Русский язык корни на чередование. Корни с чередующимися гласными
I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также
используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в
корне слова, с рисунками, помогающими лучше
воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне
которых пишутся разные гласные. Это и есть корни
с чередованием.
Нужно хорошо запомнить, что
«написание букв на месте безударных гласных в
этих корнях не соответствует общему правилу, а
подчиняется традиции». При написании гласной в
этих корнях мы будем пользоваться особыми
правилами. Эти правила можно объединить в 4
группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково
(а ударный – по-разному: так, как слышится):
Обратите
внимание:
правило
распространяется только на слова, которые
являются однокоренными, имеющими одно значение.
Посмотрите на рисунок:
Зар
я. В небе разгор
аются зар
ницы. На
берегу гор
ит костер. Ивы наклон
ились над
озар
енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав
ок.
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того,
какие за ним идут согласные:
раст
растение
выращены
Внимание!
Не путайте корень -рос-
с
приставкой рас-
!
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли
после корня суффикс
-а-:
Внимание!
У девушки кос-а
–
здесь после корня не суффикс -а-,
а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас-
имеют значение «дотрагиваться».
Исключения:
ра
внина
(это ро
вное,
а не ра
вное
чему-то место, но пишется -а-
).
Равняйсь!
(Команда в строю – встать ровно
),
уровень
(отметка, ра
вная
какому-то
значению),
поровну
(на ра
вные
доли).
-мак- – -мок-
-скак- – -скоч-
Исключение:
ска
чок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак-
– с -а-,
-скоч-
– с -о-;
тогда
исключений будет два: скачок, скачу.
(На парте у каждого ученика есть такая
таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1.
Объясните написание
чередующихся гласных в корне.
Порядок
действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь
сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и
следуя порядку действий предыдущего задания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное
списывание
Задание 3.
Спишите. Выделите корни с
чередованием гласных. Обозначьте условия выбора
орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить
кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль.
отраслевая промышленность, нарастающая
скорость, обложной дождь, продираться сквозь
заросли, замирать от восхищения, вырастить
блистательную смену, предположение отпадает,
возложить к подножию памятника выращенные цветы,
несчастье коснулось и его, подошел к зарослям
камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик
Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание,
положить выручку в несгораемый шкаф, жук
расположился на блестящем листе кувшинки,
изложить требования, бесплатное приложение,
неправильное сращение кости, растительный
покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4.
Спишите. Выделите корни с
чередованием гласных. Отметьте условия выбора
орфограмм.
Ира
очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает
квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль,
зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом
заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не
сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя,
убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь
уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть
шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все
сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Задание 7.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах
с чередованием в корне. Выберите нужное
объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах
с чередованием в корне зависит
от согласной в корне
от наличия/отсутствия
ударения
от суффикса -а-
после корня
от лексического
значения
Заг_р
Р_внина
Прод_раться
Ср_внять
Р_стительность
Непром_каемый
З_ря
Обм_кнуть
Прик_сновение
Зап_реть
Заг_релый
Бл_стеть
Отр_сль
Подл_жить
Выр_щенный
Р_сток
К_сание
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
3.
В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла
; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло
.
Бра
зды - бо
ро
зда, обла
ко - обо
ло
чка, охла
ждение - хо
ло
д, возгла
с - го
ло
с, огра
да - ого
ро
дить, гла
ва - го
ло
ва, сокра
щать - ко
ро
ткий.
4.
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Возра
жать, нава
ждение, а
ромат, па
норама, ла
би
ринт, ло
те
рея, бе
тон, ка
стрюля, при
ви
легия, эти
кет.
Обратите внимание!
1)
Слово до
лина
является однокоренным со словом до
л
; слово препода
ватель
- со словом да
ть
; слова одо
леть, преодо
леть
- со словом до
ля
.
2)
Имена существительные ка
мпания
и ко
мпания
различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
). Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3)
Гласные о-а
в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать
(-ивать
), ср.: раско
лет - раска
лывать, гово
рить - разгова
ривать
.
4)
В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
Ра
ст
и, ра
ст
ение, выра
щ
ивать, нара
щ
ение - выро
с
ший, заро
с
ли, поро
с
ль.
а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра
сль
(и производные от них, например: отра
слевой
).
Скак-/скоч-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а
или о
), в безударном положении перед к
пишется а
, перед ч
пишется о
.
Ска
к
ать, проска
к
ать, на ска
к
у - выско
ч
ка, заско
ч
ить, выско
ч
ить.
Ска
чу, ска
чок, ска
чи, вска
чь.
Лаг-/лож-
Перед г
пишется а
, перед ж
пишется о
.
Сла
г
аемое, пола
г
ать, разла
г
ать - сло
ж
ить, поло
ж
ить, разло
ж
ить.
Поло
г
.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни
Правило
Примеры
Исключения
Мак-/мок-
Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок-
(моч-
) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн-
пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора
вняться
(«оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура
внение
(«математическое равенство») - подро
внять кусты
(«сделать ровными»), разро
внять песок
(«сделать ровным, гладким»).
Ра
внина, поро
вну, уро
вень, ро
весник.
Корни с чередующимися гласными И
/Е
Корни
Правило
Примеры
Бир-/бер-
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется и
, если суффикса нет, то в корне пишется е
.
В словах с корнем пир-
со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и
.
Пи
р, пи
ровать.
Чередование A(Я)
/им(ин)
Корни
Правило
Примеры
Корни с чередованием а(я)
/им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется им
(ин
), если суффикса нет, то в корне пишется а
/я
.
Пожим
а
ть - пожа
ть, нажим
а
ть - нажа
ть, размин
а
ть - размя
ть, поним
а
ть - поня
ть, начин
а
ть - нача
ть, помин
а
ть - памя
ть.
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е
используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ]
+ гласный (е
да, крае
вед
).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]
) также пишется е
, а не э
.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е
Пишется Э
1.
В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери
.
1.
После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр
и производных от них (мэрия, пэрство
), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ
.
2.
После гласной и
, например: диета, реквием, кариес
.
2.
После гласных (кроме и
) в соответствии с произношением пишется э
, например: силуэт, поэзия, дуэт
.
3.
В словах: проект, проекция, реестр, феерия
.
3.
В начале слова в соответствии с произношением пишется э
(это, экзамен, этаж, экономика
) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить
).
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило
Примеры
1.
В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.
3.
В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла
; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло
.
Бра
зды - бо
ро
зда, обла
ко - обо
ло
чка, охла
ждение - хо
ло
д, возгла
с - го
ло
с, огра
да - ого
ро
дить, гла
ва - го
ло
ва, сокра
щать - ко
ро
ткий.
4.
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Возра
жать, нава
ждение, а
ромат, па
норама, ла
би
ринт, ло
те
рея, бе
тон, ка
стрюля, при
ви
легия, эти
кет.
Обратите внимание!
1)
Слово до
лина
является однокоренным со словом до
л
; слово препода
ватель
- со словом да
ть
; слова одо
леть, преодо
леть
- со словом до
ля
.
2)
Имена существительные ка
мпания
и ко
мпания
различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
). Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3)
Гласные о-а
в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать
(-ивать
), ср.: раско
лет - раска
лывать, гово
рить - разгова
ривать
.
4)
В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
Ра
ст
и, ра
ст
ение, выра
щ
ивать, нара
щ
ение - выро
с
ший, заро
с
ли, поро
с
ль.
а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра
сль
(и производные от них, например: отра
слевой
).
Скак-/скоч-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а
или о
), в безударном положении перед к
пишется а
, перед ч
пишется о
.
Ска
к
ать, проска
к
ать, на ска
к
у - выско
ч
ка, заско
ч
ить, выско
ч
ить.
Ска
чу, ска
чок, ска
чи, вска
чь.
Лаг-/лож-
Перед г
пишется а
, перед ж
пишется о
.
Сла
г
аемое, пола
г
ать, разла
г
ать - сло
ж
ить, поло
ж
ить, разло
ж
ить.
Поло
г
.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни
Правило
Примеры
Исключения
Мак-/мок-
Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок-
(моч-
) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн-
пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора
вняться
(«оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура
внение
(«математическое равенство») - подро
внять кусты
(«сделать ровными»), разро
внять песок
(«сделать ровным, гладким»).
Ра
внина, поро
вну, уро
вень, ро
весник.
Корни с чередующимися гласными И
/Е
Корни
Правило
Примеры
Бир-/бер-
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется и
, если суффикса нет, то в корне пишется е
.
В словах с корнем пир-
со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и
.
Пи
р, пи
ровать.
Чередование A(Я)
/им(ин)
Корни
Правило
Примеры
Корни с чередованием а(я)
/им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется им
(ин
), если суффикса нет, то в корне пишется а
/я
.
Пожим
а
ть - пожа
ть, нажим
а
ть - нажа
ть, размин
а
ть - размя
ть, поним
а
ть - поня
ть, начин
а
ть - нача
ть, помин
а
ть - памя
ть.
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е
используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ]
+ гласный (е
да, крае
вед
).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]
) также пишется е
, а не э
.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е
Пишется Э
1.
В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери
.
1.
После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр
и производных от них (мэрия, пэрство
), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ
.
2.
После гласной и
, например: диета, реквием, кариес
.
2.
После гласных (кроме и
) в соответствии с произношением пишется э
, например: силуэт, поэзия, дуэт
.
3.
В словах: проект, проекция, реестр, феерия
.
3.
В начале слова в соответствии с произношением пишется э
(это, экзамен, этаж, экономика
) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить
).
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А
, то в корне пишем букву И
, но если суффикса А
Е
.
-бир-а // -бер- (со
бИр
ать - за
бЕр
ёшь)
-пир-а // -пер- (за
пИр
ает - под
пЕр
еть)
-дир-а //-дер- (с
дИр
ать -
дЕр
ёт)
-тир-а // -тер- (с
тИр
ать - вы
тЕр
еть)
-жиг-а //-жеч- (с
жИг
ать - с
жЕч
ь)
-блист-а // -блест- ( блИст
ать -
блЕст
еть)
-стил-а // -стел- (пере
стИл
ать - за
стЕл
ешь)
-чит-а //-чест- (по
чИт
ать - по
чЕс
ти)
-мир-а //-мер- (за
мИр
ал - за
мЕр
еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а
, то в корне пишем букву А
, но если суффикса а
нет, то в корне пишется буква О
.
-кас-а //-кос-
(кАс
аться –
кОс
нуться)
-лаг-а // -лож- (по
лАг
ать – по
лОж
ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т
или Щ
, то пишем букву А
, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О
.
-рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы
рАст
и– вы
рАщ
енный - вы
рОс
ли).
Исключения:
рост
ок, отрас
ль, Рост
ислав, рост
овщик, Рост
ов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К
, то пишем букву А
, но если корень оканчивается на Ч
, то в корне пишется буква О
.
-скак // -скоч- (ск
Акать
– вск
Очить
).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр
- и – клАн
- падает ударение, то в них пишем букву А
, но если эти корни безударные, то в них пишем О
.
-гАр -//- гор- (за
гАр
– за
гор
ать)
-клАн-//-клон- (клАн
яться – по
клон
иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр
- НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А
, но если этот корень ударный, то в нём пишем О
.
Исключения:
зор
янка, зор
евать.
-зОр-//-зар- (зар
я –
зОрь
ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость»,
то пишем А
, но если слово обозначает «пропускать жидкость»,
то пишем О
.
-мак -//- мок- (мак
ать хлеб в мёд
–
промОк
нуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный»,
то пишем А
, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой»,
то пишем О
.
В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?
Чередование гласных в корне слова – классификация по факторам влияния
Итак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о.
Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль.
То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но
вскочит
.
Исключениями
являются такие слова, как пролог
и скачок
.
Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем. Так, в случае с корнями ровн и равн первый используется для передачи значения “ровный, гладкий”. а второй – когда речь идет о равенстве кого-/чего-либо: ровнять, но
уравнение
.
Исключениями
из данного правила являются такие слова, как ровесник
, уровень
, поровну
и равнина
.
Другая пара корней, правило правописания которых зависит от значения – это мок и мак. Так, мак используется для передачи значения опускания в жидкость, а мок – когда речь идет о чем-то, что эту жидкость пропускает: макать, но
мокнуть
.
Третья модель чередования основана на ударении. Разобраться в тонкостях выбора между а и о по этому принципу поможет таблица чередующихся гласных в корне слова.
Наконец, самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса. В таких корнях, как -бир-/-бер-, -пир-/-пер-,-дир-/-дер-, -тир-/ -тер-, -жиг-/-жеч-, -блист-/ -блест-, -стил-/ -стел-, -чит-/-чест-, -мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но
вычет, блистать, но
блестеть, расстилать, но
стелить.
Исключением
из этого правила являются такие слова, как сочетать
и обжиг
.
То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но
коснуться.
Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.
Что мы узнали?
В русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели. В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне. Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.