышло. Готовы? Названия храмов Казанский кафедральный собор Вознесенский храм Успенский храм Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» Троицкая церковь Работы сданы. Хочется узнать правильный ответ? Внимание на экран

(на экране правильные ответы: изображения храмов Сызрани и их название) 5. Домашнее задание «Православные народные традиции»» Традиции православной церкви формировались целыми столетиями, даже тысячелетиями, поэтому те праздники, которые мы с вами сейчас отмечаем, являются отголосками тех времён и всей истории православных христиан. Каждый праздник имеет свою историю, свой неповторимый образ. Задание 6 « По страницам Ветхого и Нового Завета » Ребята, вы получили 2 конверта с названиями: «Ветхий Завет» и «Новый завет». В пакетике – карточки с именами и названиями событиий Ветхого и Нового Заветов. Распределите карточки по двум конвертам. Имена и названия должны соответствовать событиям Ветхого и Нового Завета. Успехов вам! После выполнения задания проверим, что у вас получилось. Внимание на экран! Ветхий Завет Новый Завет АДАМ И ЕВА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО НОЕВ КОВЧЕГ ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ ИУДА МАННА НЕБЕСНАЯ 12 АПОСТОЛОВ МОИСЕЙ ПРИТЧА ЦАРЬ СОЛОМОН НАЗАРЕТ ЦАРЬ ДАВИД ГОЛГОФА 7. Задание Установите соответствие между понятием и его определением. Фломастером начертите стрелочку от понятия к определению. 1. Устройство храма Канун Круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли Кадило Панихидный столик с изображением распятия, где зажигают свечи, чтобы помолиться об умерших

Иконостас Двери, через которые во время службы выносят Евангелие (благую весть о царе-Христе) Алтарь Стена из икон, за которой расположен алтарь Царские врата Место, где молится священник, туда никто не может входить без его разрешения 2. Словарь христианина Обитель Неделя Паломник Военачальник Седмица Монастырь Архистратиг Путешествующий по святым местам 8. Знание изображения икон и картин. Ребята, ответьте, пожалуйста, на один вопрос: чем иконы отличаются от картин? Предлагаем вам внимательно рассмотреть раздаточный материал к этому конкурсу. На листах вы видите портреты, изображения людей, лики святых. Напишите фломастером правильный ответ «картина» или «икона». 1 команда: 1. Картина Васнецова В. М. «Крещение князя Владимира» 2. Икона «Покров» 3. Икона «Сергий Радонежский» 4. Картина Корина П. Д. «Александр Невский» 5. Картина Поленова В. Д. «Воскрешение дочери Иаира» 6. Икона «Троица» 2 команда: 1. Картина Васнецова В. М. «Крещение князя Владимира» 2. Икона «Александр Невский» 3. Икона «Покров» 4. Картина Нестерова М. В. «Видение отроку Варфоломею» 5. Картина Поленова В. Д. «Пошла в нагорную страну» 6. Икона «Троица»

9. Задание «Копилка народной мудрости» Ребята! Сейчас вы послушаете маленькие рассказы из школьной жизни. В конце каждого рассказа должна прозвучать соответствующая пословица. Вы нам её и назовёте. 1 команда. На уроке дети читали стихи о природе. Никита запнулся, растерялся и замолчал. На перемене ребята успокоили: «Всё бывает». И только Петя, не подумав, крикнул: «Что, язык проглотил? Читать не умеешь? Первобытный»! Никита не ожидал от друга таких грубых слов. Он заплакал. Петя и не рад, что так необдуманно выкрикнул. Просто Петя забыл народную мудрость: … («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь») 2 команда. Иван не выучил урок по математике, не решил задачу. Весь день он катался на санках с горы. Вечером он успокоил себя: перемена большая, можно списать у Антона. На другой день Антон по уважительной причине в школу не пришёл. А Никита так надеялся. В таких случаях говорят: … (На Бога надейся, а сам не плошай») 1 команда. Учительница попросила ребят нарисовать большую праздничную открытку на Новогоднюю тему. Лена заявила, что она рисует лучше всех и выполнит поручение к сроку. Девочки стали предлагать свою помощь: Ира и Света могли бы раскрасить рисунок, Надя - обвести контур яркими красками. Но Лена наотрез отказалась. Она хотела всё сделать сама, одна. Время пролетело быстро, и Лена нарисовать открытку не успела. Есть хорошая русская пословица: … («Один в поле не воин») 2 команда. Юра не понимал, для чего нужно учить некоторые предметы. Например, петь он не умеет. В жизни уроки музыки вряд ли пригодятся. Однажды вместе с ребятами Юра ходил в театр на Новогоднюю сказку. Домой вернулся с хорошим настроением. Юра ходил по комнате и напевал разученные на уроке весёлые песенки. Сестрёнка тоже стала подпевать, а потом присоединилась и мама. Папа только улыбался, глядя на всех. Вечер удался. Когда Юра ложился спать, он вспомнил пословицу: … (Учиться всегда пригодится) 10. Задание «Православные, народные, государственные праздники» Ребята, предлагаем вам список праздников, которые нужно распределить в 3 колонки: православные, народные, государственные. Троица, Международный женский день 8 Марта, Старый Новый год, Масленица, День защитников Отечества, Ильин день, Вербное воскресение, праздник Ивана Купала, день Конституции.

Православные Народные Государственные Православные: Троица, Вербное воскресение, Ильин день. Народные: Масленица, Старый Новый год, праздник Ивана Купала. Государственные: Международный женский день 8 Марта, День защитников Отечества, день Конституции.

План
I) Функции методов контроля.
II) Духовное образование в дореволюционной России.
III) Методы контроля и принцип в преподавании вероучительных дисциплин.
IV) Проблемы планирования опроса.
V) Варианты заданий:
a) "Соединение друг с другом рисунков и их названий".
b) Загадки.
c) Кроссворды.
d) Графические задания по церковнославянскому языку.
VI) Формы проведения:
a) Викторина.
b) "Что? Где? Когда?".
c) Игры-путешествия.
d) Викторины с вопросами на карточках.
VII) Заключение.
Проверка усвоения учащимися учебного материала является необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль за результатами обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса.
В традиционной педагогике методы контроля выполняют несколько функций:
II) Контролирующая:
a) выявление состояния знаний учащихся для определения возможности
дальнейшего продвижения в изучении материала;
b) средство контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых учителем;
c) функция связана с определением более рационального пути продвижения вперед.
III) Обучающая:
a) самоконтроль (учащиеся слушают хороший ответ);
b) активное участие учащихся в опросе;
c) дополнительное объяснение учителем по неосвоенным темам;
d) отвечающий ученик еще раз закрепляет знания.
IV) Воспитывающая:
а) приучение к систематической работе (волевые усилия).
V) Развивающая:
a) помогает разобраться в собственных знаниях и способностях, осознание трудностей;
b) формирование адекватной самооценки.
c)
В дореволюционной православной России было два типа образования: светское и духовное. Духовное образование находилось в ведомстве Синода и, начиная с духовного училища, носило характер узкой профессиональной специализации, то есть все программы состояли из вероучительных дисциплин и были ориентированы на подготовку клириков. Светское образование также было православно ориентированию: как обязательный предмет изучался Закон Божий, основы православной веры, - это составляло фундамент духовно-нравственного воспитания в школе.
Внешне картина почти благополучная, но присмотримся, какой дух царил в светской и духовной школе, какая атмосфера создавалась вокруг?
И здесь нельзя не прибегнуть к многочисленным свидетельствам литературы. Каков в них образ учителя? Законоучителя? Каковы сами уроки вероучительных дисциплин?
И тут мы должны с прискорбием признать, что отрицательных впечатлений от преподавания Закона Божьего литература сохранила намного больше, чем положительных. На фоне других дисциплин этот предмет выделяется часто как самый сухой, зубрильный, безрадостный. Как редки исключения! И как отличаются эти горькие впечатления от радужных детских впечатлений, связанных с церковными праздниками!
В современной православной школе преподается целый ряд предметов: Священная история, история церкви, катехизис, церковнославянский язык, литургика, церковное пение.
Но при этом одна из основных задач церковного образования состоит в том, чтобы подарить детям радость церковного общения, сделать занятия светлыми и радостными. Ведь дети отдают этим занятиям свой единственный день. Не секрет, что в Воскресную школу зачастую приходят дети не только из воцерковленных семей, но и обычные школьники из любопытства, а то и дети из неблагополучных семей. Ко всем мы должны проявить внимание, установить личностный контакт. И тут педагог сталкивается с тем, что начальный уровень подготовки детей, равно как и степень усвоения нового материала разительно отличается друг от друга. Если для одних Церковь стала родным домом, то другие с трудом запоминают Библейские события, имена святых, наименования предметов церковного обихода.
Анализ работы показывает, что опрос учащихся Воскресных школ чаще всего не планируется, а проводится стихийно, от случая к случаю. При такой "системе" контроля, как правило, отличается низкий уровень знаний. Ведь несмотря на то, что Воскресная школа фактически является внешкольным учреждением, где дети поводят свое свободное время, нельзя забывать и об ее обучающей функции. Как же совместить контроль обучения и радость общения? Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие и постоянные "одергивания" учителя.
На принцип меры в педагогике указывали все великие педагоги. В образной форме он был сформирован еще в IV веке Антонием Великим. Египетский патерик повествует: "Пришел некто в пустыню поохотится на диких зверей и застал авву Антония, когда тот говорил братии речи шуточные, и подумал о нем нехорошо. А старец желал изъяснить ему, что иногда братии должно быть оказано снисхождение, говорит ему: "Положи-ка стрелу на лук твой и напрягай тетиву". Тот сделал по слову его. Старец опять говорит: "Еще напрягай"! Тот напряг вовсю, а старец снова за свое: "Напрягай"! Отвечает ему охотник: "Знаешь, если я напрягу чересчур, тетива порвется". И тут молвил ему старец: "Вот так-то и с делом Божиим. Если, беседуя с братьями, напрягать тетиву превыше данной им меры, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им чуточку снисхождения.
И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, утешаясь от шутки, отошли восвояси".
Итак, осознав необходимость контроля за процессом обучения, но, понимая при этом, что при сухом устном опросе детям на уроке будет скучно, мы сталкиваемся с новой проблемой. Далеко не всегда преподаватели Воскресных школ являются профессиональными педагогами, а свое детство они уже успели основательно забыть. Таким образом, наработки традиционной педагогики, варианты использования их в работе Воскресной школы остаются невостребованными.
В процессе обучения педагог планирует ткущий и итоговый опрос. Текущий контроль осуществляется поурочно при использовании игровых форм заданий, а итоговый лучше всего проводить в форме различных викторин, приурочивая их к церковным праздникам: Новолетие, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха.
Проанализируем варианты игровых заданий и формы викторин.
Сразу следует оговорить варианты участия детей в опросе. Ведь они могут не только выполнять данные задания учителя, но и по их образцу придумывать собственные. Таким образом, это с одной стороны облегчает работу педагога, а с другой стороны активизирует деятельность учащихся, они уже не пассивные исполнители, а со-творцы урока.
Варианты заданий:
"Соединение друг с другом рисунков и их названий".
На доске учитель помещает изображения предметов церковного обихода и пишет их названия. Соединить линией рисунок с его названием может учитель по указанию ребенка или же это может сделать сам ученик, выходя к доске. Задание можно усложнить: написать название с ошибкой или вообще не указать название какого-либо предмета. Это задание может также выполняться индивидуально, то есть каждому учащемуся раздается лист с изображениями и названиями, и он сам производит соединение. Такая форма опроса широко используется в начальной школе, но практика показывает, что такие задания с удовольствием выполняют не только младшие школьники, но и подростки. Для учителя сложность задания состоит в подготовке материала: на доску нужно подобрать или нарисовать красочные иллюстрации, а для индивидуальной работы необходимо обеспечить материалы для каждого учащегося.

Загадки.

Небесные светила:
1.По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна.
Черный белого позвал.
Белый зерна поклевал.
(Ночь, звезды, день)

2.Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Растительный мир:
1.Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленной кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

2.Что это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Если мы попробуем загадать детям от пяти до четырнадцати лет загадки, то увидим, какой радостью озарятся их лица. Так давайте, как можно больше использовать загадки в нашей работе. Сложность состоит в том, что мы не знаем, как использовать на церковных уроках обычные загадки. Но, во-первых, очень удачным вариантом является использование загадок о природе на уроках по сотворению мира. Не секрет, что дети путаются и с трудом запоминают дни творения. При использовании загадок усвоение происходит быстрее. Например:

Водоемы:
1.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит. (Река)

2.Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)

3.Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)

4.Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик
ближе. (Облака)

5.Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке,
Узнаете меня. (Ручей)

3.Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

4.Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (Колос)

Животный мир:
1.У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

2.Вьется веревка,
На конце головка. (Змея)

3.Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами да не лошадь. (Осел)

4.Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины_
Они строят и плотину. (Бобры)

В подборе подобных заданий дети с удовольствием помогут учителю. Можно попросить написать их на карточках, а педагогу разложить карточки по конвертам (по дням творения). При обобщении загадки используются вперемешку, а от детей требуется не только отгадать ее, но и назвать день творения.
Во-вторых, в последнее время есть опыт составления загадок специально для Воскресных школ. Стоит отметить сборник "Наши загадки", где они собраны по темам:

Ветхий Завет:
Он ходит-бродит неприкаянно,
Бог наказал неправду Каина.
Лицом он темен - это правильно-
Наказан за убийство... (Авеля)

Жития святых:
Он пошел без размышлений -
Где Господь, там нет сомнений!
Все оставил поскорей
Первозданным стал... (Андрей)

Новый Завет:
Погубить Христа-Дитя
Он задумал, не шутя,
Сам себе могилу вырыл
Душегуб, мучитель... (Ирод)

Богослужение:
В Церкви действо началось,
И по храму разлилось
Сладостное пение,
Всенощное... (бдение)

Церковные праздники:
Мать Пречистая Собой
Нашу Русь хранит святой
Защитит от всех врагов
И раскинет Свой... (Покров)

О Святой Земле:
Он крестил Живого Бога,
Путь готовит Иоанн
Жизни всей вела дорога
На священный... (Иордан)

Монашество:
Управлять монастырем,
Окормлять живущих в нем,
Должен очень - очень умен
Быть для этого... (игумен)

Добродетель:
Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред нами бил,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша... (вера)

Ангел-Хранитель:
Окружил меня заботой,
Ангел Божий, Дух... (бесплотный)

Кроссворды.
III. Задания для кроссвордов могут составлять как загадки (а отгадки соответственно служить сеткой кроссворда), так и определения из православных словарей, энциклопедий. Особенно удобно использование кроссвордов на уроках Литургики, на которых дети с трудом усваивают первоначальные понятия.

Формы проведения:

Викторины:
I. Цепочка (или "по кругу"): первая команда задает все свои вопросы второй, вторая — третей и так далее. Последняя команда задает вопросы первой.
П. Атака веером: каждая команда по очереди задает по 1-2 вопроса всем - остальным командам.
III.Оборона веером: каждой команде поочередно задают по 1-2 вопроса все остальные команды.
IV.Перекрестный поединок проводится меду двумя командами, которые готовят по несколько вопросов и задают их поочередно друг другу (проводится в малочисленных классах).
"Что? Где? Когда?"
Игра проводится по типу брейн-ринга. На отборочном этапе образуется 4-6 команд по 4-5 человек. Команды занимаю места за своими столами. Ведущий задает вопросы, на которые в течение одной минуты надо дать ответ. Игра длится до тех пор, пока одна из команд не наберет 6 очков.

Игры-путешествия.

По мнению С. С. Куломзиной, у детей 8-10 лет просыпается интерес к прошлому, поэтому, обобщая изученный материал по истории Церкви, очень удачной формой являются игры-путешествия. Также их можно применить при повторе некоторых тем Священной истории. Путешествия могут быть как в прошлое - по ленте времени, когда учащиеся устанавливают хронологию событий; так и географические -паломничества по святым местам.

Викторины с вопросами на карточках.

Такие викторины особенно удачно проводить на больших праздниках, так как каждому ребенку можно подобрать вопрос соответствующего уровня сложности, но они требуют красочного оформления, соответствующего тематике. Например, на праздник Рождества Христова вопросы могут быть написаны на звездах, на Пасху - на пасхальных яичках, на Троицу на листочках деревьев. Такое проведение создает радостную атмосферу и при этом выполняет контролирующую функцию.
К сожалению, не всегда наши Воскресные школы обладают хорошей методической базой и большим штатом профессиональных педагогов (особенно на возрождающихся приходах), но это не должно служить оправданием посредственного, скучного преподавания Закона Божия (или ряда предметов на его основе), ведь те, кто сейчас сидят за партами, являются будущим нашей Церкви. Как было доказано, не последнюю роль в системе обучения играет опрос в самых разнообразных формах, поэтому законоучителю следует максимально использовать весь накопленный методический опыт проведения опроса.

Православная викторина «Семья как наследница и хранительница духовно - нравственных традиций»

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ Православной Культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область

Описание материала: Предлагаю вам православную викторину «Семья как наследница и хранительница духовно - нравственных традиций». Материалом для составления православной викторины послужила православная литература и журналы. Использовать материал можно в самой разнообразной форме, как на уроках Основ православной культуры, так и на занятиях в Воскресных школах.

Цель:

1. Расширение историко-культурологического образования и духовно - нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания;

2. Знакомство учащихся со Священной историей сотворения мира и существования на Земле;

3. На примере жизни святых показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные;

4.. Учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными;

5. Развивать у учащихся интерес к истории; развивать эстетический вкус учащихся; развивать мышление, речь, память;

6. Воспитывать трудолюбие, терпение.

Задачи:

Образовательная: Изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства. Ознакомление с особенностями церковного искусства; изучение устроения православного храма.

Ознакомление с основными видами православного богослужения;формирование целостного восприятия мира. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека. Формирование культуры общения. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. Возрождение православных основ семьи. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории. Воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества

Воспитательная: воспитать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющейся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии; приобщать к высшим ценностям: мужество, взаимоуважение, терпимость.

Развивающая: развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.

Оборудование: Выставка православных книг

Счастлив тот дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня…

Святитель Иоанн Златоуст

Православная викторина «Семья как наследница и хранительница духовно - нравственных традиций» 1. Какие православные праздники праздновали на Руси в сентябре. Назовите их даты по новому стилю.

– А) Великий праздник Усекновения Главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна (11 сентября)

Д) День памяти святых мучениц отроковиц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (30 сентября)

2. Праздник Воздвижения Креста Господня необычный праздник. Нет в нем простого веселья, но есть радость подвига. Почему православные христиане называют этот праздник подвижническим?

Он чествует Распятого на Кресте Спасителя, Который принес за людей Искупительную Жертву. Христиане жили радостной надеждой на вечную жизнь в Царствии Небесном. Чтобы удостоиться этой радости, необходимо было подготовиться – в земной жизни – понести свой крест. Для христиан путь к радости шел через Крест Христов. Об этом говорит Воздвижение.

3. Скажите, как вы понимаете христианское подвижничество?

Христианское подвижничество – это следование в жизни заповедям Божиим.

4. Расскажите, какие обычаи, и традиции праздника Воздвижения сложились на Руси?

К православному календарю были приурочены на Руси в христианской семье и хозяйственные дела. Постепенно складывались обычаи, обряды, отражавшиеся в народном быту. В старые времена на Руси на Воздвижение воздвигали православные люди часовенки, церкви – по обещанию в честь праздника. Это считалось особенно угодным Богу. Ставили придорожные кресты. Совершались на этот праздник крестные ходы вокруг деревень, городов, для ограждения от беды, обходили поля с молитвой о будущем урожае. Говорили в народе, твердо помня дедовский завет о том, что «правда сильна верою, а вера – правдою», и что одна без другой мертва.

5. Расскажите, что такое «обетный крест»?

Обетные кресты на Руси ставились по дорогам и назвались придорожными обетными крестами. Ставили их в благодарность за избавление от зла – напасти.

6. Архангел Михаил почитается христианами как воевода Сил Небесных. Православная Церковь установила особый день для общего почитания Ангелов – служителей Божиих и хранителей рода человеческого от лукавых духов тьмы. – Собор Небесного Ангельского воинства, которое возглавляет Архангел Михаил. Скажите, как называется этот праздник? Когда он был установлен? Когда совершается празднование?

Праздник называется Собор Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. Был установлен в начале четвертого века. Совершается празднование 21 ноября.

7. Согласно учению Православной Церкви, Ангелов очень много. Священное Предание открывает нам имена семи Архангелов, которых и изображают на иконах. Назовите их имена? Скажите, что они означают.

Вот эти имена: Михаил; Гавриил – его имя означает «сила Божия» (он изображен на иконах с лилией в руках и скипетром или свитком, в котором записаны слова Божии); Рафаил – «Бог излечил» (изображается с посохом в руках и перекинутой через плечо флягой с водой); Уриил – «свет Божий» (изображается с книгой, свитком или факелом в руке); Салафиил – «молитва к Богу» (он изображается с кадилом в руках); Иеремиил – «высота Божия»; Варахиил – «Благословение Божие; Иегудиил – «хвала Божия». Они изображены на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (В восьми ее лепестках).

8. В иконостасе православного храма можно увидеть двух Архангелов. Назовите их имена. Расскажите, где они находятся.

Архангел Михаил и Гавриил. Архангел Михаил – справа от Спасителя, рядом с Богоматерью, а Гавриил – слева, рядом с Иоанном Крестителем.

9. Сколько дней в православном календаре от праздника Покрова Пресвятой Богородицы до Михайлова дня?

Тридцать восемь дней.

10. Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

Так праздничный день именин в русской литературе описал А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин». Расскажите, когда бала установлена традиция празднования именин. Что означает слово именины?

Традиция празднования именин известна на Руси с семнадцатого века. Именины – день памяти святого, имя которого носит христианин.

11. Когда в православной семье было принято крестить ребенка?

В православной семье было принято крестить ребенка на восьмой день после рождения. День именин связан поэтому, прежде всего, с Таинством Крещения и со святым, именем которого нарекался новорожденный. В старину святых покровителей называли иногда ангелами их земных тезок. Однако, святой покровитель – не является Ангелом Хранителем. По традиции, христиане смотрят, чья память отмечается в день рождения их ребенка, и определяют день его Крещения.

12. Какой день на Руси считается первым днем зимы?

День Михаила Архангела считается на Руси первым днем зимы. Реки покрываются льдом. В народе говорили: «С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет», «Михайло мостит мосты».

13. Православная строила по дням церковного календаря все повседневные дела. Что начиналось с праздника Ведения во храм Пресвятой Богородицы?

В старину праздник Ведения во храм Пресвятой Богородицы был началом зимнего торга. Торговцы зазывали покупателей прибаутками:

Вот санки – самокаты,

Разукрашены – богаты,

Разукрашены – раззолочены,

Сафьяном оторочены!

Введеньев торг у двора,

Санкам ехать пора

Сани сами катят,

Сани ехать хотят!

Введенье пришло,

Зиму в хату завело,

В сани коней запрягло,

В путь – дорожку вывело,

Лед на речке вымело,

С берегом связало,

К земле приковало,

Снег заледенело,

Малых ребят,

Красных девчат

На салазки усадило,

На ледянке с горы покатило….

14. С какого числа начинается Рождественский пост. Как его еще называют. Сколько дней он продолжается?

Рождественский пост начинается с 28 ноября. Это время Церковью было установлено для особых духовных трудов. А так как в этот день праздновалась память святого апостола Филиппа, его называют еще Филипповым постом. Продолжается пост сорок дней – до Рождества Христова, празднуемого 7 ноября.

15. Что такое Царские часы? Почему они были названы Царскими часами?

Царские часы – богослужение перед праздниками рождества, крещения, а также в Великую Пятницу. Царскими они были названы в Константинополе, так как на них приходил царь и ему торжественно возглашали многолетие.

16. В православном календаре стоит праздник Крещения Господня О чем говорил христианам этот праздник?

О том, что пришедшая в мир Любовь Божия озарила сердца людей, крестился Христос и показал всем путь к спасению. Следуя за Христом, принимая Крещение, человек мог возродиться к духовной жизни – жизни с Богом. В Крещении Иисуса Христа Бог явил Себя людям как Святую Троицу – Бога Единого в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому праздник Крещения называется еще Богоявлением.

17. Когда в православном календаре отмечается праздник Крещения Господня? Как накануне называется день?

Праздник Крещения Господня в православном календаре отмечается девятнадцатого января. День накануне называется, как и перед Рождеством, сочельником. В этот день христиане соблюдают пост. После праздничной службы в крещенский сочельник во всех храмах на Руси совершается Великое освящение воды, в память того, как воды Иордана освятились, когда в них крестился Иисус Христос.

Если домашнее задание на тему: » Православная викторина для детей с ответами оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.